Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 1 класса
Требования к уровню подготовки учащихся начальной школы
I класс.
§ развитие устойчивого интереса к музыкальным занятия;
§ побуждение эмоционального отклика на музыку разных жанров;
§ развитие умений учащихся воспринимать музыкальные произведения с ярко выраженным жизненным содержанием, определение их характера и настроения;
§ формирование навыков выражения своего отношения музыке в слове (эмоциональный словарь), пластике, а так же, мимике;
§ развитие певческих умений и навыков (координации между слухом и голосом, выработка унисона, кантилены, спокойного дыхания), выразительное исполнение песен;
§ развитие умений откликаться на музыку с помощью простейших движений и пластического интонирования, драматизация пьес программного характера.
§ формирование навыков элементарного музицирования на простейших инструментах;
§ освоение элементов музыкальной грамоты как средство осознания музыкальной речи.
Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 1 класса
обучающиеся научатся:
§ воспринимать музыку различных жанров;
§ эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально творческой деятельности;
§ определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
§ общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.
§ воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;
§ продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
§ узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
§ исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).
Формы организации учебного процесса:
- групповые, коллективные, классные и внеклассные.
Виды организации учебной деятельности:
- экскурсия, путешествие, выставка.
Виды контроля:
- входной, текущий, итоговый
- фронтальный, комбинированный, устный
Формы (приемы) контроля:
- наблюдение, самостоятельная работа, работа по карточке, тест.
Формирование универсальных учебных действий:
Личностные:
§ Ценностно-смысловая ориентация учащихся,
§ Действие смыслообразования,
§ Нравственно-этическое оценивание
Коммуникативные ууд
§ Умение выражать свои мысли,
§ Разрешение конфликтов, постановка вопросов.
§ Управление поведением партнера: контроль, коррекция.
Регулятивные ууд
§ Целеполагание,
§ волевая саморегуляция,
§ коррекция,
§ оценка качества и уровня усвоения.
Познавательные универсальные действия:
Общеучебные:
§ Умение структурировать знания,
§ Смысловое чтение,
§ Знаково – символическое моделирование,
§ Выделение и формулирование учебной цели.
Логические:
§ Анализ объектов;
§ Синтез, как составление целого из частей
§ Классификация объектов.
§ Доказательство
§ Выдвижение гипотез и их обоснование
§ Построение логической цепи рассуждения
№ урока
| Дата
| Тема урока
Тип урока
| Элемент содержания
| Планируемые результаты
| план
| факт
| научится
| Получит возможность научиться
| Тема полугодия первого: «Музыка вокруг нас».
| 1.
| | | «И Муза вечная со мной!»
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. (Урок-путешествие)
| Истоки возникновения музыки, рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния.
Муза – волшебница, добрая фея, раскрывающая перед школьниками чудесный мир звуков, которыми наполнено все вокруг. Композитор – исполнитель – слушатель.
§ П.И.Чайковский «Па-де-де» из балета «Щелкунчик»
§ Д.Кабалевский «Песня о школе».
§ И.Якушенко «Пестрая песенка»
| - размышлять об истоках возникновения музыкаль-ного искусства.
- правилам поведения на уроке музыки. Правилам пения.
- наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы;
- с назначением основных учебных принадлежностей и правилами их использования
| - обогащение индивидуального музыкального опыта;
- пониманию истоков музыки и ее взаимосвязи с жизнью;
- расширять музыкальный кругозор и получит общие представления о музыкальной жизни современного социума;
- воспринимать учебный материал небольшого объема со слов учителя, умение внимательно слушать
|
| | | Хоровод муз.
Комбинированный урок.
(Урок- экскурсия)
| Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.
Знакомство с понятием“хор”, “хоровод”, с музыкой, которая в самых различных жизненных обстоятельствах становится частью жизни. Праздничный день. Все поют, танцуют, веселятся. Разве можно в такой день обойтись без музыки? Хоровод- древнейший вид искусства, который есть у каждого народа. Сходство и различие русского хоровода, греческого сиртаки, молдавской хоры. Характерные особенности песен и танцев разных народов мира. Колыбельная песня – это музыка, которая становится частью жизни.
§ р.н.п. «Во поле береза стояла»
§ греческий танец «Сиртаки»
§ молдавская хороводная песня-пляска «Хора».
| - музыка объединяет музыкальные образы разных стран и народов;
- использовать музыкальную речь, как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках.
| - узнавать на слух основную часть музыкальных произведений;
-передавать настроение музыки в пении;
- выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку;
- давать определения общего характера музыки.
|
| | | Повсюду музыка слышна.
Комбинированный урок.
(Урок - игра)
| Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Истоки возникновения музыки.
Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Показать, что каждое жизненное обстоятельство находит отклик в музыке. Знакомство с народными песенками-попевками. Определение характера, настроения песенок, жанровой основы.
Ролевая игра «Играем в композитора»,
Сочинение мелодии и исполнение песен-попевок.
| -определять характер, настроение, жанровую основу песен-попевок;
- принимать участие в элементарной импрови-зации и исполнительской деятельности.
| - выражать собственные мысли,
настроения и чувства с помощью
музыкальной речи в пении, движе-нии, игре на инструментах;
- приобретать (моделировать) опыт
музыкально- творческой деятель-ности через сочинение, исполнение, слушание;
- исполнять, инсценировать песни.
|
| | | Душа музыки – мелодия.
Урок обобщения и систематизации знаний.
(Урок-путешествие)
| Песня, танец, марш. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия).
Мелодия – главная мысль любого музыкального сочинения, его лицо, его суть, его душа.Опираясь на простые жанры – песню, танец, марш выявить их характерные особенности. В марше - поступь, интонации и ритмы шага, движение. Песня-напевность, широкое дыхание, плавность линий мелодического рисунка. Танец-движение и ритм, плавность и закругленность мелодии, узнаваемый трехдольный размер в вальсе, подвижность, четкие акценты, короткие “шаги” в польке. В песне учащиеся играют на воображаемой скрипке. В марше пальчики- “солдатики”
маршируют на столе, играют на воображаемом барабане. В вальсе учащиеся изображают мягкие покачивания корпуса.
П.Чайковский:
§ «Сладкая греза», «Вальс»,
§ «Марш деревянных солдатиков».
| - понимать термины: мелодия и аккомпанемент. Что мелодия – главная мысль музыкального произведения.
-выявлять характерныеособенности жанров: песни, танца, марша;
- определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш);
| - откликаться на характер музыки пластикой рук, ритмическими хлопками.
- определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях;
эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление;
- эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление.
|
| | | Музыка осени.
Комбинированный урок
| Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке.
Связать жизненные впечатления школьников об осени с художественными образами поэзии, рисунками художника, музыкальными произведениями П.И.Чайковского и Г.В.Свиридова, детскими песнями. Звучание музыки в окружающей жизни и внутри самого человека. Куплетная форма песен.
§ П.И.Чайковский «Осенняя песнь»
§ Г.Свиридов «Осень»
§ В.Павленко «Капельки»
§ Т.Потапенко «Скворушка прощается»
| -различатьтембр музыкального инструмента – скрипки и фортепиано;
- выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку;
| - осмысленно владеть способами певческой деятельности: пропевание мелодии, проникнуться чувством сопричастности к природе, добрым отношением к ней.
- участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов
|
| | | Сочини мелодию.
Урок закрепления нового материала.
| Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Региональные музыкально – поэтические традиции.
Развитие темы природы в музыке. Овладение элементами алгоритма сочинения мелодии. Вокальные импровизации детей. Ролевая игра «Играем в композитора». Понятия «мелодия» и «аккомпанемент».
Тема природы в музыке. Ролевая игра «Играем в композитора». Муза вдохновляет тех, кто имеет желание, обладает трудолюбием, кто хочет научиться новому.
| - проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость;
- ориентироваться в музыкально- поэтическом творчестве, в многооб-разии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки;
- ценить отечественные народные музыкальные традиции;
| - найти нужную речевую интонацию для передачи характера и настроения песенки на стихи А.Барто «Золотая осень» и песенки «Дождь идет»;
- владеть элементами алгоритма сочинения мелодии;
- самостоятельно выполнять упражнения;
- владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий.
|
| | | «Азбука, азбука каждому нужна…»
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
| Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки.
Роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. Увлекательное путешествие в школьную страну и музыкальную грамоту.
§ Д.Кабалевский «Песня о школе»
§ А. Островский «Азбука»
| - моделирования опыта музыкально-творческой деятельности;
- понимания истоков музыки и ее взаимосвязи с жизнью;
| - участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы и анализе условий учебной задачи;
- взаимосвязь всех школьных уроков друг с другом и роль музыки в отражениях различных явлениях жизни;
|
| | | Музыкальная азбука.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
| Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки.
Запись нот - знаков для обозначения музыкальных звуков.
Музыкальная азбука – взаимосвязь всех школьных уроков друг с другом. Роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. Увлекательное путешествие в школьную страну и музыкальную грамоту. Элементы музыкальной грамоты: ноты, нотоносец, скрипичный ключ.
§ В. Дроцевич «Семь подружек»
§ «Нотный хоровод»
| - узнавать изученные произведения, участвовать в коллективном пении, исполнение ритма, изображение звуковы-сотности мелодии движением рук.
| - Ориентироваться в нотном письме
как графическом изображении типичных интонационных оборотов
(вопрос — ответ, выразительные и
изобразительные интонации и др.);
|
| | | Обобщающий урок 1 четверти.
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.
| Музыка и ее роль в повседневной жизни человека.
Исполнение песен. Игра «Угадай мелодию» на определение музыкальных произведений и композиторов, написавших эти произведения.
| -определять на слух знакомые жанры: песня, танец, марш, смысл понятий «композитор-исполнитель-слушатель»,
-узнавать изученные музыкальные произведения, выказывать свое отношение к различным музыкальным сочинениям, явлениям, создавать собственные интерпретации, исполнять знакомые песни.
| - реализовывать творческий потенциал, осуществляя собствен-
ные музыкально - исполнительские замыслы в различных видах деятельности;
- задавать вопросы;
- отвечать на вопросы;
- умение выражать свои мысли.
|
| | | Музыкальные инструменты.
Урок изучения и закрепления новых знаний.
| Народные музыкальные традиции Отечества. Русские народные музыкальные инструменты. Региональные музыкальные традиции.
Музыкальные инструменты русского народа – свирели, дудочки, рожок, гусли. Внешний вид, свой голос, умельцы-исполнители и мастера-изготовители народных инструментов. Знакомство с понятием «тембр». Сходства и различия инструментов разных народов, их тембровая окраска.
§ «Полянка» (свирель),
§ «Во кузнице» (рожок),
§ «Как под яблонькой» (гусли)
§ «Пастушья песенка» (французская народная песня)
| -ориентироваться в музыкально поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России;
-находить сходства и различия в инструментах разных народов.
| - название русских народных инструментов – свирель, гусли, рожок и их внешний вид, своеобразие их интонационного звучания, народные инструменты Ямала.
-распознавать духовые и струнные инструменты, вычленять и показывать (имитация игры) во время звучания народных инструментов, исполнять вокальные произведения без музыкального сопровождения.
|
| | | «Садко». Из русского былинного сказа.
Комбинированный урок
| Наблюдение народного творчества
Знакомство с народным былинным сказом “Садко”. Знакомство с жанрами музыки, их эмоционально-образным содержанием, со звучанием народного инструмента - гуслями. Знакомство с разновидностями народных песен – колыбельные, плясовые. На примере музыки Н.А.Римского-Корсакова дать понятия «композиторская музыка».
§ Д.Локшин «Былинные наигрыши» - (гусли)
§ Н.А.Римский-Корсаков «Заиграйте, мои гусельки», «Колыбельная Волховы» из оперы «Садко»
| -внимательно воспринимать информацию;
- внимательно слушатьмузыкальные фрагменты и находить характерные особенности музыки в прозвучавших литературных фрагментах;
| - различать жанры народных песен – колыбельные, плясовые, их характерные особенности;
- определять на слух звучание народных инструментов;
- воплощения собственных мыслей, чувств в звучании голоса и различных инструментов;
|
| | | Музыкальные инструменты.
Урок изучения и закрепления новых знаний.
| Музыкальные инструменты.
Сопоставление звучания народных инструментов со звучанием профессиональных инструментов: свирель - флейта, гусли – арфа – фортепиано.
§ И.С.Бах «Шутка»
§ К.Глюк «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика».
§ Л.Бетховен «Пасторальная симфония» (фрагмент)
| - сопоставлять звучание народных и профессиональных инструментов;
- выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку;
| - определять названия профессиональных инструментов – флейта, арфа, фортепиано, выразительные и изобразительные возможности этих инструментов;
- передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки.
|
| | | Звучащие картины.
Комбинированный урок.
| Музыкальные инструменты. Народная и профессиональная музыка.
Расширение художественных впечатлений учащихся, развитие их ассоциативно-образного мышления на примере репродукций известных произведений живописи, скульптуры разных эпох. Направление на воспитание у учащихся чувство стиля- на каких картинах “звучит” народная музыка, а каких - профессиональная, сочиненная композиторами.
§ К.Кикта «Фрески Софии Киевской»
§ Л.Дакен «Кукушка»
| - сопоставлять народные и профессиональные инструменты, их своеобразие и интонационное звучание, сходства и различия.
| - узнавать музыкальные инструменты по изображениям, участвовать в коллективном пении, вовремя начинать и заканчивать пение, слушать паузы, понимать дирижерские жесты;
- самостоятельную музыкальную творческую деятельность;
|
| | | Разыграй песню.
Комбинированный урок.
| Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки - движение музыки. Развитие музыки в исполнении.
Развитие умений и навыков выразительного исполнения детьми песни Л.Книппера «Почему медведь зимой спит». Выявление этапов развития сюжетов. Подойти к осознанному делению мелодии на фразы, осмысленному исполнению фразировки. Основы понимания развития музыки
| - планировать свою деятельность;
-выразительно исполнять песню и составлять исполнительский план вокального сочинения исходя из сюжетной линии стихотворного текста, находить нужный характер звучания, импровизировать «музыкальные разговоры» различного характера.
| - учащиеся могут оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий;
- оценивать собственную музыкально -творческую деятельность
|
| | | Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай старины.
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся
| Народные музыкальные традиции Отечества. Народное музыкальное творчество разных стран мира.
Введение детей в мир духовной жизни людей. Знакомство с религиозными праздниками, традициями, песнями. Знакомство с сюжетом о рождении Иисуса Христа и народными обычаями празднования церковного праздника - Рождества Христова. Осознание образов рождественских песен, народных песен-колядок.
§ «Тихая ночь» - международный рождественский гимн
§ «Щедрик»- украинская народная колядка
§ «Все идут, спешат на праздник» - колядка
§ С.Крылов - «Зимняя сказка»
| - приобретать (моделировать) опыт музыкально-творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание.
| - учащиеся могут оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий;
- образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции, праздники – Рождество, названия рождественских песнопений - колядки.
-
|
| | | Добрый праздник среди зимы. Обобщающий урок 2 четверти.
Комбинированный урок.
| Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о музыкальном жанре – балет.
Урокпосвящен одному из самых любимых праздников детворы – Новый год. Знакомство сосказкой Т.Гофмана и музыкой балета П.И.Чайковского «Щелкунчик», который ведет детей в мир чудес, волшебства, приятных неожиданностей. Исполнение песен.
П.И.Чайковский Балет «Щелкунчик»:
§ «Марш»
§ «Вальс снежных хлопьев»
§ «Па- де-де»
§ «Зимняя песенка»А.Бердыщев
| -пониматьстепень понимания роли музыки в жизни человека.
-узнавать освоенные музыкальные произведения, - -давать определения общего характера музыки;
- накопления музыкально-слуховых представлений и воспитания художественного вкуса;
| - учащиеся могут оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий;
- реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально исполнительские замыслы в раз личных видах деятельности;
| Тема второго полугодия: «Музыка и ты»
|
| | | Край, в котором ты живешь.
Урок изучения и закрепления новых знаний.
| Сочинения отечественных композиторов о Родине.Региональные музыкальные традиции
Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни.
Россия - Родина моя. Отношение к Родине, ее природе, людям, культуре, традициям и обычаям. Идея патриотического воспитания. Понятие “Родина” - черезэмоционально-открытое, позитивно-уважительное отношение к вечным проблемамжизни и искусства. Родные места, родительский дом, восхищение красотой материнства, поклонениетруженикам и защитникам родной земли. Гордость за свою родину. Музыка о родной стороне, утешающая в минуты горя и отчаяния, придававшая силы в днииспытаний и трудностей, вселявшая в сердце человека веру, надежду, любовь…Искусство, будь то музыка, литература, живопись, имеет общую основу – саму жизнь. Однако у каждого вида искусства – свой язык, свои выразительные средства для того, чтобы передать разнообразные жизненные явления, запечатлев их в ярких запоминающихся слушателям, читателям, зрителям художественных образах.
§ В.Степанова «Добрый день»
§ А.Шнитке - «Пастораль»
§ Г.Свиридов – «Пастораль»
§ В.Алексеев «Рощица»
§ А.Бердышев «Приезжайте в тундру»
| - понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации; названия изученных произведений и их авторов;
- оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
| -выказывать какие чувства возникают, когда поешь оРодине, различать выразительные возможности – скрипки;
- воплощения собственных мыслей, чувств в звучании голоса и различных инструментов;
- использовать музыкальную речь
как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках.
|
| | | Художник, поэт, композитор.
Урок обобщения и систематизации знаний.
| Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Средства музыкальной выразительности.
Искусство, будь то музыка, литература, живопись, имеет общую основу – саму жизнь. Однако у каждого вида искусства – свой язык, свои выразительные средства для того, чтобы передать разнообразные жизненные явления, запечатлев их в ярких запоминающихся слушателям, читателям, зрителям художественных образах. Обращение к жанру пейзажа, зарисовкам природы в разных видах искусства. Музыкальные пейзажи - это трепетное отношение композиторов к увиденной, “услышанной сердцем”, очаровавшей их природе. Логическое продолжение темы взаимосвязи разных видов искусства, обращение к жанру песни как единству музыки и слова.
§ И. Кадомцев «Песенка о солнышке, радуге и радости»
§ И.Никитин «Вот и солнце встает»
| - понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации; названия изученных произведений и их авторов;
| -воспринимать художественные образы классической музыки, расширять словарный запас, передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки, ритмическая и интонационная точность во время вступления к песне.
- получения эстетического наслаждения от восприятия музыки, от общения с миром искусства.
|
| | | Музыка утра.
| Интонационно – образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке.
Рассказ музыки о жизни природы. Значение принципа сходства и различия как ведущего в организации восприятия музыки детьми.Контраст музыкальных произведений, которые рисуют картину утра. У музыки есть удивительное свойство- без слов передавать чувства, мысли, характер человека, состояние природы. Характер музыки особенно отчетливо выявляется именно при сопоставлении пьес. Э.Григ «Утро»
§ П.Чайковский «Зимнее утро»
§ В.Симонов «Утро в лесу»
| - понимать, что у музыки есть свойство - без слов передавать чувства, мысли, характер человека, состояние природы, как связаны между собой разговорная речь и музыкальная речь
| - по звучавшему фрагментуопределять музыкальное произведение, проникнуться чувством сопереживания природе, находить нужные слова для передачи настроения.
- выявлять особенности мелодического рисунка, ритмичного движения, темпа, тембровых красок инструментов, гармонии, принципов развитии формы. Выражение своего впечатления от музыки к рисунку.
|
| | | Музыка вечера.
Комбинированный урок.
| Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонация – источник элементов музыкальной речи.
Вхождение в тему через жанр - колыбельной песни. Особенности колыбельной музыки. Особенность вокальной и инструментальной музыки вечера (характер, напевность, настроение). Исполнение мелодии с помощью пластического интонирования: имитирование мелодии на воображаемой скрипке. Обозначение динамики, темпа, которые подчеркивают характер и настроение музыки.
§ В. Гаврилин «Вечерняя музыка»
§ С.Прокофьев «Ходит месяц над лугами»
§ Е. Крылатов «Колыбельная Умки»
§ В.Салманов «Вечер»
| -по звучавшему фрагментуопределять музыкальное произведение, проникнуться чувством сопереживания природе, находить нужные слова для передачи настроения.
- сопоставлять, сравнивать, различные жанры музыки.
| - формирования отношения к творчеству и искусству как созиданию красоты и пользы;
- выражать собственные мысли,
настроения и чувства с помощью
музыкальной речи в пении, движении, игре на инструментах;
- получения новых знаний через постижение основных средств музыкальной выразительности;
|
| | | Музыкальные портреты.
Урок изучения и закрепления новых знаний.
| Выразительность и изобразительность в музыке. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие.
Сходство и различие музыки и разговорной речи на примере вокальной миниатюры «Болтунья» С.Прокофьева на стихи А.Барто. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Тайна замысла композитора в названии музыкального произведения. Отношение авторов произведений поэтов и композиторов к главным героям музыкальных портретов.
§ В.Моцарт «Менуэт»
§ С.Прокофьев «Болтунья»
| - сравнивать музыкальные и речевые интонации,
- определять их сходство и различия;
- выявлять различные образы – портреты персонажей можно передать с помощью музыки, сходства и различия разговорной и музыкальной речи.
| - вслушиваться в музыкальную ткань произведения, на слух определять характер и настроение музыки,
- соединять слуховые впечатления детей со зрительными.
|
| | | Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка.
Комбинированный урок.
| Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: игры – драматизации. Развитие музыки в исполнении.
Знакомство со сказкой и народной игрой “Баба-Яга”. Встреча с образами русского народного фольклора.
§ П.Чайковский «Баба Яга»
§ «Баба – Яга» - детская песенка
| -выделять характерныеинтонационные музыкальные особенности музыкального сочинения: изобразительные и выразительные.
| - воплощать выразительные и изобразительные особенности музыки в исполнительской деятельности.
- применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности.
- передавать в собственном испол_
нении (пении, игре на инструмен_
тах, музыкально_пластическом дви_
жении) различные музыкальные
образы.
|
| | | Музы не молчали.
Комбинированный урок.
| Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах.
Тема защиты Отечества. Подвиги народа в произведениях художников, поэтов, композиторов. Память и памятник - общность в родственных словах. Память о полководцах, русских воинах, солдатах, о событиях трудных дней испытаний и тревог, сохраняющихся в народных песнях, образах, созданными композиторами. Музыкальные памятники защитникам Отечества.
§ А.Бородин «Богатырская симфония»
§ «Солдатушки, бравы ребятушки» (русская народная песня)
§ «Учил Суворов»
| - определятьназвания произведений и их авторов, в которых музыка рассказывает о русских защитниках.
- внимательно слушать.
| - определять характер музыки и передавать ее настроение, описывать образ русских воинов, сопереживать музыкальному образу,
- передачи музыкальных впечатлений на основе приобретенных знаний;
|
| | | Мамин праздник.
Комбинированный урок.
| Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей.
Урок посвящен самому дорогому человеку - маме. Осмысление содержания построено на сопоставлении поэзии и музыки. Весеннее настроение в музыке и произведениях изобразительного искусства. Напевность, кантилена в колыбельных песнях, которые могут передать чувство покоя, нежности, доброты, ласки
§ В.Моцарт «Колыбельная»
§ И.Дунаевский «Колыбельная»
§ М.Славкин «Праздник бабушек и мам»
§ И.Арсеев «Спасибо»
| -передавать эмоционально во время хорового исполнения разные по характеру песни, импровизировать;
- выделять характерныеинтонационные музыкальные особенности музыкального сочинения, имитационными движениями.
| - воплощать выразительные и изобразительные особенности музыки в исполнительской деятельности.
- применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности.
- передавать в собственном испол_
нении (пении, игре на инструмен_
тах, музыкально_пластическом дви_
жении) различные музыкальные
образы.
|
| | | Обобщающий урок.
Урок обобщения и систематизации знаний.
| Обобщение музыкальных впечатлений первоклассников за 3 четверть.
| - определятьназвания изученных жанров музыки; названия изученных произведений и их авторов;
-узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
- исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).
| - приобретать (моделировать) опыт
музыкально - творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание.
продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью.
|
| | | Музыкальные инструменты. У каждого свой музыкальный инструмент. Урок изучения и закрепления новых знаний
| Музыкальные инструменты.
Инструментовка и инсценировка песен. Игровые песни, с ярко выраженным танцевальным характером. Звучание народных музыкальных инструментов.
§ «У каждого свой музыкальный инструмент»- эстонская народная песня.
| -вслушиваться в звучащую музыку и определять характер произведения, выделять характерныеинтонационные музыкальные особенности музыкального сочинения, имитационными движениями изображать игру на музыкальных инструментах
| - участвовать в коллективном музицировании на элементарных и музыкальных инструментах.
- воплощения собственных мыслей, чувств в звучании голоса и различных инструментов;
|
| | | Музыкальные инструменты.
Урок изучения и закрепления новых знаний.
| Музыкальные инструменты.
Встреча с музыкальными инструментами – арфой и флейтой. Внешний вид, тембр этих инструментов, выразительные возможности. Знакомство с внешним видом, тембрами, выразительными возможностями музыкальных инструментов - лютня, клавеснн. Сопоставление звучания произведений, исполняемых на клавесине и фортепиано. Мастерство исполнителя-музыканта.
§ И.Бах «Волынка»
§ П.Чайковский «Сладкая греза»
§ Л.Дакен «Кукушка»
§ «Тонкая рябина» - гитара
§ Ж.Рамо - «Тамбурин»- клавесин
§ И.Конради – «Менуэт» - лютня
| - сравнивать звучание музыкальных инструментов, узнавать музыкальные инструменты по внешнему виду и по звучанию, имитационными движениями изображать игру на музыкальных инструментах.
| - сопостовлятьвнешний вид, тембр, выразительные возможности музыкальных инструментов - лютня, клавесин, гитара.
|
| | | «Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины.
Урок обобщения и систематизации знаний.
| Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей.
Знакомство с музыкальными инструментами, через алжирскую сказку “Чудеснаялютня”. Размышление о безграничных возможностях музыки в передаче чувств, мыслей человека, силе ее воздействия. Обобщенная характеристика музыки, дающая представление об особенностях русской народной протяжной, лирической песни разудалой плясовой. Выполнение задания и выявление главного вопроса: какая музыка может помочь иностранному гостю лучше узнать другую страну? Художественный образ. Закрепление представления о музыкальных инструментах и исполнителях. Характер музыки и ее соответствие настроению картины.
| - сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов,
-размышлять о возможностях музыки в передаче чувств. Мыслей человека, силе ее воздействия.
| - обобщать характеристику музыкальных произведений, воспринимать художественные образы классической музыки, расширять словарный запас, передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки, ритмическая и интонационная точность во время вступления к песне.
|
| | | Музыка в цирке.
Комбинированный урок.
| Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Песня, танец, марш и их разновидности.
Цирковое представление с музыкой, которая создает праздничное настроение. Музыка, которая звучит в цирке, помогает артистам выполнять сложные номера, а зрителям подсказывает появление тех или иных действующих лиц циркового представления.
§ А.Журбин «Добрые слоны»
§ И.Дунаевский «Выходной марш»
§ Д.Кабалевский «Клоуны»
§ О.Юдахина «Слон и скрипочка»
| -определять жанровую принадлежность музыкальных произведений, песня- танец – марш.
- узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
| - через различные формы деятельности систематизировать словарный запас детей.
- передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении.
|
| | | Дом, который звучит.
Урок изучения и закрепления новых знаний.
| Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера, балет. Песенность, танцевальность, маршевость. Музыкальные театры.
Музыкальный театр. Через песенность, танцевальность и маршевость можно совершать путешествие в музыкальные страны - оперу и балет. Герои опер - поют, герои балета - танцуют. Пение и танец объединяет музыка. Сюжетами опер и балетов становятся известные народные сказки. В операх и балетах “встречаются” песенная, танцевальная и маршевая музыка.
§ Н.Римский-Корсаков опера «Садко»
§ (фрагменты)
§ Р.Щедрин балет «Конек-Горбунок»
§ («Золотые рыбки»)
| - вслушиваться в звучащую музыку и определять характер произведения, выделять характерныеинтонационные музыкальные особенности музыкального сочинения. Эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике.
| - накопления музыкально-слуховых представлений и воспитания художественного вкуса;
- расширения музыкального кругозора и получения общих представлений о музыкальной жизни современного социума;
- формирования отношения к творчеству и искусству как созиданию красоты и пользы;
| 31-32
| | | Опера-сказка.
Урок закрепления знаний.
| Опера.Песенность, танцевальность, маршевость. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая.
Детальное знакомство с хорами из детских опер. Персонажи опер имеют свои яркие музыкальные характеристики – мелодии-темы. Герои опер могут петь по одному - солист и вместе – хором в сопровождении фортепиано или оркестра. В операх могут быть эпизоды, когда звучит только инструментальная музыка.
§ М.Коваль «Волк и семеро козлят»
§ М.Красев «Муха – цокотуха»
| -назвать понравившееся произведения, дать его характеристику;
- сопоставлять, сравнивать, различные жанры музыки.
| - определять различные виды музыки (вокальной, инструментальной;
сольной, хоровой, оркестровой);
- участвовать в коллективной, ансамблевой и сольной певческой деятельности;
- слушать своего собеседника, отстаивать свою позицию.
|
| | | «Ничего на свете лучше нету».
Комбинированный урок.
| Музыка для детей.
Музыка, написанная специально для мультфильмов. Любимые мультфильмы и музыка, которая звучит повседневно в нашей жизни. Знакомство с композиторами- песенниками, создающими музыкальные образы.
§ Г.Гладков «Бременские музыканты»
| элементарные понятия о музыкальной грамоте и использовать их во время урока,
| - оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально - творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.), собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотеку)
|
| | | Обобщающий урок. (Урок-концерт.)
| Слушание полюбившихся произведений, заполнение афиши, исполнение любимых песен.
| - понимать триединство: композитор – исполнитель – слушатель,
- осозновать, что все события в жизни человека находят свое отражение в ярких музыкальных и художественных образах.
| - оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.
-размышлять о музыке, высказывать собственное отношение к различным музыкальным явлениям, сочинениямсоздавать собственные исполнительские интерпретации.
- сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей.
- различать песенность, танцевальность и маршевость в музыке.
- получения эстетического наслаждения от восприятия музыки, от общения с миром искусства
|
Класс
|