§ Ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, романс, кант и т.д.);
§ Характерные особенности музыкального языка П.И.Чайковского, Мусоргского М.П., С. Прокофьева, Г. Свиридова, В.А.Моцарта, Бетховена Л.Э. Грига.
§.
§ Понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение;
§ Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на простейших шумовых инструментах).
§ Проявляет готовность поделиться своими впечатлениями о музыке и выразить их в рисунке, пении, танцевально-ритмическом движении.
№
| Тема урока
| Элементы содержания
| Требования к уровню подготовки
| Элемен ты доп. содержа ния
| Домаш
нее задание
| Оборудование
| |
Частные и ключевые знания
| Материал для слушания
| Вокально-хоровая работа
| |
1.1.
| Россия – Родина моя
Мелодия – душа музыки.
| Отличительные черты русской музыки. Понятия «симфония», «лирика», «лирический образ».
Соединение изобразительного и выразительного в музыке.
| 1.«Музыканты» нем. нар. песня.
2.Чайковский П.И. Мелодия 2-й части симфонии № 4.
3. Музыкальная викторина: «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика» К. Глюка, «Утро» Э. Грига, «Рассвет на Москве-реке» М.П. Мусоргского,
| Дубравин, Суслов «Всюду музыка живет».
| Знать/понимать
Жанры музыки (песня, танец, марш);
Ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, романс, кант и т.д.);
Особенности звучания знакомых музыкальных инструментов и вокальных голосов;
Уметь:
Выявлять жанровое начало музыки;
Оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание;
Определять средства музыкальной выразительности;
| «Осень» Г.В. Свиридова, «Вечерняя музыка» В. Гаврилина и др.
| | Баян, компьютер, диски, магнитофон
| |
1.2.
| Природа и музыка. Лирические образы русских романсов.
| Определения «романса», «лирического образа», «романса без слов». Певческие голоса: сопрано, баритон. Понятие «пейзажная лирика», подбор иллюстраций, близких романсам, прослушанным на уроке.
| 1. П.И. Чайковский, А.К. Толстой
«Благословляю вас, леса».
2. Н.А. Римский-Корсаков, стихи А.К. Толстой «Звонче жаворонка пенье»
3. М.И. Глинка, Н. Кукольник «Жаворонок»
| 4.Дубравин, Суслов «Всюду музыка живет».
| 4. Г. Свиридов Фрагмент «Романса» из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель».
| | Баян, компьютер, диски, магнитофон
| |
1.3.
| Жанр канта в русской музыке.
| Музыкальные особенности виватного (хвалебного) канта (песенность + маршевость, речевые интонации призывного возгласа, торжественный, праздничный, ликующий характер) и солдатской песни-марша. Выявление жанровых признаков, зерна-интонации, лада, состава исполнителей.
| 1.Кант «Орле Российский» (кант в честь Полтавской победы в 1709 г.).
2. «Радуйся, Росско земле» (кант на заключение Ништадтского мира в 1721 г.).
| 3. Народная солдатская песня «Славны были наши деды».
4.Русская народная песня «Солдатушки, бравы ребятушки».
| | | Баян, компьютер, диски, магнитофон
| |
1.4.
| Кантата «Александр Невский».
| Определение «песня-гимн», музыкальные особенности гимна. Определение «кантаты». 3-частная форма. Особенности колокольных звонов - набат (имитация звона в колокол).
| 1. М.И. Глинка «Патриотическая песня»
2.Прокофьев С.С. Хоры из кантаты «Александр Невский»: «Песня об Александре Невском» (№ 2) и «Вставайте, люди русские» (№ 4).
3.Икона «Святой благоверный князь Александр Невский», В. Присекин «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет».
| 3. Народная солдатская песня «Славны были наши деды».
4.Русская народная песня «Солдатушки, бравы ребятушки».
| Знать\понимать Основные формы музыки и приемы музыкального развития;
Характерные особенности музыкального языка великих композиторов
| 4.Народная солдатская песня «Славны были наши деды».
| | Баян, компьютер, диски, магнитофон
| |
1.5.
| Опера «Иван Сусанин». Да будет вовеки веков сильна…
| Составные элементы оперы: ария, хоровая сцена, эпилог. Интонационное родство музыкальных тем оперы с народными мелодиями. Характерные особенности колокольных звонов – благовест. Отличительные черты русской музыки.
| 1.Хор из пролога оперы – «Родина моя!» и «На зов своей родной земли…».
2.Тема ответа Сусанина полякам «Велик и свят наш край родной».
3.Ария Сусанина из 4-го действия оперы «Велик и свят наш край родной».
4.Хор «Славься!» из финала (эпилога) оперы.
| 3. Народная солдатская песня «Славны были наши деды».
4.Русская народная песня «Солдатушки, бравы ребятушки».
| Знать/понимать
Жанры музыки (песня, танец, марш);
Ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, романс, кант и т.д.);
Особенности звучания знакомых музыкальных инструментов и вокальных голосов;
Уметь:
Выявлять жанровое начало музыки;
Оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание;
Определять средства музыкальной выразительности;
| | | Баян, компьютер, диски, магнитофон
| |
1.6.
| День, полный событий Образы утренней природы в музыке.
| Воплощение образов утренней природы в музыке. Принципы музыкального развития. Развитие зерна-интонации в одночастной форме. Имитация дирижерского жеста.
| 1. П.И. Чайковский «Утренняя молитва» из «Детского альбома»
2.Э. Григ. «Утро» из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт».
3.Э. Григ «Заход солнца».
4. Главные мелодии 2-й части из Симфонии № 4 П. Чайковского и
| | вступление к опере «Хованщина», «Рассвет на Москве-реке».
| | Баян, компьютер, диски, магнитофон
| |
1.7.
| Портрет в музыке
«В каждой интонации спрятан человек».
| Портрет в музыке. Соединение выразительного и изобразительного. Музыкальная скороговорка. Контраст в музыке.
| 1.С.С. Прокофьев «Болтунья»,
«Джульетта-девочка» из балета «Ромео Джульетта», портреты действующих лиц симфонической сказки «Петя и волк».
2. С.С. Прокофьев «Вальс», «Танец с шалью (Па де шаль)» из балета «Золушка».
3.С.С. Прокофьев «Гавот» из балета «Золушка».
| 4. В. Кикта, В. Татаринова «Слон и скрипочка», Ф.Лещинская, Н. Кучинская «Лошадки», М. Коваль «Семеро козлят» из оперы «Волк и семеро козлят».
| Понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение;
Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на простейших шумовых инструментах).
| | | Баян, компьютер, диски, магнитофон
| |
1.8.
| Детские образы М.П. Мусорг-ского и П.И. Чайков-ского.
| Характерные черты музыкального языка Чайковского П.И. и Мусоргского М.П. Речитатив, интонационная выразительность. Конкурс-игра - изображение героев при помощи пластики и движений.
| 1. М.П. Мусоргский «С няней» и «С куклой» из вокального цикла «Детская».
2. П.И. Чайковский «Нянина сказка» из «Детского альбома».
3. С.С. Прокофьев «Сказочка» из «Детской музыки».
| 4. В. Кикта, В. Татаринова «Слон и скрипочка», Ф.Лещинская, Н. Кучинская «Лошадки», М. Коваль «Семеро козлят» из оперы «Волк и семеро козлят».
| 3.Знакомые пьесы из «Детского альбома» П.И. Чайковского.
| | Баян, компьютер, диски, магнитофон
| |
1.9.
| Образы вечерней природы.
| Контраст в музыке. Понятие «пейзажная лирика», подбор иллюстраций, близких прослушанным произведениям. Интегративные связи видов искусств.
| 1. Э. Григ «Утро» и «Заход солнца».
2. П.И. Чайковский «Утренняя молитва» и «Колыбельная песня»
3. М.П. Мусоргский «Тюильрийский сад» и «Вечерняя песня»
4.Иллюстрации - «Кукла» М. Добужинский, «Сумерки. Луна», «Заход солнца» И. Левитан.
| 4. В. Кикта, В. Татаринова «Слон и скрипочка», Ф.Лещинская, Н. Кучинская «Лошадки», М. Коваль «Семеро козлят» из оперы «Волк и семеро козлят».
| | | Баян, компьютер, диски, магнитофон
| |
2.1.
| О России петь– что стремиться в храм
Два музыкальных обращения к Богородице.
| Жанр прелюдии, музыкальный инструмент клавесин. Певческий голос: дискант. Отличительные особенности песнопений западноевропейской и русской духовной музыки - эмоционально-образное родство и различие.
| 1. Ф. Шуберт «Аве Мария».
2. Рафаэль Санти «Сикстинская мадонна».
3.И.С. Бах «Прелюдия № 1» из первого тома «Хорошо темперированного клавира».
4. С.В. Рахманинов «Богородице Дево, радуйся».
| 6.В. Гаврилин «Мама».
7.Исполнение песен о родном крае, о природе.
| Знать/понимать
Жанры музыки (песня, танец, марш);
Ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, романс, кант и т.д.);
Особенности звучания знакомых музыкальных инструментов и вокальных голосов;
Уметь:
Выявлять жанровое начало музыки;
Оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание;
Определять средства музыкальной выразительности;
| Сопоставление со стихами А.С. Пушкина и иконой «Богоматери с младенцем» В. Васнецова.
| | Баян, компьютер, диски, магнитофон
| |
2.2.
| Древнейшая песнь материнства.
Образ матери в музыке, поэзии, живописи.
| Специфика воплощения образа Богоматери в западноевропейской и русской духовной музыки.
| 1. С.В. Рахманинов «Богородице Дево, радуйся».
2.Икона «Богоматерь Владимирская».
3.Тропарь, посвященный Владимирской иконе Божией Матери.
| 5.Польская народная песня «Колыбельная» («Божья Мать Младенца на руках качала»).
6.В. Гаврилин «Мама».
| Народное песнопение о Сергии Радонежском.
| | Баян, компьютер, диски, магнитофон
| |
2.3.
| Образ матери в современном искусстве.
| Специфика воплощения образа Богоматери в современном искусстве.
| 1.К. Петров-Водкин «Петроградская мадонна» и О. Ренуар «Мадам Шарпантье с детьми».
2.Ч. Биксио «Мама».
3. В. Гаврилин «Мама».
| 5.Польская народная песня «Колыбельная» («Божья Мать Младенца на руках качала»).
6.В. Гаврилин «Мама».
| | | Баян, компьютер, диски, магнитофон
| |
2.4.
| Праздники православной церкви. Вербное воскресение.
| Знакомство с традицией празднования Вербного воскресения. Музыкальные особенности жанра величания.
| 1. Э.Л. Уэббер. Хор «Осанна!» из рок-оперы «Иисус Христос суперзвезда»
| 2.Якушенко, Петрова «Розовая песенка», Казенин, Лаубе «Песенка солнечных зайчиков».
| | | Баян, компьютер, диски, магнитофон
|
2.5.
| Музыкальный образ праздника в классической и современной музыке.
| Воплощение в классической музыке традицией празднования Вербного воскресения.
| 1.«Вербочки» Гречанинова и Р. Глиэра.
| 2.Якушенко, Петрова «Розовая песенка», Казенин, Лаубе «Песенка солнечных зайчиков».
| Знать\понимать Основные формы музыки и приемы музыкального развития;
Характерные особенности музыкального языка великих композиторов
| | | Баян, компьютер, диски, магнитофон
| |
2.6.
| Святые земли Русской. Княгиня Ольга, Князь Владимир. Жанры величания и баллады в музыке и поэзии.
| Определение музыкальных особенностей духовной музыки: строгий и торжественный характер, напевность, неторопливость движения. Сравнение баллады, величания, молитвы и выявление их интонационно-образного родства.
| 1.Фрагменты из кантаты «Александр Невский» С. Прокофьева), напев Оптиной Пустыни «О, Преславного чудесе», народные песнопения «Там, где стоит, красуясь, ныне обитель Троицы святой…».
2.Величание Великому равноапостольному князю Владимиру и Великой равноапостольной княгине Ольге.
| 2.Якушенко, Петрова «Розовая песенка», Казенин, Лаубе «Песенка солнечных зайчиков».
| Понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение;
Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на простейших шумовых инструментах).
| Народное песнопение «Баллада о князе Владимире».
С.В. Рахманинов «Богородице Дево, радуйся».
| | Баян, компьютер, диски, магнитофон
| |
2.7.
| Обобщаю щий урок.
Музыка на Новогоднем празднике.
| Историческая сказка о важных событиях истории России, традициях и обрядах народа, об отношении людей к родной природе. Тестирование учащихся.
| Фрагменты этой сказки: инсценировка фрагментов из балета «Золушка» (урок танцев, ссора сестер, вальс Золушки, сцена с часами); исполнение танцев из «Детского альбома» П. Чайковского («Марш деревянных солдатиков», «Игра в лошадки», «Баба Яга», «Камаринская», «Полька», «Мазурка», «Вальс»);
| 2.Якушенко, Петрова «Розовая песенка», Казенин, Лаубе «Песенка солнечных зайчиков».
| | пластическое интонирование пьес из сюиты «Картинки с выставки»: «Тюильрийский сад», «Балет невылупившихся птенцов» М. Мусоргск ого.
| | Баян, компьютер, диски, магнитофон
| |
3.1.
| Гори, гори ясно, чтобы не погасло!
Былина как древний жанр русского песенного фольклора.
| Жанровые особенности былины, специфика исполнения былин.
Имитация игры на гуслях.
Сопоставление зрительного ряда учебника с музыкальным воплощением былин.
| 1.«Былина о Добрыне Никитиче».
2.«Былина о Садко и Морском царе».
3.К. Васильев «Бой Добрыни со Змеем» и рисунок В. Брагинского с изображением Садко и Морской царь.
4. В Кикта «Гусляр Садко» и «Орнамент» из концертной симфонии для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской»
| 5.«Былинные напевы» или импровизация на тему русской народной песни «Как под яблонькой».
6. Былина «То не белая береза».
| | | Баян, компьютер, диски, магнитофон
| |
3.2.
| Образы народных сказителей в русских операх (Баян и Садко). Образ певца-пастушка Леля.
| Воплощение жанра былины в оперном искусстве. Определение выразительных особенностей былинного сказа. Певческие голоса: тенор, меццо-сопрано. Народные напевы в оперном жанре. Импровизация на заданную мелодию и текст, ритмическое сопровождение, «разыгрывание» песни по ролям.
| 1. М.И. Глинка. Песня Баяна из оперы «Руслан и Людмила».
2. Н.А. Римский-Корсаков «Ой ты, темная дубравушка», «Заиграйте, мои гусельки!», «Высота ли, высота поднебесная…» из оперы «Садко».
3. Н.А. Римский-Корсаков. 3 песня Леля из оперы «Снегурочка».
| 5.Разыгрывание русской народной шуточной песни «Как у наших у ворот».
| 4.Репродукции с лаковой миниатюры В. Липицкого из Федоскино – «Лель» и «Песня Леля».
| | Баян, компьютер, диски, магнитофон
|
3.3.
| Масленица – праздник русского народа.
| Знакомство с русскими обычаями через лучшие образцы музыкального фольклора. Приметы праздника Масленица. Воплощение праздника масленица в оперном жанре. Характерные интонации и жанровые особенности масленичных песен.
Исполнение с сопровождением простейших музыкальных инструментов – ложки, бубны, свистульки, свирели и др., с танцевальными движениями.
| 1.Б. Кустодиев «Масленица», «Зима. Масленичное гулянье».
2.Пение знакомые масленичные песенок, веснянок, исполнение игр и забав, пословиц и поговорок русского народа об этом празднике.
3. Н.А. Римский-Корсаков «Прощание с масленицей» из оперы «Снегурочка»
| 5.Разыгрывание русской народной шуточной песни «Как у наших у ворот».
| Знать\понимать Основные формы музыки и приемы музыкального развития;
Характерные особенности музыкального языка великих композиторов
| | | | |
3.4.
| В музыкальном театре
Опера «Руслан и Людмила» М.И. Глинки. Образы Руслана, Людмилы, Черномора.
| Урок-путешествие в оперный театр.
Составные элементы оперы: ария, каватина. Музыкальная характеристика оперного персонажа.
Певческие голоса: сопрано, баритон.
3-частная форма арии.
| 1.М.И. Глинка «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила».
2. М.И. Глинка. Речитатив и ария Руслана из 2 действия оперы «Руслан и Людмила».
3. М.И. Глинка. Каватина Людмилы из оперы «Руслан и Людмила».
| 5.Разыгрывание русской народной шуточной песни «Как у наших у ворот».
| | | Баян, компьютер, диски, магнитофон
| |
3.5.
| Образы Фарлафа, Наины. Увертюра.
| Составные элементы оперы: увертюра, оперная сцена, рондо. Музыкальная характеристика оперного персонажа. Певческие голоса: бас. Определение формы рондо.
| 1. М.И. Глинка. Сцена Наины и Фарлафа и рондо Фарлафа» из оперы «Руслан и Людмила».
2. М.И. Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила».
| 3.Е. Птичкин, М. Пляцковский «Сказки гуляют по свету», Г. Гладков, В. Луговой «Песня-спор» и др.
| | | Баян, компьютер, диски, магнитофон
| |
3.6.
| Опера «Орфей и Эвридика» К. Глюка. Контраст образов. Опера «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова. Образ Снегурочки.
| Контраст в опере. Лирические образы. Унисон в хоре. Музыкальная характеристика Снегурочки.
| 1. К.В. Глюк. Фрагменты из оперы «Орфей и Эвридика»: хор фурий, «Мелодия».
2. Н.А. Римский-Корсаков. Фрагменты из оперы «Снегурочка»: ария Снегурочки «С подружками по ягоду ходить…», сцена таяния Снегурочки.
3.Картина В. Васнецова «Снегурочка».
| 3.Е. Птичкин, М. Пляцковский «Сказки гуляют по свету», Г. Гладков, В. Луговой «Песня-спор» и др.
| Знать/понимать
Жанры музыки (песня, танец, марш);
Ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, романс, кант и т.д.);
Особенности звучания знакомых музыкальных инструментов и вокальных голосов;
Уметь:
Выявлять жанровое начало музыки;
Оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание;
Определять средства музыкальной выразительности;
| | | Баян, компьютер, диски, магнитофон
| |
3.7.
| Опера «Снегурочка». Образ царя Берендея. Танцы и песни в заповедном лесу.
| Музыкальный портрет оперного персонажа на примере образа царя Берендея. Музыкальные особенности шуточного жанра в оперном искусстве: жизнерадостный характер пляски, яркие интонации-попевки, приемы развития – повтор и варьирование. Театрализация пляски: притопы, прихлопы, сопровождение танца музыкальными инструментами (бубны, ложки, свистульки и пр.).
| 1.Н.А. Римский-Корсаков. Каватина царя Берендея «Полна, полна чудес могучая природа».
2.Репродукция с картины В. Васнецова «Палаты Берендея».
3.Н.А. Римский-Корсаков. «Шествие царя Берендея».
4.М.И. Глинка. «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила»
5.Н.А. Римский-Корсаков. «Пляска скоморохов».
6.Н.А. Римский-Корсаков. Заключительный хор из оперы «Свет и сила, Бог Ярило».
| 7. В. Тугаринов, В. Орлов «Я рисую море»
| | | Баян, компьютер, диски, магнитофон
| |
3.8.
| Образы природы в музыке Н.А. Римского-Корсакова. «Океан – море синее», вступление к опере «Садко». Образы добра и зла в балете «Спящая красавица» П.И. Чайков-ского.
| Приемы развития музыки в оперном жанре. Повторение 3-частной формы.Контрастные образы в балете.
Сочинение сюжета в соответствии с развитием музыки.
| 1. Н.А. Римский-Корсаков. Вступление к опере-былине «Садко».
3. П.И. Чайковский. Танец феи Карабос и феи Сирени из балета-сказки «Спящая красавица».
4. П.И. Чайковский. «Вальс» из первого действия балета-сказки «Спящая красавица».
| 7. В. Тугаринов, В. Орлов «Я рисую море»
| П.И. Чайковский. Финал первого действия балета-сказки «Спящая красавица».
| | Баян, компьютер, диски, магнитофон
| |
3.9.
| Мюзиклы: «Звуки музыки». Р. Роджерса, «Волк и семеро козлят на новый лад» А. Рыбникова.
| Закрепление основных понятий: опера, балет, мюзикл, музыкальная характеристика, увертюра, оркестр.
Выявление сходных и различных черт между детской оперой и мюзиклом.
| 1. Р. Роджерс. «Песенка о звукоряде и нотах» из мюзикла «Звуки музыки»
2. М. Коваль. Главные темы персонажей детской оперы «Волк и семеро козлят».
| 3. А. Рыбников. Фрагменты их мюзикла «Волк и семеро козлят».
| Понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение;
Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на простейших шумовых инструментах).
| Определение характерных черт мюзикла.
| | Баян, компьютер, диски, магнитофон
| |
3.10.
| В концертном зале
Инструмента-льный концерт. Народная песня в концерте.
| Определение жанра концерта.
Вариационное развитие народной темы в жанре концерта.
| 1. А. Рыбников. Фрагменты их мюзикла «Волк и семеро козлят». 2.Украинская народная песня-закличка «Веснянка».
| 4. Е. Адлер, В. Семернин «Наш оркестр» или С. Важов, М. Яснов «Песенка про оркестр».
| П.И. Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром.
| | Баян, компьютер, диски, магнитофон
| |
4.1.
| В концертном зале
Сюита Э. Грига «Пер Гюнт» из музыки к драме Г. Ибсена. Контрастные образы и особенности их музыкального развития. Женские образы сюиты, их интонационная близость.
| Определение жанра сюиты.
Особенности вариационного развития. Сопоставление пьес сюиты на основе интонационного родства: сравнение первоначальных интонаций, последующее восходящее движение.
| 1. Э. Григ. Фрагменты из сюиты «Пер Гюнт» к драме Г. Ибсена: «Утро»; «В пещере горного короля»; «Танец Анитры»; «Смерть Озе»; «Песня Сольвейг». 2. А. Парцхаладзе «Утро».
| 3. Я. Дубравин «Добрый день».
4.Шаповаленко, Вратарев «Два веселых маляра».
| | | Баян, компьютер, диски, магнитофон
| |
4.2.
| Особенности интонационно-образного развития образов «Героической симфонии» Л. Бетховена.
| Жанр симфонии. Интонационно-образный анализ тем. Определение трехчастной формы 2 части. Черты траурного марша.
| 1. Л. Бетховен. Фрагменты из симфонии № 3 («Героической»): 1 и 2 части.
2. Л. Бетховен, Н. Райский «Сурок».
| 3. Я. Дубравин «Добрый день».
4.Шаповаленко, Вратарев «Два веселых маляра».
| | | | Баян, компьютер, диски, магнитофон
| |
4.3.
| Мир Л. Бетховена: выявление особенностей музыкального языка композитора.
| Выявление стилистических особенностей музыкального языка Л.Бетховена. Повторение формы вариаций. Интонационное родство частей симфонии.
| 1. Л. Бетховен. Фрагменты из симфонии № 3 («Героической»):
финал симфонии.
2. Л. Бетховен. «Контрданс», 1-я часть сонаты № 14 («Лунной»), пьесы «Весело. Грустно», «К Элизе», песня «Сурок».
| | | | Баян, компьютер, диски, магнитофон
| |
4.4.
| «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»
Джаз – одно из направлений современной музыки. Джаз и музыка Дж. Гершви на.
| Определение главной мысли, сопоставление на основе принципа «сходства и различия».
Определение характерных элементов джазовой музыки.
| 1. Й. Гайдн, П. Синявский «Мы дружим с музыкой»; 2. Р. Роджерс, М. Цейтлина «Звуки музыки» и А. Рыбников, Ю. Энтин «Песенка козлят» из мюзикла «Волк и семеро козлят на новый лад»
| Д. Кабалевский, З. Александрова «Чудо-музыка».
| Дж. Гершвин «Острый ритм» и «Колыбельная Клары» из оперы «Порги и Бесс».
| | Баян, компьютер, диски, магнитофон
| |
4.5.
| Мир композито ров:
Г.В. Свири дов и С.С. Прокофьев, особенности стиля композито ров.
| Выявление стилистических особенностей музыкального языка Г.В. Свиридова и С.С. Прокофьева. Вокальная импровизация на фразу «Снег идет».
| 1. Г.В. Свиридов. «Весна. Осень», «Тройка» из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель».
2. Г.В. Свиридов, И. Северянин «Запевка».
3. Г.В. Свиридов. «Снег идет» из «Маленькой кантаты».
4. С.С. Прокофьев «Шествие солнца», фрагмент из 4-й части Скифской сюиты «Алла и Лоллий».
| | С.С. Прокофьев «Утро» из фортепианного альбома «Детская музыка», М.П. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке», Э. Григ «Утро».
| | Баян, компьютер, диски, магнитофон
| |
4.6.
| Особенности музыкальн ого языка разных композито ров: Э. Григ, П.И. Чайков-ский, В.А. Моцарт.
| Выявление стилистических особенностей музыкального языка Э. Грига, П.И. Чайковского, В.А. Моцарта. Ролевая игра «Играем в дирижера».
| 2. Э. Григ «Утро».
3. П.И. Чайковский «Мелодия».
4. В.А. Моцарт. Главные темы увертюры к опере «Свадьба Фигаро»; 1-й части «Симфонии № 40»; «Весенняя песня»
| 1.Норвежская народная песня «Камертон».
| Ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, романс, кант и т.д.);
Уметь:
Выявлять жанровое начало музыки;
Оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание;
Определять средства музыкальной выразительности;
| «Колыбель ная»; 4-я часть симфонии № 40.
| | Баян, компьютер, диски, магнитофон
| |
4.7.
| Прославим радость на земле.
| Характерные черты гимна. Тестирование уровня музыкального развития учащихся 3 класса.
| 1. Л. Бетховен. Фрагмент из финала симфонии № 9.
2. М.И. Глинка. Хор «Славься!» из оперы «Иван Сусанин» и «Патриотическая песня».
| 1.Норвежская народная песня «Камертон».
| | | Баян, компьютер, диски, магнитофон
| |
4.8.
| Обобщаю щий урок
| | «Урок-концерт» из произведений по выбору учащихся
| | | | | | |
| | | | | | | | | | | |