Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема V. Общая физическая и спортивная подготовка
В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ (4 часа) I часть (2 часа) Основные понятия: методические принципы и методы физического воспитания, физические качества, психические качества, формы занятий, учебно-тренировочное занятие, общая и моторная плотность занятия, двигательные навыки. Методические принципы и методы физического воспитания. Одним из главных принципов физического воспитания в вузе является принцип оздоровительной направленности, что обеспечивается всем содержанием и организацией работы по физическому воспитанию, в частности обязательностью и взаимосвязью врачебного и педагогического контроля. К принципам физического воспитания относятся также принципы сознательности и активности, требующие от каждого занимающегося осмысленного отношения к физическим упражнениям, осознания необходимости занятий ими и заинтересованности в этих занятиях. Принцип систематичности заключается в непрерывности процесса физического воспитания и оптимальном чередовании нагрузок с отдыхом, а также в постепенном увеличении физических нагрузок. Соблюдение этого принципа позволяет совершенствовать автоматизацию двигательного навыка, ведет к уменьшению затрат энергии на выполнение мышечной работы, совершенствование физических качеств и функциональных систем организма. Принцип доступности и индивидуальности выражает необходимость организации занятий физическим воспитанием в соответствии с возможностями конкретного студента (с учетом возраста, пола, уровня предварительной подготовленности и развития индивидуальных физических качеств, уровня здоровья и т. д.). Соблюдение этого принципа является залогом оздоровительного эффекта физического воспитания. Физические упражнения, не соответствующие возможностям занимающихся, влекут за собой неправильное их выполнение, а неправильно закрепленный двигательный навык значительно труднее исправить, чем сформировать новый. Доступность на занятиях физическим воспитанием (как впрочем и на любых других занятиях) вовсе не означает отсутствия трудностей на них. Речь идет о создании таких трудностей, которые могут быть преодолены без чрезмерного напряжения физических и духовных сил. Индивидуальный подход имеет особое значение, так как функциональные возможности каждого занимающегося весьма различны. Поскольку функциональные возможности организма при методически правильно проводимых занятиях физическим воспитанием повышаются постепенно, то и требования, предъявляемые к ним должны повышаться также постепенно Не менее важное значение на занятиях физическим воспитанием должен занимать принцип наглядности. Реализация этого принципа на том или ином конкретном занятии зависит от поставленных (для данного занятия) задач, характера движений и особенно от контингента занимающихся. Поэтому на одном занятии на первое место может быть поставлен показ, на другом – объяснение, но всегда одно дополняет другое. Создавая чувственные предпосылки освоения движений, приходится преодолевать известные методические трудности. Дело в том, что для того чтобы по-настоящему «прочувствовать» движение, его необходимо правильно выполнить, но это сделать невозможно, если предварительно не иметь о нем двигательных представлений. В современной теории физического воспитания данное противоречие рекомендуется решать двумя путями. Во-первых, путем соблюдения рациональной последовательности обучения, когда двигательный опыт, приобретенный на предыдущих ступенях, естественно подводит к новым двигательным умениям. Во-вторых, путем комплексного использования разнообразных форм наглядности, воссоздающих отдельные стороны этих действий в сочетании с образным словом, идеомоторными упражнениями, а также имитационными и другими подводящими упражнениями. (Демонстрация примеров). Следующий принцип – принцип динамичности и рассеивания нагрузки – заключается в том, что ставятся и выполняются все более трудные новые задания, в постепенном нарастании объема и интенсивности нагрузок на различные мышечные группы, органы и системы. По мере роста тренированности снижаются ответные реакции организма на одну и ту же нагрузку, возросшие функциональные возможности позволяют ему более экономно справляться с той же работой. (Демонстрация примеров). Таким образом, степень положительных изменений, происходящих в организме под воздействием физических упражнений, зависит от объема и интенсивности нагрузок. Как только нагрузка становится привычной, организм работает экономно и обеспечено дальнейшее повышение его функциональных возможностей, необходимо повышать нагрузки, увеличивая их объем и интенсивность. Вместе с тем не надо забывать о принципе рассеивания нагрузки. Нельзя давать несколько упражнений подряд на одни и те же мышцы, так как это может привести к их утомлению. Следует обязательно чередовать нагрузку на разные мышцы организма. Если же давать упражнения на одну и ту же мышцу, то резонно будет сначала дать упражнения на сокращение данной мышцы, а потом – на ее растягивание. Современная наука предлагает также многообразные и конкретные методы физическою воспитания. Структура методов физического воспитания зависит от того, какой характер в процессе занятий носит нагрузка – непрерывный или интервальный. Отдых как составной элемент методов физического воспитания может быть пассивный и активный. Активный отдых дает лучший эффект восстановления, чем пассивный. И. М. Сеченов писал: «…». (Демонстрация примеров). Используя многообразие конкретных методов физического воспитания, важно исходить из того, что ни один из них, взятый сам по себе, никогда не может быть оценен как единственно полноценный. Успех гарантирует лишь умелое применение всего комплекса научно и практически оправданных методов с учетом особенностей используемых средств и условий занятий. Метод строго регламентированного упражнения. Этот метод применяется на всех этапах развитияия физических качеств. Он требует точной дозировки нагрузок и строго установленного чередования их с отдыхом, четкого порядка повторения упражнений, их связи друг с другом. Смысл такой регламентации заключается в том, чтобы обеспечивать оптимальные условия для приобретения новых двигательных умений, навыков или гарантировать точно направленное воздействие на развитие физических качеств. В последние десятилетия детально разработаны специальные методические формы занятия, обеспечивающие комплексное использование различных физических упражнений. Особое распространение получила так называемая круговая тренировка, основу которой составляет серийное (слитное или с интервалами) повторение специально подобранных и объединенных в комплекс упражнений, выполняемых в порядке последовательной смены «станций». На каждой «станции» (обычно их 8-10) повторяется один вид движений, воздействующих на определенную мышечную группу тела. Игровой метод. Игра является одним из основных средств и методов воспитания в широком смысле слова. Игровой метод не обязательно связан с какими-либо спортивными играми (футболом, волейболом и т п.), он может быть применен при проведении любых занятий физическими упражнениями, которые поддаются организации в соответствии с особенностями этого метода. Можно применять любые подвижные, народные, национальные игры, или преподаватель сам придумывает какие-либо игровые ситуации или эстафеты. Игровой метод следует применять только в середине основной части занятия. В процессе физического воспитания игровой метод используется широко (за исключением специального отделения, где этот метод следует использовать с большими ограничениями), поскольку фактор соперничества в процессе состязания создает особый эмоциональный фон, действующий на организм в плане мобилизации его резервных возможностей. У лиц с отклонениями в состоянии здоровья, имеющих сниженные функциональные возможности, повышенный эмоциональный фон может снизить самоконтроль, что может повлечь чрезмерное перенапряжение функциональных систем и срыв на адаптационном уровне. Физические качества. Физические качества играют важнейшую роль в процессе всесторонней подготовки студента. Для достижения гармоничного развития первостепенное значение имеет уровень физической подготовленности и развитие физических качеств студента (выносливости, силы, быстроты, гибкости, ловкости). В настоящее время считается, что развитие качественных сторон двигательной деятельности обусловлено совокупностью возникающих в организме при тренировочных занятиях морфологических, биохимических и физиологических изменений. Только изменения во всех этих системах дают возможность успешно развивать физические качества человека, которые проявляются взаимосвязанно и взаимообусловленно. Основа этой взаимосвязи в том, что каждое из качеств, хотя и имеет специфические особенности, является функцией нервно-мышечного аппарата человека. Физиологический механизм образования двигательного навыка – механизм временных связей. Поскольку совершенствование физических качеств происходит в процессе формирования двигательных навыков, то и в их основе лежит механизм временных связей. Таким образом, физические качества человека развиваются в течение индивидуальной его жизни по типу временных связей. Они зависят друг от друга в своем развитии и отражают возрастно-половые особенности развития организма. Значительное место в системе физического воспитания должно быть отведено фундаментальному физическому качеству выносливость, которая характеризует способность человека совершать двигательные действия в течение продолжительного времени без снижения темпа и амплитуды движений. Различают так называемую общую выносливость (которая повышает функциональные возможности вегетативных систем организма) и специальную выносливость (которая направлена на совершенствование механизмов локальной выносливости определенных мышечных групп). Основным средством воспитания выносливости являются циклические физические упражнения: ходьба, бег, плавание, гребля, ходьба на лыжах, катание на коньках, велосипеде, работа на тренажерах и т. д. Другим важным физическим качеством является сила. Сила – это способность человека преодолевать сопротивление или противодействовать ему путем мышечного напряжения. Мышцы могут проявлять силу без изменения своей длины (статический или изометрический режим), при уменьшении длины (преодолевающий или миометрический режим), при удлинении (уступающий или плиометрический режим). Выделяются следующие виды силовых способностей: собственно силовые (статический режим, выполняемый без движений или с помощью медленных движений), скоростно-силовые (проявляются в быстрых движениях), которые подразделяются на преодолевающие, уступающие (амортизационная сила) и «взрывную силу» – способность проявлять большую величину силы в наименьший отрезок времени. Одним из важнейших видов силовых способностей является динамическая сила или силовая выносливость, которая является не только необходимым профессиональным качеством для врача, но и жизненно необходимым качеством. (Демонстрация примеров). Мышечная сила зависит от многих факторов, даже от таких как: о чем человек думает, как он заканчивает упражнение, какие он носит украшения, достаточно ли у него в организме воды, много ли пережито стрессов и т. д. (Демонстрация примеров). Развитие мышечной силы, имеет большое значение не только для растущего организма, но и играет большую роль в подготовке к производственному труду и в повышении спортивного мастерства. По мнению многих отечественных и зарубежных авторов, к силовой подготовке следует приступать сразу же с первых занятий, т. к. улучшение силовой подготовленности способствует росту уровня развития других физических качеств у занимающихся (кроме гибкости). Одним из важнейших физических качеств для врача является быстрота. Быстрота –способность человека совершать двигательное действие в минимальный для данных условий отрезок времени. Физиологической основой быстроты является лабильность нервно-мышечного аппарата (скорость возвращения к первоначальному его состоянию после предшествующего раздражения, нарушающего состояние нормального равновесия). Развитие скорости имеет место в период самой высокой лабильности нервно-мышечной ткани – между 6 и 15 годами жизни человека, но это не значит, что после 15 лет человек не должен развивать физическое качество быстрота, потому что именно это качество повышает и поддерживает умственную работоспособность, оперативную память и увеличивает скорость принятия правильного решения. Развитие ловкости и гибкости осуществляется в течение всего периода физического воспитания. Для этого используются любые упражнения, включающие элементы новизны и координационной сложности. Развитие ловкости начинается с разучивания упражнений на внимание, координацию, гибкость и равновесие. Психические качества – это наиболее значимые факторы, обуславливающие уровень спортивных (и иных) достижений индивидуума. С другой стороны, сами эти факторы формируются в процессе занятий конкретным видом спорта, а также тем или иным видом человеческой деятельности. Так, например, спортсменам, специализирующимся в боксе, борьбе, метаниях, тяжелой атлетике, спринтерских дистанциях циклических видов спорта, присущи такие качества, как склонность к лидерству, независимость, высокий уровень мотивации к достижению поставленной цели, склонность к риску, умение сконцентрировать в нужный момент все силы и отдать их для победы. Но одновременно им часто свойственны недоверчивость, стремление избегать подчиненной роли, упрямство. Спортсменов, специализирующихся на длинные дистанции в циклических видах спорта, связанных в основном с аэробным энергообеспечением работы, отличает активность, способность к перенесению высоких нагрузок, умение подчинить личные интересы общественным, отсутствие мнительности. Вместе с тем они нередко недостаточно уверены в собственных силах, нуждаются в лидере. Следует указать, что спортсмены высокого класса (независимо от вида спорта) обладают, как правило, высоким интеллектуальным уровнем, позволяющим им осознать свое место в спорте, социальную значимость спортивных достижений, творчески подойти к решению тренировочных задач. Кроме того, их отличительными чертами являются уверенность в своих действиях, четкое представление о своих возможностях, способность предельно мобилизовать эти возможности в борьбе не только с равными, но и с более сильными соперниками, эмоциональная устойчивость и способность к самоконтролю. Психофизическая подготовка. В структуре подготовленности физкультурников и спортсменов, наряду с технической и тактической подготовленностью выделяют также физическую и психическую подготовленность. Каждая из перечисленных сторон подготовленности физкультурника и спортсмена в известной мере является следствием применения узконаправленных методов и средств. Поэтому одной из задач спортивной тренировки является оптимальное сочетание в тренировочном процессе как аналитического, так и синтезирующего подходов. Первый из них предполагает целенаправленную работу над совершенствованием отдельных качеств или сторон подготовленности, а второй – обеспечение слаженности комплексных проявлений всех сторон подготовленности к соревновательной деятельности. В данном разделе мы рассмотрим лишь две, из упомянутых выше сторон подготовленности, а именно физическую и психическую. Физическая подготовленность тесно связана со спортивной специализацией. В одних видах спорта спортивный результат определяется прежде всего скоростно-силовыми возможностями, уровнем развития анаэробной производительности; в других – аэробной производительностью, выносливостью к длительной работе; в третьих – скоростно-силовыми и координационными способностями; в четвертых – равномерным развитием различных физических качеств. Специфика различных видов спорта накладывает существенный отпечаток на требования к волевым качествам и особенностям их проявления в соревновательной деятельности. При этом, как установил А.Ц. Пуни (1984), у представителей каждого вида спорта имеются свои ведущие волевые качества, ближайшие к ним и их подкрепляющие и
Рис. 1. Структура волевых качеств (по А.Ц.Пуни, 1984) А – бегун-стайер; Б – прыгун на лыжах с трамплина; В – гимнаст; Г – футболист.
Формы занятий. Физическое воспитание студентов осуществляется с использованием разнообразных форм учебных и внеучебных занятий на протяжении всего периода обучения в вузе. Учебные занятия проводятся в форме: • теоретических и практических занятий, которые делятся на методико-практические, тренировочно-оздоровительные, контрольные, а также профессионально-прикладную физическую подготовку; • элективных занятий (по выбору), которые могут проходить в виде семинаров, теоретических и практических занятий; • индивидуальных и индивидуально-групповых дополнительных занятий (консультаций); • спортивно-массовых мероприятий: спартакиады, кроссы, спортивные праздники, дни здоровья и т. д.; • самостоятельных занятий по заданию и под контролем преподавателя. Внеучебные занятия организуются в форме: • выполнения физических упражнений и рекреационных мероприятий в режиме дня; • занятий в спортивных клубах, секциях, группах по интересам; • самостоятельных занятий физическими упражнениями, спортом, туризмом; • массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий. Взаимосвязь разнообразных форм учебных и внеучебных занятий создает условия, обеспечивающие студентам использование научно-обоснованного объема двигательной активности (не менее 8 часов в неделю), необходимой для нормального функционирования организма, формирования мотивационно-ценностного отношения к физической культуре. Тренировочно-оздоровительные занятия входят в систему практических занятий каждого семестра. Указанная система строится как законченный модуль, соответствующий прохождению различных разделов программы. Каждый модуль завершается выполнением студентами на контрольных занятиях соответствующих контрольных заданий и тестов, характеризующих степень усвоения учебного материала. Общая и моторная плотность занятий. Под общей плотностью занятия в современной теории и практике физического воспитания понимают отношение времени, используемого педагогически оправдано, ко всей продолжительности занятия. К педагогически оправданным относятся объективно необходимые затраты времени на такие процессы или стороны деятельности, как выполнение физических упражнений и связанный с этим необходимый отдых, восприятие и осмысление занимающимися объяснений, демонстраций, указаний преподавателя; анализ своих действий или действий других занимающихся, вспомогательные действия (перестроения, установка снарядов и т. п.). К неоправданным затратам времени относятся его потери вызванные организационными или другими неполадками: опозданиями на занятие и преждевременным завершением его: «простоями» между подходами к снаряду из-за недостатка оборудования, перерывами в занятии, вызванными нарушениям дисциплины, поломкой инвентаря, отсутствием преподавателя. Под моторной плотностью понимают отношение времени занятия, затраченного непосредственно на выполнение физических упражнений и других видов двигательной активности ко всей продолжительности занятия. Моторная плотность один из показателей продуктивности занятий. Однако не следует переоценивать ее значение: ведь главное – качество решения учебно-воспитательных задач, а это требует определенного времени на объяснение, демонстрацию и другие элементы содержания занятия, не связанные непосредственно с движением. Умение эффективно использовать время на объяснение, показ и выполнение упражнения – существенное условие методически рациональной организации занятия. Опытный преподаватель дает пояснения и показывает правильность выполнения движений занимающимися по ходу его выполнения. Целесообразность такого приема зависит от сложности упражнений и подготовленности занимающихся.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Виленский М.Я., Ильинич В.И., Масляков В А., Щербаков В. Г. «Физическая культура». Примерная учебная программа для высших учебных заведений. Инструкция по организации и содержание работы кафедр физического воспитания высших учебных заведений. Утверждена приказом Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 26 июля 1994 г. №777. Москва, 1994, стр. 38-46. Иванов С.М. «Физическое воспитание». Москва, БМЭ, 1983, т.33, изд.2, стр.757-759. МатвеевЛ.П., Новиков А.Д. «Теория и методика физического воспитания». Москва, 1976, т. 1, стр.7-24. Михайлов В.В. «Моторная плотность и интенсивность мышечной нагрузки на академических занятиях по физическому воспитанию». В кн.: «Физическое воспитание и спорт». Москва, 1976, стр.6-22. Платонов В.Н. (ред.) «Теория спорта». Киев, «Вища школа», 1987, стр. 170-172. Филин В.П. «Воспитание физических качеств у юных спортсменов». Москва, «Физкультура и спорт», 1974, стр.7-45. Чоговадзе А.В., Прошляков В.Д., Мацук М.Г. «Физическое воспитание в реабилитации студентов с ослабленным здоровьем». Москва, «Высшая школа», 1986, стр.59-97.
II часть (2 часа)
Основные понятия: общая физическая подготовка (ОФП), специальная физическая подготовка (СФП), спортивная подготовка (СП), зоны и интенсивность физических нагрузок.
Общая физическая подготовка (ОФП). Физическая подготовка студента – это специализированный процесс физического воспитания, направленный на реабилитацию студента после информационных и эмоциональных перегрузок на теоретических предметах; подготовку студента к профессиональной деятельности и при необходимости к защите Родины. Известно, что хорошо подготовленный человек – сильный, выносливый, гибкий, ловкий и быстрый, владеющий многообразием двигательных умений и навыков, – более успешно освоит любую новую профессию, чем слабый, физически неподготовленный человек. Физическая подготовка подразделяется на общую физическую подготовку, специальную физическую подготовку (профессионально-прикладную физическую подготовку – ППФП), а также спортивную подготовку. Общая физическая подготовка это фундаментальная и многогранная физическая подготовка, которая, как правило, предшествует специализированной (т. е. специальной физической) подготовке. В современной спортивной практике наиболее часто используется именно этот путь направленности начальных занятий, т. е. от общей подготовки к специальной. Как правило, общая физическая подготовка (занятия ею) приходится на так называемый базовый этап в структуре учебно-тренировочных занятий. Специальная физическая подготовка, к которой относится и профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП)главным образом приходится на этап специальной подготовки, который следует за базовым этапом, в структуре учебно-тренировочных занятий. В отличие от общей физической подготовки, которая направлена на разностороннее (общее) развитие, специальная физическая подготовка преследует цель по преимущественному развитию именно тех качеств и систем, которые способствуют достижению наилучших результатов в выбранной профессии или виде спорта. Особенно повышается удельный вес специальной физической подготовки на старших курсах вуза. Вслед за этапом углубленной специальной подготовки наступает этап демонстрации наивысших достижений, во время которого специальная физическая подготовка сохраняет свое ведущее значение. Спортивная подготовка подразделяется на физическую, техническую, тактическую и психологическую подготовку и зависит от выбранного вида спорта. Интенсивность и зоны физических нагрузок. Под интенсивностью физической нагрузки (работы) следует понимать степей напряженности деятельности различных функциональных систем организма, необходимых для ее успешного выполнения. Обобщенным показателем, характеризующим интенсивность работы, являются энергетические затраты на ее выполнение в единицу времени. Интенсивность работы в значительной мере определяет величину и направленность воздействия тренировочных упражнений на организм. Изменяя интенсивность работы, можно способствовать преимущественной мобилизации тех или иных поставщиков энергии, в различной мере усиливать деятельность функциональных систем, активно влиять на формирование основных параметров спортивной техники. Интенсивность работы тесно связана со скоростью передвижения в циклических видах, плотностью игры в спортивных играх, поединках, схватках, в единоборствах. Эта зависимость определяется рядом факторов. В первую очередь к ним следует отнести особенности энергообеспечения работы, вид спорта, характер упражнений. В зависимости от относительной мощности выделяют четыре уровня (зоны) интенсивности работы: • максимальная анаэробная мощность, соответствующая наибольшей скорости преобразования энергии в алактатном анаэробном процессе; • мощность истощения, где отмечается наибольшая интенсификация анаэробного гликолиза; • критическая мощность, при которой достигается наибольшая скорость аэробного образования; • пороговая мощность, на уровне которой локализуется порог анаэробного обмена (эта мощность обычно составляет 50% критической). Первый уровень (зона) интенсивности более всего способствует развитию алактатных анаэробных свойств организма. Второй уровень связан с преимущественным воздействием на гликолитический механизм анаэробного обеспечения и стимуляцией адаптации тканей к работе в условиях значительного дефицита кислорода. Работа на третьем уровне стимулирует процессы аэробного обмена и одновременно активизирует анаэробные процессы. Когда интенсивность работы не превышает порога анаэробного обмена (четвертый уровень), энергообеспечение осуществляется преимущественно за счет аэробного процесса.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Головин В.А. и др. (ред.). «Физическое воспитание». Москва, «Высшая школа», 1983, стр.11-15, 201-221. Гриненко М.Ф., Саноян Г.Г. «Труд, здоровье, физическая культура». Москва, «Физкультура и спорт», 1974, стр. 229-235. Платонов В.Н. «Теория спорта» (ред.). Киев, «Вища школа», 1987, стр.123-125. «Физическое воспитание». Учебник для студентов высших учебных заведений. Москва, «Высшая школа», 1983, 391 с.
|