![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Воспитание в единой системе руки двух взаимозависимых зон - силовой и игровой 3 страница
Ученик, особенно начинающий, не может без излишних мышечных напряжений поднять руку в рабочее подвешенное положение, а тем более удерживать ее на весу длительное время без предварительной подготовки. Непременное условие такой подготовки - осознание и фиксация в памяти ученика оптимальных мышечных ощущений в области плечевого пояса, особенно зоны лопатки и плечевого сустава при движущейся руке в опущенном ее положении, постоянное ощущение веса руки и, на этой основе, сохранение перечисленных базовых ощущений при подъеме руки. Следующая рекомендация: «при помощи размахового движения внимание начинающего нужно привлечь к ощущению двигательной свободы в плечевом суставе». Сама рекомендация вполне закономерна. Однако при обращении к начинающему ученику, по нашему мнению, прежде всего необходимо обратить внимание не на применение размахового движения, а на его предварительное воспитание. Размаховое движение - одно из основных, фундаментальных двигательных ощущений руки. Основная цель его - осознание двигающейся руки как единой двигательной системы. В этой связи необходима максимальная концентрация внимания начинающего ученика не на плечевой сустав, а на зону лопатки - как начала руки. Только на основе первичного (оптимального) ощущения зоны лопатки возможно ощущение веса провисшей руки и достижение двигательной свободы в плечевом суставе. Приступая к воспитанию размахового движения, начинающий ученик должен не только концентрировать максимум внимания на зону лопатки, но и фиксировать в памяти те положения, при которых ощущение всей руки и ее двигательной свободы проявляется максимально. Таким оптимальным положением руки является отведение ее назад в сторону спины (лопатки). Следовательно, раскрепощенное состояние плечевого сустава - явление вторичное, и начальная концентрация внимания ученика только на эту область движущейся руки не может обеспечить должного, а тем более стабильного положительного результата. И, наконец, каким образом педагог, особенно малоопытный, может проследить «за состоянием мышц (ученика - В. М.), устраняя излишние напряжения»? В данном случае педагог искусственно навязывает ученику свои ощущения свободного состояния мышц. Эти ощущения ученик без предварительной тщательной подготовки может только в какой-то степени почувствовать и принять, а может вовсе и не почувствовать. Как видно из изложенного, предлагаемый авторами метод работы основывается в значительной степени на интуитивном восприятии ученика, а не на последовательном воспитании стабильно осознанных ощущений. Сопоставим два подхода к решению проблемы, связанной с овладением первичными двигательными навыками. По нашему мнению, метод осознанного овладения первичными двигательными навыками на базе воспитания строго определенных ощущений в локальных мышечных группах более эффективен и дает более стабильные результаты, чем метод овладения движениями без предварительной мышечной подготовки, опирающейся в большей степени на интуицию ученика. Более того, именно благодаря сознательному овладению первичными двигательными навыками на базе конкретных мышечных ощущений ученик сможет в дальнейшем добиться стабильной исполнительской свободы и сознательно управлять двигательными действиями рук. 1 Дж. Диксон, «Игра без боли». Газета «Ключ», февр., 1994, с. 8 1 Э. Камилларов, «О технике левой руки скрипача» Л., 1961, с. 3 3 Ю. Янкелевич, «Педагогическое наследие», М. 1983, с. 60 4 И. Лесман, «Пути развития скрипача», Ленинград, 1934, с. 18 5 Ф. Штейнгаузен, «Физиология ведения смычка». М. 1930, с. 11-12 6 В. Майоров, Ш. Тац, «Руки музыканта», Каунас, 1996 7 М. Либерман, М. Берлянчик, «Культура звука скрипача», М., 1985 Часть III Система специальных упражнений Предлагаемая система специальных гимнастических упражнений строится на основе строгого соблюдения основных физиологических закономерностей функционирования организма и направлена на формирование двигательного процесса музыканта-исполнителя, обоснованного в предыдущих главах. При этом максимально учитываются специфические особенности этого процесса. Исключительное значение при выполнении гимнастических упражнений придается психологическому - волевому фактору. Основополагающими принципами предлагаемой системы упражнений являются: 1) единство ощущений всей мышечной сферы человеческого организма. Ни одно локальное (единичное) действие-движение не должно ощущаться изолированно; 2) первичность ощущений - вторичность движений как основа формирования двигательного-игрового процесса и его управления. Все двигательные действия музыканта должны быть полностью подчинены психологическому фактору - максимальной концентрации его внимания на определенные (конкретные) точечные зоны в локальных мышечных группах, формирующих то или иное движение-действие; 3) фундаментом для построения двигательной системы музыканта-исполнителя являются силовые (крупные) мышечные группы, служащие активными генераторами силы в организме; 4) действия мелких мышечных групп должны быть минимально активными, строго организованными и полностью подчиненными генераторам силы; 5) строгая периодичность (чередование) процессов напряжений и расслаблений в активно функционирующих мышечных грушах - как непременное условие четкой организации двигательного процесса исполнителя; 6) и, наконец, особое внимание в процессе упражнений должно быть уделено двигательным действиям рук, а также их взаимодействиям - координации их двигательных действий. Все подготовительные комплексы упражнений следует направлять на воспитание ощущений руки как составной часта корпуса и на этой основе формировать ед иную двигательную систему, в которой действия каждой из частей должны быть взаимосвязаны с общими двигательными ощущениями всей руки. Система специальных гимнастических упражнений ставит своей основной задачей воспитание у музыкантов определенных мышечных взаимосвязей. Она дает возможность исправить недостатки двигательного характера, появившиеся в результате педагогического просчета в период работы над постановкой, а также позволяет снять излишние мышечные напряжения, появившиеся у музыканта вследствие физических перегрузок, связанных с интенсивной исполнительской деятельностью. Кроме того, регулярные занятия комплексами упражнений способствуют развитию и совершенствованию двигательных навыков исполнителя, содействуют поддержанию на должном уровне его инструментального мастерства и помогают поддерживать должную физическую форму. Применение системы специальных упражнений весьма эффективно также при исправлении серьезных дефектов, связанных со спиной и позвоночником, - восстановлении их функций. Как пишет Г. Холл; «Спина, (а, следовательно, и позвоночник - ЯМ) обладает способностью к самовосстановлению».1 Причем, следует добавить с полным основанием - к достаточно быстрому самовосстановлению. Регулярные и интенсивные занятия системой упражнений позволяют в весьма короткие сроки - в течении шести-восьми недель в значительной степени ликвидировать столь сложные проблемы, как постоянные перенапряжения мышечных групп спины и деформация позвоночника, а также снять болевые ощущения в области спины, рук и шеи. Свидетельство тому - результаты применения автором предлагаемой системы при занятиях с людьми самых различных профессий и разного возраста, в том числе и 50+. Система упражнений также дает возможность воспитать в организме новые мышечные взаимосвязи, основанные на строгом соблюдении основных физиологических двигательных закономерностей. Благодаря этому не только предупреждается возвращение к старым движениям, провоцирующим перенапряжения в мышечных группах, но и предотвращаются новые очаги перенапряжений. Речь, следовательно, идет о формировании оптимальной осанки музыканта, дающей возможность сохранять сбалансированное равновесие корпуса в процессе игровых действий. Корректируются дефекты осанки, возникшие в результате допущенных ошибок в период работы над постановочными элементами. Воспитываются новые жизненно важные навыки - стоять, ходить, сидеть, двигать руками и головой, поднимать груз; умение сводить к необходимому минимуму напряжения в мышечных группах организма. Данная система упражнений принципиально отличается от других видов общих гимнастик, ставящих своей целью сугубо физическое развитие человека и укрепление его мышечной сферы на простейшем двигательном уровне при минимальном участии сознания. Степень напряжений в мышечных группах, формирующих определенные движения, не учитывается и не регулируется целенаправленным психологическим контролем. Более того, чем сильнее мышечные напряжения при подобного рода движениях, тем они считаются более эффективными. Таким образом, силовые приемы культивируются как самоцель - напряжение ради напряжения. Как видно из вышеизложенного, мышечные напряжения в таких случаях не локализуются в определенных мышечных группах, и поэтому нет возможности активно контролировать их целесообразность. Более того, в гимнастических упражнениях, направленных на силовые приемы, не учитывается физи- алогически обоснованная направленность двигательных действий различных частей корпуса, рук и головы. Для занимающихся обычной гимнастикой не только степень напряжений, но также и периодичность напряжений и расслаблений не имеют принципиального значения и, как правило, происходят стихийно - непроизвольно. Для музыкантов же строгая периодичность процессов напряжений и расслаблений играет решающую роль и определяет в конечном счете уровень инструментального мастерства. Принципиальное отличие специальной системы гимнастики заключается в ее профессиональной направленности. Уже на начальной стадии занятий происходит отбор целесообразных движений, совершаемых при минимально необходимом приложении физической силы и под непрерывным контролем сознания. На начальном этапе занятий система ставит своей целью организацию целесообразных движений, не связанных с конкретными инструментальными приемами. Этот этап имеет две главные задачи: воспитание в организме основных мышечных взаимосвязей, базирующихся на активных действиях силовых мышечных Групп, и воспитание ощущений взаимозависимости и взаимодействий этих мышечных групп в процессе любого движения. На этой основе создаются пред посылки осознания (ощущения) всего организма как целостной двигательной системы. На следующем этапе занятий система формирует двигательные навыки, связанные непосредственно с конкретными инструментальными приемами. В этих целях используются комплексы соответствующих имитирующих движений, направленных на воспитание зонно-точечных ощущений в локальных мышечных группах. Внимание ученика концентрируется на строго определенных мышечных группах и локализации их посредством тактильных (осязательных) ощущений. Таким образом, на основе локальных тактильных ощущений формируются комплексы осознанных целесообразных движений. Локализация ощущений помогает ученику избавиться от сопутствующих ненужных напряжений. Система упражнений, базирующаяся на принципах зонно-точечных ощущений, дает возможность уже в начальный период работы добиться стабильности и идентичности формирующихся навыков (приемов) и тем самым заложить основы управляемости двигательным процессом, а следовательно и основы координации рук. Система значительно сокращает время поисков необходимых ощущений и движений и предохраняет ученика от совершения им неосознанных движений. Одновременно с формированием сугубо двигательных элементов - первичных двигательных навыков - система предусматривает психологический фактор уже на самой ранней стадии обучения. Он основан на максимально осознанном контроле силовых действий мышечных групп, поиске и отборе оптимальных усилий при формировании каждого конкретного движения. Целесообразные навыки, которые при этом воспитываются, дают возможность выполнять каждое движение с минимально необходимой затратой физической силы. Психологический фактор, таким образом, приобретает особое значение на этом этапе занятий, имитирующем двигательный игровой процесс. В работе по гимнастической системе весьма целесообразно чередовать метод осязательных и ассоциативных ощущений в активно работающих мышечных группах - генераторах силы, и применять его в каждом конкретном случае целенаправленно. Особое внимание в системе специальных упражнений уделено различным видам двигательных действий рук и их отдельных частей. Этот раздел упражнений - центральный. Он учитывает все специфические действия рук музыкантов. При этом, что особенно важно, все внимание занимающихся гимнастикой направлено на воспитание осознанного активного управления процессами напряжений и расслаблений руки при формировании различного рода игровых навыков. В этой связи, одна из основных задач упражнений - преодоление «настороженной реактивности» руки - непроизвольного ее торможения при свободном падении. При выполнении всех упражнений максимальное внимание должно быть уделено состоянию спины и позвоночника, всестороннему развитию мышечных групп, окружающих позвоночник. Поэтому во время игры активные силовые действия мышечных групп области позвоночника должны быть направлены в сторону от позвоночника, чтобы предохранить его от сдавливания и деформации. Деформация позвонков, возникающая вследствие их сдавливания напряженными мышечными группами не только вызывает болевые ощущения в различных участках спины, но и весьма негативно влияет на решающую роль позвоночника в управлении всем двигательным процессом организма. К примеру; активные силовые действия мышечных групп областей лопаток должны быть направлены в сторону от позвоночника; в сторону плечевых суставов и плечевых частей рук. Предусмотрено также сохранение максимально прямого положения спины и шеи при выполнении каждого упражнения. Система специальных упражнений учитывает тенденцию суставов к статике, их инертность, а также то, что направление их двигательных действий обусловлено спецификой взаимодействий мышечных групп, окружающ их данный сустав. Любое неверное, с точки зрения физиологии, направление движения суставов провоцирует перенапряжение тех мышечных групп, которые приводят их в движение. Особенно учитывается то обстоятельство, что всем суставам более свойственны от природы круговые движения или движения по дугообразной линии, чем сугубо прямолинейные. При круговых и дугообразных движениях напряжения в мышечных группах, приводящих в движение суставы, намного меньше, чем при прямолинейных. Специфика двигательных действий человека заключается в том, что основная нагрузка ложится на более развитые от природы мышечные группы-сгибатели. В результате подобной односторонности действий мышечные группы-сгибатели постоянно перегружаются, а мышечные группы-расгибатели недогружаются. Дисбаланс в развитии мышечных групп-сгибателей и разгибателей, залаженный от природы, со временем увеличивается, увеличивается и разобщенность их действий. При выполнении каждого упражнения особое внимание должно быть уделено развитию мышц-разгабателей, зачастую от природы потенциально более сильных, чем сгибатели - уравновешиванию их действия с мышцами-сгибателями. Заметим, что при выполнении комплексов упражнений необходимо строго контролировать периодичность дыхания. В заключение автор хотел бы сослаться на мнение доктора С. Лубова: «Будущее состояние здоровья музыканта будет во многом зависеть от преподавателя, который осуществляет постановку, и от тех профилактических мероприятий, которые могут рекомендовать медики».2 Разделяя утверждение доктора Лубова, подчеркнем, что перенапряжения в процессе занятии музыкой, особенно в начальный период обучения, не следует рассматривать как неизбежный факт. С перенапряжениями следует неизменно бороться всеми имеющимися средствами, предупреждать их. Этим целям и служит предлагаемая система специальных гимнастических упражнений. Постановка корпуса как основа постановочного процесса музыканта и формирования его осанки; точки опоры корпуса и их нахождение при установлении базовой исходной позиции У музыкантов любого профиля в процессе игры, особенно при игре стоя, постоянно изменяются как положение корпуса, так и его наклон. Неизбежно смещаются в известной степени и точки опоры корпуса. Однако приобретаемые в процессе гимнастических упражнений базовые ощущения точек опоры корпуса создают оптимальные условия, при которых сохраняется сбалансированное равновесие корпуса при любых изменениях его положения. Состояние сбалансированного равновесия корпуса, дающее возможность управлять двигательными действиями рук, возможно только при нахождении оптимальных точек опоры корпуса на ноги - как при игре стоя, так и при игре сидя. Это состояние обеспечивается постоянным ощущением опоры верхней части корпуса на нижнюю. При этом единство ощущений верхней и нижней частей корпуса формируется при опоре рук на боковые стороны тазовой части корпуса, их постоянно фиксированным состоянием, а также ощущением постоянной опоры головы на мышечные группы лопаточной области. Ширина расположения ног при постановке корпуса должна учитывать индивидуальные особенности ученика - его рост, ширину плеч, соотношения длины верхней части корпуса и нижней. На этой основе воспитывается оптимальный вариант исходной позиции, дающий начинающему ученику почувствовать опору верхней части корпуса на нижнюю. Рекомендуется следующий порядок действий: Предложить ученику несколько вариантов постановки ног - ширины их расположения по отношению к ширине плеч: а) опущенные руки плотно прижать локтями к бокам и зафиксировать их; б) расположить ноги близко друг к другу; в) постепенно раздвигать ноги до предельной ширины и возвращать их в начальное положение; руки при этом находятся в постоянно фиксированном состоянии. Ученик должен сам почувствовать оптимальную для него ширину расположения ног, при которой плечевой пояс, включая руки, находится в наиболее благоприятном, ненапряженном состоянии. Найденную позицию при опоре на нога следует зафиксировать в памяти ученика и использовать ее как исходную при любых вариантах положения корпуса. Формирование ощущения руки как единой двигательной системы - исключительно важный момент предпостановочного периода занятий. На этой основе в дальнейшем будут формироваться все двигательные структуры руки как составной части корпуса. Первое фундаментальное упражнение связано с формированием ощущений руки как единой двигательной системы на основе вертикального движения размаха: рука - маятник. Необходимо прежде всего зафиксировать локтевой сустав и создать в руке ед иную напряженную мышечную зону: от лопатки до кисти и пальцев. Затем: а) опустить правую руку вдоль туловища, пальцы собрать в кулак, кистевой сустав поднять кверху - в сторону его разгиба и плотно зафиксировать локтевой сустав. Ученику следует объяснить, что локтевой сустав - это та граница, которая разделяет силовую и игровую части руки. Для того, чтобы почувствовать оптимальное положение предложенного варианта, предлагается альтернативный вариант: зафиксировав локтевой сустав, сделать движение кистевого сустава в обратном направлении - в сторону его сгиба. Сравнивая оба варианта положения кистевого сустава, ученик должен почувствовать, что при подъеме кистевого сустава - движении в сторону его разгибания - мышечные напряжения идут по оптимальному пути - от кистевого сустава в сторону локтевого и плечевого. При таком положении кисти фиксация локтевого сустава неизбежна и наиболее естественна: в руке фиксируется единая напряженная зона. Управляемость руки при этом оптимальная. И наоборот, при повороте кистевого сустава вниз - в сторону сгиба, напряжение в кистевом суставе провоцирует напряженное состояние каждой из частей руки, но не создает ед иной напряженной зоны всей руки. Напряжения, при этом, носят хаотичный, изолированный характер. Локтевой сустав практически не фиксируется. Все это приводит к дисбалансу каждой из частей руки, их перенапряжениям и неуправляемости руки. Педагог должен учитывать, что ощущение постоянно фиксированного состояния локтевого сустава психологически весьма сложно для ребенка, привыкшего к постоянно разболтанному состоянию руки; б) из исходного положения: фиксированной рукой сделать размах руки назад - в сторону лопатки и зафиксировать ощущение всей руки - от лопатки до кисти и пальцев. Отведенная назад фиксированная рука дает надежное ощущение лопаточной зоны как начала руки; в) не теряя ощущения фиксированной руки, плавным движением вынести руку вперед. Основная цель размаха руки вперед - максимальное сохранение ощущения лопаточной зоны как начала руки при всех видах ее движений. Неоднократно повторяя движения, ученик воспитывает: 1) стабильное ощущение лопаточной зоны как начала руки; 2) постоянное ощущения руки как единой двигательной системы. Таковы базовые условия при выполнении каждого упражнения всего комплекса. Создание единой напряженной мышечной сферы в спинной части корпуса Воспитание единой напряженной мышечной сферы спины - исключительно важный этап обучения музыканта. Это обусловлено следующим. В процессе игровых (двигательных) действий корпус музыканта, особенно его верхняя половина, большую часть времени находится в наклоне вперед, в положении сгиба корпуса. При этом руки музыкантов - особенно их игровые зоны, также направлены преимущественно в сторону их сгиба. В связи с наклоном корпуса вперед и спецификой двигательных действий рук физическая нагрузка в процессе игры ложится в большей степени на мышечные группы-сгибатели, расположенные преимущественно на передней - лицевой стороне корпуса. В основном это относится к мышечным группам внешней стороны плечевого пояса: мышцам зоны плечевых суставов, шеи, грудным мышцам, а также мышечным группам нижней части живота. Несмотря на то, что мышечные группы-сгибатели от природы более развиты, чем разгибатели, чрезмерная физическая нагрузка, ложащаяся на них при двигательных действиях корпуса - особенно его наклонах вверх - и не компенсируемая в должной степени действиями противоположно направленных мышечных групп-разгибателей, провоцирует их постоянные перенапряжения.
Базовая целенаправленная исходная позиция, основные принципы ее формирования и ощущения Базовая исходная позиция пред полагает воспитание у ученика ощущений единства (целостности) всей мышечной сферы организма, формирование ощущений сбалансированного положения корпуса в ходе выполнения любого упражнения. Основа целостности ощущений всех частей корпуса - создание единой напряженной зоны силовых мышечных групп расположенных на внутренней (спинной) части корпуса. Она помогает максимально разгрузить переднюю - лицевую часть плечевого пояса, особенно мышцы грудные и передней стороны плечевых суставов. Таким образом, обеспечивается оптимальная двигательная свобода рук, особенно при выносе их вперед, и освобождение грудной клетки - предохранение ее от сдавливания. Правильно организованная базовая исходная позиция помогает найти (ощутить) точки опоры для всего корпуса и для отдельных его частей. Первый вариант базовой исходной позиции, формируемой при опущенных руках Определить оптимальное положение ног; руки опущены вдоль туловища, локти фиксированы, пальцы сложены в кулаки; голова несколько откинута назад и составляет со спиной единую линию. Действие первое: а) согнуть колени, наклоняя при этом верхнюю часть корпуса до горизонтального положения; согнутые колени плотно охватить ладонями - зафиксировать их; б) энергичными толчками вдавливать колени внутрь, полностью распрямляя их. При выпрямлении колен верхняя часть корпуса не выпрямляется, а находится в постоянно наклонном положении. Упражнение повторять 8-10 раз, постоянно увеличивая энергию разгибания колен; фиксированное состояние ладоней сохранять постоянно, увеличивая силу нажима ладоней при выпрямлении колен. Основная цель упражнения: развитее мышечных групп внутренней стороны бедренных частей ног - тазобедренных суставов. Действие второе: Исходная позиция - положение корпуса прямое, руки опущены вдоль корпуса; плотно зафиксировать ладонями внешние стороны бедренных частей ног; колени несколько согнуты. Активными движениями (толчками) вдавливать колени внутрь - в сторону спины, создавая предельное напряжение в зонах бедренных частей ног - тазобедренных суставов. Упражнение делать в три приема, постепенно увеличивая напряженное состояние колен при их разгибаниях; прямое положение корпуса сохранять постоянно. Одновременно с толчками колен энергично оттягивать на себя до предела стопы ног, создавая оптимальную опору корпуса в сторону пяток. Цели и ощущения аналогичны варианту «а». Действие третье: Сохраняя прямое положение корпуса и прямое напряженное состояние ног, энергичными толчками отбрасывать назад выпрямленные руки, свод я при этом лопатки и откидывая назад голову; внутренние зоны рук - от локтей до плечевых суставов (трицепсы) напрягать до предела. Основная цель упражнения: развитие мышечных групп внутренней стороны плечевых частей рук, их синхронные действия с мышечными группами лопаток. Действие четвертое - объединяющее: Исходная позиция: положение корпуса прямое, руки вытянуты - фиксированы к бокам, колени полусогнуты. Активным синхронным движением выпрямить колени, вдавливая их внутрь, при этом отбрасывать руки и голову назад. Создаваемая таким образом напряженная мышечная сфера позволяет ощутить весь организм как единое целое и формирует ощущение точек опоры верхней части корпуса на зону бедренных частей ног - тазовой части корпуса. Благодаря предлагаемой последовательности действий создается единая напряженная мышечная сфера: бедренные части ног - тазобедренные суставы, тазовая часть корпуса, внутренние части рук - лопатки, область шеи. Ощущение постоянно напряженного состояния бедренных частей ног должно быть основополагающим и сохраняться не только при выполнении всех комплексов упражнений, но постоянно - в процессе игровых действий при игре стоя и сидя. Оно дает возможность ученику более стабильно чувствовать опору верхней части корпуса на нижнюю, амортизировать ее действие и таким образом сохранять ненапряженное положение всего плечевого пояса и рук. Каждое из описанных положений и его ощущения необходимо четко фиксировать в сознании и памяти ученика. Ощущения плечевой часта как ведущей при любых движениях руки Ощущения плечевой части руки как ведущей являются базовыми: они формируются при согнутом положении предплечья - сгибании локтевого сустава. Фиксация игровой части руки позволяет предельно активизировать силовую часть: зону лопатки - плеча и нейтрализовать стихийные двигательные действия игровой части. Фиксированное положение локтевого сустава необходимо сохранять при любых движениях плечевой части руки. Во время движений руки предельная концентрация внимания на область локтя - границу, разделяющую силовые и игровые части руки, способствует активизации силовых частей руки и формирует естественную координацию двух зон руки, основанную на ощущениях силовой зоны как ведущей. Прежде чем приступить к упражнениям, отметим что четкая организация и регулирование дыхания - непременное условие нормального функционирования организма человека при любого рода его деятельности. Это относится и к деятельности музыканта-исполнителя. Предлагается вариант упражнения: «круговые движения рук над головой», цель которого - регулирование дыхания. Упражнение основывается не на стандартном методе расширения грудной клетки за счет разведения рук в стороны, а на первичном движении плечевых частей рук вверх до предела и полном распрямлении при этом локтевых суставов; затем разведении поднятых рук над головой широко в стороны и активном отбрасывании их назад. Поднимая высоко плечевые части рук и разводя их широко в стороны, ученик этими движениями расширяет грудную клетку не только традиционно в стороны, но и вверх, что не менее важно. При этом значительно увеличиваются дыхательные возможности верхней области легких, особенно области бронхов, в то время как при разведении рук только в стороны это сделать в полной мере невозможно. Легкие получают возможность совершать максимальный вдох при подъеме рук, и максимальный выдох - при падении рук. Четкая организация и регулирование дыхания - непременное условие всех комплексов специальных упражнений. Второй вариант базовой исходной позиции - при поднятых руках Упражнение направлено на формирование основополагающих движений рук. а) положение ног оптимальное; руки опущены вдоль туловища, локти фиксированы и прижаты к бокам, пальцы сложены в кулаки; голова несколько откинута назад и составляет со спиной единую линию; б) из этого положения, не отрывая локти от корпуса, поднять вверх предплечья - пальцы остаются сложенными в кулаки; в) выводить локти вперед, поднимая при этом плечевые части рук над головой - движения синхронные; достигнув высокого положения рук (локтей) разводить их широко в стороны и активным движением откидывать назад сверху вниз, сводя до предела лопатки и снова сгибая предплечья; все движения совершать по единой дугообразной линии; г) зафиксировав положение опущенных назад рук по единой возвращающейся линии - локтя движутся назад вверх над головой - активным броском возвращать их в исходное положение, фиксируя локти к бокам.
|