Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Оценка привлекательности рыночного сегмента
Для выбора предприятием целевого рынка и выявления привлекательности рыночного сегмента рекомендуется использовать следующую комбинацию критериев: социально-демографические (статус, возраст, размер семьи, жизненный цикл, вид занятости), экономические (прибыль), географические (место проживания, отдаленность от предприятия).
Социально-демографические критерии выделения сегментов играют важную роль для формулирования ассортимента товаров и прогнозирования показателей сбыта. Географические критерии для предприятий, которые не имеют региональной структуры сбыта, имеют небольшое значение. Однако предприятия должны владеть информацией о степени отдаленности от них покупателей целевого рынка для определения сферы сбыта. Таким образом, первая стадия предложенной модели сегментации представляет собой геодемографическую сегментацию.
Так как целевой рынок предприятия – это совокупность рыночных сегментов, которые оно обслуживает, то предприятию необходимо, прежде всего, осуществить оценку рыночных сегментов по степени их потенциальной привлекательности для предприятия. Данная оценка представлена в табл. 48 и 49.
Таблица 48 – Оценка привлекательности рынка для фирмы
(Привлекательности стратегической зоны хозяйствования)
Критерии
| α
| Баллы в зависимости от характеристики сегмента
|
|
|
| 1.Тенденции развития
сегмента
|
| Сегмент постоянен
| Сегмент увеличивается
| Сегмент уменьшается
| 2. Конкуренто-устойчивость сегмента
|
| Значительная привлекатель-
ность сегмента для конкурентов
| Умеренная привлекатель-
ность сегмента для конкурентов
| Слабая привлекатель-ность сегмента для конкурентов
| 3. Устойчивость требований покупателей
|
| Потребности значительно меняются под влиянием различных факторов
| Потребности покупателей изменяются незначительно под влиянием различных факторов
| Потребности покупателей относительно постоянны
| 4. Степень изменчивости требований и запросов потребителей в отношении товарной номенклатуры
|
| Потребности значительно меняются под влиянием различных факторов
| Потребности покупателей изменяются незначительно под влиянием различных факторов
| Потребности покупателей относительно постоянны
| 5. Степень чувствительности покупателей к изменению уровня цен на товары
|
| Покупатели очень чувствительны к изменению цен на товары
| Покупатели незначительно чувствительны к изменению цен на товары
| Покупатели не чувствитель-ны к изменению цен на товары
| 6. Степень чувствительности покупателей к стимулированию сбыта
|
| Покупатели не чувствительны
к стимулирова-нию сбыта
| Покупатели не значительно чувствительны
к стимулирова-нию сбыта
| Покупатели сильно чувствительны
к стимулирова-нию сбыта
| Всего
|
|
|
|
| α – коэффициент значимости критерия.
Таблица 49 – Оценка способности эффективности функционирования
фирмы на рынке
Критерии
| α
| Баллы в зависимости от характеристики сегмента
|
|
|
| 1.Уровень информированности покупателей про товар, цены, режим работы предприятия
|
| Низкий уровень информирован-ности
| Недостаточный уровень информирован-ности
| Достаточная информиро-ванность
| 2.Степень зависимости продавца от покупателя
|
| Покупатели имеют большую возможность выбора других продавцов
| Покупатели имеют ограниченную возможность выбора других продавцов
| Покупатели не имеют возможности выбора других продавцов
| 3.Привязанность покупателей к товарам предприятия
|
| Покупатели очень редко покупают товары данного предприятия
| Покупатели нерегулярно покупают товары данного предприятия
| Покупатели регулярно покупают товары данного предприятия
| 4.Соответствие ассортимента товара требованиям покупателей
|
| Ассортимент товаров в основном не соответствует требованиям покупателей
| Ассортимент товаров частично соответствует требованиям покупателей
| Ассортимент товаров полностью соответствует требованиям покупателей
| 5.Приемлемость цены товара
|
| Цена на товар неприемлема для покупателей
| Цена на товар частично приемлема для покупателей
| Цена на товар полностью приемлема для покупателей
| 6.Соответствие качества товаров, которые реализуются, требованиям покупателей
|
| Качество товаров в основном не соответствует требованиям покупателей
| Качество товаров частично соответствует требованиям покупателей
| Качество товаров полностью соответствует требованиям покупателей
| Всего
|
|
|
|
|
Следует отметить, что перечень критериев привлекательности рыночных сегментов и способностей эффективности функционирования предприятия не единственно возможный и может варьироваться в зависимости вида рынка, который рассматривается предприятием, и характеристик рыночного сегмента. Значимость критериев выявляется в результате специального тестирования.
Затем суммируются произведения весов критериев и полученной оценки для каждого критерия и делается вывод, является ли оценка высокой, средней или низкой. В результате принимается соответствующее решение, отраженное в табл. 50.
Таблица 50 – Правила принятия решений о выборе позиции
Параметры позиционирования
| Привлекательность СЗХ
| Низкая
| Средняя
| Высокая
|
Позиция в конку-ренции
| Сильная
| Извлечь
максимальную
выгоду или уйти
| Реинвестировать
прибыль или
извлечь
максимальную выгоду
| Инвестировать или
удержать позиции
| Средняя
| Медленно уходить
| Извлечь
максимальную
выгоду или уйти
| Инвестировать,
реинвестировать
прибыль
| Слабая
| Уходить быстро,
медленно или
остаться
| Остаться или
медленно уходить
| Инвестировать,
реинвестировать,
уходить
|
|