Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Русская культура ХIХ вв.
Между социально–экономическим базисом и политико–культурной надстройкой связи в любом обществе не являются прямыми и простыми. Бывает так, что предкризисное состояние общества способствует расцвету культуры, а экономическое процветание может привести к ее увяданию. Культура России в разное время испытывала непосредственное влияние социально–политических условий жизни. Нанее влияли также колебания хозяйственной конъюнктуры (урожайные и неурожайные годы, застой в экономике и бурное развитие и т.п.). Не является исключением и культура России в XIX в., а точнее, в первой и второй ее половинах. Причинами быстрого подъема культуры России в первой половине XIX в. были: а)рост производительных сил в связи с развитием капитализма; б)усиление классовой борьбы за отмену крепостного права; в)развитие революционно–освободительного движения (дворянский этап); г)влияние Отечественной войны 1812 года; д)воздействие передовых идей и искусства Запада. Политика царизма, особенно в конце 20–х – в 50–егоды, была направлена на сохранение сословной структуры общества, что препятствовало формированию подлинно демократической культуры. Однако, национальный подъем, вызванный победой России в войне 1812г., способствовал значительному прогрессу ее культуры. Именно в это время создаются непреходящие ценности мирового значения в искусстве, берет начало " золотой век" русской литературы. Характерная тенденция эпохи – демократизация культуры, которая проявилась в притоке новых ее представителей из непривилегированных сословий. Усилилась тяга к образованию. Развитие хозяйственной жизни требовало квалифицированных и образованных специалистов – инженеров, агрономов, врачей, учителей. Царское правительство, не желаю роста революционного движения, стремилось затормозить просвещение народа. Апотому и сеть низших и средних учебных заведений оставалась неразвитой. Не было школ для детей крепостных крестьян. Только отдельные из этой массы могли научиться начальной грамоте у церковного дьячка. В начале XIXв. при церквах для детей государственных крестьян были открыты приходские школы. Главное внимание в обучении здесь уделялось религиозным дисциплинам. Учебная программа была рассчитана на один год. Появляются сельские школы для крестьян, но процент грамотности в деревнях был очень низким: 5–7% среди государственных крестьян, 1% – среди помещичьих. Дети же помещиков, чиновников обучались в гимназиях, кадетских училищах. Привилегированным учебным заведением был Царскосельский лицей под Петербургом. В стране росла сеть высших учебных заведений. Если в начале XIXв. действовали два университета (Московский и Виленский), то к 60–мгодам – восемь (Петербургский, Дерптский, Казанский и др.). Высшую техническую подготовку давали созданные специальные вузы: Институт инженеров путей сообщения, Высшее техническое училище в Москве, Технологический институт в Петербурге и др. Борясь против передовых демократических традиций высших учебных заведений, царь НиколайI в 1835 г. издал новый университетский Устав. Всоответствии с ним прекращалась автономия в университетах, ликвидировалась выборность ректора и деканов, а над студентами устанавливался строгий контроль особых инспекторов. Гонениям подвергались прогрессивно настроенные профессора, преподаватели. Тем не менее, несмотря на эти меры, университеты России играли важную роль в распространении просвещения, они оставались центрами свободолюбивых демократический идей. Для первой половины XIXв. в литературе и искусстве характерными были такие направления, как классицизм, сентиминтализм, романтизм, критический реализм, а для второй половины – реализм, демократизм, богатство форм, высокий художественный уровень. Причинами же ускоренного развития культуры России во второй половине XIXв. были такие, как: ? утверждение капитализма после отмены крепостного права (1861г.); ? обострение классовой борьбы (вторая революционная ситуация); ? буржуазно-демократический этап революционно-освободительного движения; ? завершение процесса формирования русской нации.
Русская культура в XIX столетии
XIX век
| | | | | | Просвещение
| Высшая школа (вузы)
|
|
|
| 63 (30 тыс. ст.)
| Средняя школа (гимназия)
|
|
|
| 130 (250 тыс. уч.)
| Начальные школы (церковно–приходские)
|
|
| земские, частные, воскресные (65% детей не училось)
| Наука и техника
| Математика: проф. ЛОБАЧЕВСКИЙ (неэвклидова геометрия)
| ЧЕБЫШЕВ (теория чисел, теория вероятности, теория механизмов и машин)
| Физика: ПЕТРОВ, ЯКОБИ, ЛЕНЦ (электричество)
| ЯБЛОЧКОВ, ЛОДЫГИН (эл. Лампочки)
| Химия: ЗИНИН, БУТЛЕРОВ (органическая химия)
| МЕНДЕЛЕЕВ (периодический закон)
| Металлургия: АНОСОВ (булатная сталь)
|
|
| Биология:
| СЕЧЕНОВ, МЕЧНИКОВ, ТИМИРЯЗЕВ
| Техника: ЧЕРЕПАНОВЫ А.Е. и М.Е. (паровоз 1883 г.)
| МОЖАЙСКИЙ (самолет 1882 г.), ЖУКОВСКИЙ, ЦИОЛКОВСКИЙ
| География: ЛИСЯНСКИЙ, КРУЗЕНШТЕРН (вокруг земли в 1803 г.), ЛАЗАРЕВ, БЕЛИНСГАУЗЕН (Антарктида 1819 г.)
| ПРЖЕВАЛЬСКИЙ, М., МАКЛАЙ, КРЫЛОВ
|
Литература
|
| ПУШКИН, ЛЕРМОНТОВ, ГОГОЛЬ, ГЕРЦЕН, ГРИБОЕДОВ, ЧЕРНЫШЕВСКИЙ
| ТОЛСТОЙ, ДОСТОЕВСКИЙ, ТУРГЕНЕВ, ГОНЧАРОВ, НЕКРАСОВ, ЧЕХОВ, САЛТЫКОВ–ЩЕДРИН
| ИСКУССТВО
| Музыка: ГЛИНКА, ДАРГОМЫЖСКИЙ
| МУСОРГСКИЙ, БОРОДИН, РИМСКИЙ–КОРСАКОВ, ЧАЙКОВСКИЙ, «Могучая кучка»
| Живопись: ИВАНОВ, БРЮЛЛОВ, ТРОПИНИН
| КРАМСКОЙ, ВЕРЕЩАГИН, ПЕРОВ, ЯРОШЕНКО, СУРИКОВ, РЕПИН, МЯСОЕДОВ (художники – передвижники)
| Архитектура
| ЗАХАРОВ, ВОРОНИХИН, РОССИ, ЖИЛЯРДИ
|
| Таким образом, развивающаяся культура XIXв. усиливалась демократическими тенденциями, которые способствовали росту культурных потребностей различных слоев общества тогдашней России. Деятельность лучших представителей просвещения, науки, литературы, живописи, театра и музыки обогатила мировую культуру и выдвинула отечественную культуру на одно из ведущих мест в мире.
|