Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные направления государственного регулирования по предупреждению чрезвычайных ситуаций и смягчению их негативных последствий
Количество опасных природных явлений и крупных техногенных катастроф ежегодно растет. Годовой экономический ущерб (прямой и косвенный) от ЧС может достигать 1, 5–2 % ВВП (от 675 до 900 млрд руб.). Основная задача деятельности федеральных, региональных и местных органов, а также организаций в области снижения рисков ЧС природного и техногенного характера – обеспечить необходимые условия для безопасности населения.Чтобы минимизировать риски ЧС, обеспечить гарантированный уровень безопасности личности, общества и государства, необходимо следующее. Совершенствовать нормативную правовую базу, развивать фундаментальные и прикладные науки, технику и технологии. Следует эффективно использовать и развивать единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – РСЧС), укреплять международное сотрудничество в данной области. Для решения поставленных задач 15 ноября 2011 года Президентом Российской Федерации были утверждены «Основы государственной политики в области обеспечения безопасности населения и территорий России от угроз природного, техногенного характера и террористических актов до 2020 г.» № Пр-3400. Целями государственной политики в области обеспечения безопасности населения и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз различного характера являются: а) минимизация рисков чрезвычайных ситуаций природного, техногенного характера и террористических актов; б) обеспечение гарантированного уровня безопасности личности, общества и государства в пределах научно обоснованных критериев приемлемого риска; в) повышение уровня защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз различного характера; г) создание условий для безопасности жизнедеятельности населения, устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации и ее отдельных территорий. Для достижения целей государственной политики в области обеспечения безопасности населения и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз различного характера необходимо обеспечить концентрацию усилий и ресурсов на следующих приоритетных направлениях: а) совершенствование нормативной правовой базы; б) развитие фундаментальной и прикладной науки, техники и технологий; в) обеспечение эффективного функционирования и развития единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – РСЧС); г) смягчение долговременных последствий радиационных аварий и катастроф; д) развитие международного сотрудничества в данной области. Для достижения вышеперечисленных целей и направлений необходимо решить следующие задачи: а) по совершенствованию нормативной правовой базы: обеспечить гармонизацию законодательства Российской Федерации с нормами международного права и международными договорами Российской Федерации; разработать и внедрить технические регламенты по вопросам обеспечения безопасности населения, безопасности эксплуатации (функционирования) и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз различного характера; провести анализ нормативного правового регулирования в области обеспечения пожарной безопасности и совершенствовать порядок и правила осуществления государственного пожарного надзора с учетом современных социально-экономических условий; осуществить модернизацию (уточнение) норм и нормативов первоочередного жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях с учетом анализа проводимых мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций межрегионального и федерального характера; внести в законодательство Российской Федерации изменения, направленные на повышение ответственности за нарушение норм и правил в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах; уточнить критерии отнесения объектов к категории критически важных объектов федерального и регионального уровня; б) по развитию фундаментальной и прикладной науки, техники и технологий: совершенствовать научные основы: оценки и прогноза рисков возможных чрезвычайных ситуаций; оптимизации управления этими рисками; анализа воздействия угроз различного характера на население, критически важные и потенциально опасные объекты; осуществить дальнейшую разработку и формирование научных основ обеспечения защищенности критически важных и потенциально опасных объектов; обеспечить выполнение научных исследований по созданию и апробации единой методики оценки рисков чрезвычайных ситуаций на критически важных объектах в зависимости от состояния их защищенности и единой методики отнесения объектов экономики и элементов инфраструктуры страны к критически важным; разработать и внедрить в практику современные: научные методы прогноза рисков чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; системы, средства и методы технической диагностики оборудования потенциально опасных объектов для раннего обнаружения причин возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера; способы и технологии проведения аварийно-спасательных работ, а также образцы аварийно-спасательных средств; средства защиты информации в области организации обеспечения безопасности населения и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов; средства индивидуальной и коллективной защиты населения от последствий аварий на потенциально опасных объектах, а также системы радиационного, химического и биологического контроля; специальные медицинские средства защиты населения; в) по обеспечению эффективного функционирования и развития РСЧС: совершенствовать структуру РСЧС, повысить уровень готовности и эффективности деятельности ее территориальных и функциональных подсистем; провести работу по совершенствованию пунктов управления РСЧС, созданию и реконструкции центров управления в кризисных ситуациях; осуществить развитие системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций с учетом всего спектра угроз различного характера путем улучшения ее организации, методологии, технического оснащения, автоматизации сбора, обработки и передачи информации, расширения функций за счет мониторинга состояния критически важных и потенциально опасных объектов; обеспечить развитие системы информирования и оповещения населения об угрозах различного характера, в том числе общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей; завершить в установленные сроки создание комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте; завершить в установленные сроки создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» на территории Российской Федерации; совершенствовать требования промышленной безопасности, улучшить подготовку объектов экономики к функционированию в условиях угроз различного характера за счет повышения их физической устойчивости и (или) защищенности от воздействия поражающих факторов этих угроз; осуществить развитие сил, обеспечивающих безопасность населения и защищенность критически важных и потенциально опасных объектов от угроз различного характера, оснастить эти силы современной техникой и техническими средствами; совершенствовать систему подготовки населения в области защиты населения от угроз различного характера, разработать и внедрить современные методики и технические средства обучения; осуществить развитие инфраструктуры и материально-технической базы пожарной охраны в населенных пунктах, на критически важных объектах, оснастить ее новыми средствами пожаротушения и спасения людей и имущества, а также развивать добровольную пожарную охрану; разработать и реализовать меры по совершенствованию противопожарной защиты объектов с массовым пребыванием людей, проведению работ по их оснащению средствами пожарной автоматики, созданию условий для эвакуации находящихся в них людей в случае возникновения пожара; провести работу по совершенствованию противопожарной пропаганды и информационного обеспечения по вопросам пожарной безопасности, в том числе с активным использованием средств массовой информации; разработать и внедрить новые инновационные технологии в области обнаружения пожаров в начальной стадии их возникновения, обеспечения своевременного оповещения о пожарах; разработать эффективные средства пожаротушения высотных зданий, лесных пожаров, предприятий нефтедобычи и нефтепереработки, в том числе морских платформ, с использованием мобильных робототехнических комплексов и вертолетов с горизонтальной подачей огнетушащих веществ; провести исследования по совершенствованию существующих и разработке перспективных средств автоматического пожаротушения; внедрить современные формы и методы обеспечения безопасности людей на водных объектах; провести совершенствование контрольной и надзорной деятельности подразделений, обеспечивающих безопасность людей на водных объектах, развитие их инфраструктуры; оснастить подразделения, обеспечивающие безопасность людей на водных объектах, современными техническими средствами и новыми технологиями; совершенствовать работу по подготовке и информированию населения по вопросам безопасного поведения на водных объектах, в том числе с активным использованием средств массовой информации; осуществить развитие автоматизированной информационной системы Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и ее совместимости с автоматизированной информационной управляющей системой единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; г) по смягчению долговременных последствий радиационных аварий и катастроф: создать инфраструктуру, необходимую для обеспечения условий безопасной жизнедеятельности населения на радиоактивно загрязненных территориях; разработать и реализовать комплекс мер в сфере охраны здоровья граждан, подвергшихся радиационному воздействию, включая адресную специализированную медицинскую помощь; обеспечить информационную поддержку и социально-психологическую реабилитацию граждан, проживающих на радиоактивно загрязненных территориях; создать условия для безопасного (с учетом установленных норм радиационной безопасности) лесопользования на радиоактивно загрязненных территориях; привести в безопасное состояние и возвратить в хозяйственный оборот сельскохозяйственные угодья, на которых осталось радиоактивное загрязнение; д) по развитию международного сотрудничества: совершенствовать международную договорно-правовую базу в области чрезвычайного гуманитарного реагирования, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; осуществить дальнейшее развитие сотрудничества с ООН и Советом Европы, в том числе в рамках взаимодействия России с этими организациями по линии Частичного открытого соглашения Совета Европы по прогнозированию, предотвращению и оказанию помощи в случае стихийных бедствий и технологических катастроф; развивать сотрудничество в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в рамках Содружества Независимых Государств, Организации Договора о коллективной безопасности, Совета государств Балтийского моря, Черноморского экономического сотрудничества, Арктического совета и его рабочей группы по предупреждению, готовности и реагированию на чрезвычайные ситуации, Совета Баренцева / Евроарктического региона; обеспечить активизацию участия в мероприятиях в рамках форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество», диалогового партнерства России с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Регионального форума АСЕАН по безопасности и Шанхайской организации сотрудничества; осуществить анализ современных технологий в области обеспечения безопасности и борьбы с катастрофами, применяемых иностранными государствами и международными организациями, с целью внедрения лучших из них в Российской Федерации; обеспечить интеграцию российских технологий в международные программы обеспечения безопасности и борьбы с катастрофами. Государственная политика в области обеспечения безопасности населения Российской Федерации и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз различного характера осуществляется посредством скоординированной и целенаправленной деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и граждан на основе законодательства Российской Федерации, а также общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации. Правительство Российской Федерации руководит реализацией государственной политики в области обеспечения безопасности населения Российской Федерации и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз различного характера, а также деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в соответствии с полномочиями, возложенными на него федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от угроз различного характера осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в пределах своих полномочий организуют и проводят мероприятия в области защиты населения и территорий от угроз различного характера. Основы государственной политики реализуются в рамках: а) профильных государственных и федеральных целевых программ; б) межведомственной комплексной программы фундаментальных и прикладных исследований в интересах обеспечения безопасности населения и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов; в) обеспечения мероприятий в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и средств организаций; г) федерального плана повышения защищенности критически важных объектов Российской Федерации; д) планов повышения защищенности критически важных и потенциально опасных объектов, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами управления организаций, объекты которых являются критически важными или потенциально опасными. В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р, планируется поддержание высокого уровня национальной безопасности и обороноспособности страны, включая безопасность населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Такой подход требует реализации комплекса взаимоувязанных по ресурсам, срокам и этапам преобразований. При этом должна произойти смена приоритетов при защите населения и территорий от опасностей и угроз различного характера – вместо культуры реагирования на чрезвычайные ситуации на первом месте должна быть культура предупреждения. Для этого необходимо проведение следующих мер: совершенствование систем мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, разработка и внедрение новых форм и методов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; завершение создания общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (далее – общероссийская система информирования); развитие инновационной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и ситуационного анализа рисков чрезвычайных ситуаций; разработка и реализация практических мер по повышению безопасности населения и защищенности критически важных объектов, в том числе объектов теплоснабжения; завершение создания межрегиональных и региональных центров управления в кризисных ситуациях; развитие и совершенствование технических средств и технологий повышения защищенности населения и территорий от опасностей, обусловленных возникновением чрезвычайных ситуаций, а также средств и технологий ликвидации чрезвычайных ситуаций; создание системы независимой оценки рисков в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Обеспечение высоких стандартов жизнеобеспечения и создание условий для безопасной жизнедеятельности населения, предотвращение экологических бедствий и техногенных катастроф, предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций являются важнейшими задачами государства. Проблема носит комплексный характер, ее решение требует продуманной координации действий органов государственной власти на федеральном и региональном уровнях, предполагает обеспечение тесного взаимодействия государства и бизнеса в рамках государственно-частного партнерства, активного сотрудничества с заинтересованными сторонами на международном уровне. В соответствии с положениями Государственной программы «Защита населении и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 300 задачами данной программы являются: 1. Обеспечение эффективного предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожаров, происшествий на водных объектах, а также ликвидации последствий террористических актов и военных действий; 2. Обеспечение и поддержание высокой готовности сил и средств гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах; 3. Обеспечение эффективной деятельности и управления в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах; 4. Развитие системы обеспечения промышленной безопасности Согласно Федеральному Закону от 21 декабря 1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68-ФЗ основными принципами защиты населения и территорий являются: мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно. планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций. Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны. Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и Силы и средства гражданской обороны привлекаются к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и регионального характера в порядке, установленном федеральным законом. Основным объектом защиты населения является личность с ее правом на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения ЧС. При этом личность не должна являться пассивным объектом защиты. Граждане РФ обязаны участвовать в проводимых мероприятиях по защите населения от ЧС, а также проходить обучение (подготовку) правилам поведения (действий) при ЧС, использования индивидуальных средств защиты, оказания помощи и взаимопомощи при ЧС.
|