![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Урунтаева Г. А.Стр 1 из 71Следующая ⇒
Федеральная целевая программа книгоиздания России Издательская программа «Учебники и учебные пособия для педагогических училищ и колледжей» Руководитель программы 3. А. Нефедова Рецензент: доктор психологических наук, зав. кафедрой возрастной психологии МГУ им. М. В. Ломоносова А. И. Подольский Издание осуществлено при финансовой поддержке акционерного банка газовой промышленности «ГАЗПРОМБАНК» Урунтаева Г. А. У 73 Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1996. — 336 с. - ISBN 5-7695-0034-4 Учебное пособие написано на основе базовых методологических и теоретико-психологических положений, принятых в отечественной психологии. Оно дает полное представление о психологии как науке и ее практическом применении. Изложение теории сопровождается конкретными примерами. Пособие имеет ярко выраженную практическую направленность: автор показывает, как применять полученные знания в процессе обучения и воспитания ребенка. Книга может быть полезна также студентам педагогических институтов и воспитателям детских садов. ISBN 5-7695-0034-4 ББК 88.8я73 © Урунтаева Г. А., 1996 © Издательский центр «Академия», 1996
ПРЕДИСЛОВИЕ Дошкольное детство - первый период психического развития ребенка и поэтому самый ответственный. В это время закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности. Именно этом возрасте педагог находится с ребенком в самых близких отношениях, принимает в его развитии самое деятельное участие. А значит, наряду с педагогикой и частными методиками, курс детской психологии является одним из основных в подготовке воспитателей дошкольных учреждений. Данное учебное пособие предназначено для учащихся педагогических училищ, колледжей и студентов вузов. Его цель состоит в том, чтобы раскрыть основные закономерности психического развития, показать главные приобретения ребенка от рождения до поступления в школу. В основу учебного пособия положен сложившийся в отечественной детской психологии подход к проблеме психического развития как усвоению общественно-исторического опыта. При отборе материала мы опирались на фундаментальные положения отечественной психологии, разработанные Л.С.Выготским, А.Н. Леонтьевым, А.В.Запорожцем, Д.Б.Элькониным, С.Л.Рубинштейном, Л.А.Венгером, Л.И.Божович, А.А.Люблинской, М.И.Лисиной и др., поскольку на этих положениях строилась и строится система дошкольного образования. Пособие состоит из четырех разделов. В первом рассматриваются предмет детской психологии, принципы и методы психологического изучения ребенка. В остальных трех разделах показываются преобразования в главных сферах психики дошкольника: деятельности, познавательных процессах и личности.
Мы не ограничились рассмотрением психического развития ребенка только в возрасте 3-7 лет. В каждом разделе немаловажное место занимают периоды младенчества и раннего детства. Во-первых, воспитателю необходимо иметь представление о развитии ребенка на более ранних возрастных этапах, чтобы понять логику, закономерности становления психических процессов, свойств и качеств личности в дальнейшем. Во-вторых, без учета психических особенностей, присущих младенцу и преддошкольнику, воспитатель не сможет спроектировать последующее психическое развитие. В-третьих, материал, касающийся формирования психики ребенка в младенчестве и раннем возрасте, необходим тем специалистам-воспитателям, которые будут работать в ясельных группах детских садов и домах ребенка. Отбирая и анализируя материал, мы исходили из его ценности и значимости для педагогической деятельности. Поэтому в каждой сфере психического развития мы выделили основные показатели, которые могут использоваться при постановке целей диагностики, для контроля за его ходом и при формулировании задач воспитания. Для того чтобы связать психологические знания с педагогической практикой, мы рассмотрели некоторые принципы руководства тем или иным психическим процессом или функцией, например волей, самосознанием, памятью, вниманием, воображением и пр. Изложение материала в учебном пособии сопровождается примерами, которые описывают разнообразные ситуации из жизни детей. Они были подобраны из проведенных нами исследований. Примеры не только иллюстрируют теоретические положения, но и восполняют недостаток психологического опыта у студентов и учащихся, дают им повод для дальнейших размышлений и сравнения с фактами, полученными в собственной деятельности. К тому же примеры уточняют, раскрывают и наполняют смыслом научные понятия. Учебное пособие знакомит читателей с наиболее выдающимися отечественными психологами, их достижениями и основными положениями исследований.
|