Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мастер жизни






 

Еще не так давно, когда приоритетом в жизненных ценностях были не материальные вещи, а развитие отношений друг с другом, люди не знали, что такое психиатр или психо-терапевт. У них не было проблем с психикой, так как ориентировались они на духовность, а практичную жизненную мудрость приобретали в живом общении с бабушками и дедуш-ками, которые вместо отупляющих мультиков и компьютерных игр занимали внуков поучи-тельными историями, рассказывали им народные сказки.

 

Эти сказки имели глубокий смысл; их герои формировали у детей здоровую систему жизненных ценностей, учили их мудрости, дальновидности, помогали сформировать в них необходимые грани характера. Чтобы стать гармоничным, мужчина должен сочетать в себе качества правителя, воина, бизнесмена, монаха, учителя, мастера жизни. Герои из сказок нам помогают глубже понять каждую из этих ролей.

 

Уровень мастера жизни символизирует, как это ни удивительно, Емеля! В последнее время прозападные «психологи» резко критикуют старые русские сказки – и особенно они невзлюбили именно Емелю. Позвольте его оправдать и параллельно заметить, что расска-зывать сказки может лишь тот, кто понимает их смысл43.

 

Емелю мы застаем в тот момент, когда он достиг совершенства, гармонии с окружаю-щим миром, избавившись от личных корыстных мотивов. Как он достиг этого? В данном случае – размышляя, «лежа на печи». В то время как братья работают ради материальных плодов, Емелю они не интересуют, потому что у него нет материальных желаний, социаль-ных амбиций. Когда человек достигает этого уровня – свободы от личных корыстных моти-вов, он входит в гармонию с окружающим миром, становится Мастером Жизни. На этом уровне человек удовлетворен тем, что приходит к нему без чрезмерных усилий, и не стремится к излишествам. В то же время, когда он таким образом входит в один ритм смирозданием, все обстоятельства начинают складываться самым благоприятным для него образом.

 

Он приходит к реке в нужное время и в нужное место («врожденный инстинкт»!), зачерпывает ведром воду и, обнаружив в нем щуку, думает: «Как раз братья с работы придут, а я им ухи свежей сварю». Дальше идет экзамен – проверка уровней вкусов. Щука просит ее отпустить к маленьким деткам и обещает исполнить любое его желания. Емеле ничего от нее не нужно, – он отпускает ее, просто пожалев детей, которые чуть было не остались без матери.

 

Щука благодарность все равно благословляет его, сказав: «Когда тебе что-нибудь будет нужно, просто скажи: «По щучьему велению, по Божьему произволению…», и все тотчас исполнится!» (В советское время, когда любые упоминания о Боге были запрещены, в текст внесли коррективы: «По щучьему велению, по моему хотению…», и это сильно изменило весь смысл.)

 

Если бы на месте Емели были его корыстные братья, они бы тут же запросили себе роскошные хоромы, амбары, полные золота, царевен в жены… Но Емеле не нужно было ничего сверх того, что у него уже есть. В то же время он использует щучью помощь, чтобы нарубить дров – не огромную гору, а ровно столько, сколько ему нужно для исполнения обычных обязанностей. Эта сказка символизирует уровень Мастера Жизни, когда все проис-ходит как бы «само собой»: ведра идут, топоры рубят, сани едут даже без лошадей… Потом

 

43 Ключ к пониманию сказок вы можете найти в книгах Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой «Мужские сказки. Тайный шифр», «Тайный шифр женских сказок». (Прим. автора.)


 


А. Усанин. «Высший вкус жизни. Выход из материальной игры»

 

 

он встречается взглядом с царевной, произносит заветные слова – и по милости щуки она влюбляется в него!

 

Это – важный момент. Емелю не привлекал трон, не привлекала сама идея жениться на царевне, он не мечтал о ней и ради ее приданого – не было низшего вкуса, не было мирских амбиций. Ему просто понравилась хорошая девушка. Просто так получилось, что она ока-залась царской дочкой, и Емеле пришлось стать царем. Корыстные люди, завистники могут подумать: «Дуракам везет!»

 

На самом же деле в том, что Мастер Жизни – человек, не имеющий эгоистичных, корыстных желаний, вдруг стал царем, тоже есть свой резон, закономерность и смысл. Думаю, вы уже поняли почему. Во-первых, именно бескорыстные люди и должны управлять обществом. Корыстных людей нельзя допускать к власти. С другой стороны, когда человек перестает стремиться к материи, его просят подняться на эту ступень и служить обществу – ведь у него есть для этого необходимые качества. В Древней Руси именно так выбирали кня-зей: искали наиболее достойную личность, а потом приходили и кланялись ей: «Пожалуйста, правь нами!» Почему нужно было просить, кланяться? Потому что управлять обществом – это большая ответственность и большой труд. И не случайно именно Мастера Жизни про-сят взять этот труд на себя. Этому учит тайный шифр сказок. Кроме того, в том, что Емеля вместе с царевною обрел и царство, можно увидеть проявление закона непривязанности: «Стоит только расхотеть…»

 

Если вы внимательно присмотритесь к сказкам, то увидите, что они учат тому, что успех во всех сферах жизни приходит, когда человек избавляется от корысти и эгоизма – от низшего материального вкуса.

 

Кстати, вы знаете, почему сказки всегда должны заканчиваться хорошо? Потому что наша жизнь – это урок, и если мы, проходя через различные испытания, трудности, не опус-каемся до низшего вкуса, не предаем близких, свои мечты и друзей (чему и учат все сказки), то мы непременно добьемся успеха. Каждая ситуация в нашей жизни – это испытания или же искушения, урок или проверка предыдущих уроков, цель которых – сделать нас лучше или проверить на человечность. И сказки нас учат, что, действуя с чистым сердцем, мы каж-дый урок, даже самый трудный, можем сдать на «отлично».

 

Если подвести философский итог, Мастер Жизни – это здоровая клеточка обществен-ного организма. Он удовлетворен тем, что приходит к нему само собой, без чрезмерных уси-лий – так же, как клеточка организма удовлетворена теми питательными веществами, кото-рые она получает, и не пытается взять себе больше, чем нужно.

 

Уровень Мастера жизни отражен в даосизме. Дао означает «путь». Обычно люди зани-маются какой-либо деятельностью ради достижения определенных плодов в виде осязае-

 

мого материального результата. Для даоса важен не результат его деятельности, а состоя-

 

ние, в котором он пребывает. Нужно ли говорить, что любую работу даос делает на совесть, потому что он получает удовольствие от всего, что он делает. Даоэто путь единения с жизнью, путь наслаждения ею в одном ритме с Вселенной, с Природой, без каких-то при-вязанностей, стремления к славе, престижу, материальным богатствам. Богатство Мастера Жизни заключается в его внутренней гармонии с миром, в его внутреннем отношении к жизни.

 

Поскольку у него нет эгоизма, он не испытывает в уме беспокойств или страданий, которые появляются из-за неосуществленных желаний. Он одинаково ровно относится к приобретению и потере, к победе и к поражению, к почету и славе или бесчестью: он наблю-дает за всем отстранен-но – так, словно смотрит кино. Мастер Жизни не стремится к богат-ствам, но и не убегает от них, когда они приходят к нему по законам Природы – естествен-ным образом, сами собой. Тем, кто живет в одном ритме с Вселенной, как неотъемлемая


 


А. Усанин. «Высший вкус жизни. Выход из материальной игры»

 

 

и здоровая ее часть, Вселенная посылает все необходимое для жизни: космический орга-низм снабжает каждую свою здоровую клеточку всем, что нужно для ее жизнедеятельности. Иисус в этой связи нас учил: «Будьте как дети!»

 

Послушные дети не заботятся о том, что им есть завтра, где спать, что надевать. Они знают – родители обеспечат их всем необходимым. Послушные дети доверяют родителям. Им нет нужды прятать пирожки под подушку, думая: «А вдруг завтра мама меня не накор-мит?» Так же и даос, живя в одном ритме с творением, не делает запасов на будущее. Он беззаботен и наслаждается миром так же, как им наслаждаются дети – не разрушая его и доверяя Творению заботиться о нем.

 

Начиная с уровня Мастера Жизни, человек не подвержен страданиям. Потому что в уме нет привязанностей, которые являются источником страданий. Чем больше у человека привязанностей – тем больше в нем страхов и тем легче им манипулировать: ведь такойчеловек чувствует боль при каждом изменении реальности, которое не вписывается в кар-тинку его материальных представлений о счастье, не соответствует ожиданиям. Все стра-дания – только в уме. Думаю, вы согласитесь, что обижать и обидеться – вещи, не обяза-тельно связанные друг с другом. Например, вы можете захотеть обидеть меня, а я могу не обижаться. И, наоборот, мы порой обижаемся, даже если никто не хотел нас обидеть. Мы обижаемся или страдаем всегда, если не получаем чего-либо из того, что желаем и ожидаем.

 

Свобода же от привязанностей – это свобода от эгоистических ожиданий и связанных с ними страданий и страхов; это жизнь в потоке реальности, ЖИЗНЬ В НАСТОЯЩЕМ.

 

Ключ к пониманию сказки о Емеле и Щуке заключается в том, что Емеля – даос!

 

В даосизме не существует понятия о жизни вне тела. Это философия, основанная на материальной концепции, но она учит гармонии материального плана, действиям без эго-истичных мотивов, подводя ближе всех к первому уровню святости – разотождествлению себя с телом, за которым следуют действия на нематериальной платформе в единении с Выс-шим Разумом, с его Замыслом, а затем – действия из любви к Богу и ко всем Его проявле-ниям – ко всему сущему.

 

Уровень Мастера Жизни содержит один любопытный момент. Закон кармы включается в действие, когда у человека есть материальные желания. На того, у кого нет материальных желаний, закон кармы не действует: его действия не влекут за собою последствий. Он про-ходит по этому миру словно бы не касаясь его. В этом мире желания и обязанности тесно взаимосвязаны. Тот, у кого есть желания, для их удовлетворения должен выполнять опреде-ленные обязанности. Нет материальных желаний – нет и материальных обязанностей.

 

Многие псевдодуховные люди – такие, как Ошо, на основании этого призывают отбро-сить любые обязанности, в действительности сохраняя желания наслаждаться материей. По-настоящему же духовные люди, даже уже не имея желаний, действуют как настоящие джентльмены – так, как будто у них есть обязанности только для блага других, чтобы подать им хороший пример. Иначе еще не достигшие зрелости люди тоже перестанут выполнять обязанности, и в обществе воцарится хаос, что сделает духовный прогресс невозможным.

 

«Для самоудовлетворенного человека, который черпает наслаждение в самом себе, который посвятил жизнь постижению своего «Я» и ничего не желает, уже не существует обязанностей. Продолжая их выполнять, он не преследует никаких целей, но у него нет и оснований пренебрегать ими. Живя в этом мире, он не зависит от каких-то других существ.

 

Человек должен действовать только из чувства долга, не стремясь к плодам своего труда, так он придет ко Всевышнему.

 

Такие святые цари, как Джанака (отец Ситы, жены Господа Рамы), достигли духовного совершенства только благодаря выполнению долга. Так и ты, даже на уровне высшего совершенства, должен продолжать


 


А. Усанин. «Высший вкус жизни. Выход из материальной игры»


 

выполнять свой долг хотя бы для того, чтобы подать пример остальным. Что бы ни делал великий человек, и какие бы правила он ни устанавливал своим поведением, обыкновенные люди следуют его примеру.

 

О сын Притхи, во всех Трех Мирах нет такого дела, которым Я обязан бы был заниматься. Я ни в чем не нуждаюсь и ни к чему не стремлюсь

 

– и все же Я всегда выполняю Свой долг (когда прихожу в этот мир и играя роль человека). Ведь если Я перестану неукоснительно выполнять Свои обязанности – люди, несомненно, последуют Моему примеру.

 

Если бы Я не подавал людям хороший пример исполнения обязанностей, все эти миры были бы обречены на гибель. Я стал бы причиной появления на свет нежелательного потомства и тем самым нарушил бы покой всех живых существ.

 

Материалистичные люди, – невежды – выполняют предписанные им обязанности, стремясь к плодам своего труда, тогда как тот, кто обладает совершенным знанием, должен делать то же самое, но не из корысти, а для того, чтобы направить людей на истинный путь.

 

Чтобы не вносить смятение в умы невежд, обладающих материальным сознанием и потому привязанных к плодам своего труда, просветленный мудрец не должен побуждать их прекратить всякую деятельность. Напротив, он должен занимать их благотворной деятельностью, в духе служения Богу, чтобы в них тоже смогло пробудиться божественное восприятие мира». («Бхагавад-Гита», 3. 17–26.)


 


А. Усанин. «Высший вкус жизни. Выход из материальной игры»

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал