Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Шесть философий






 

Философия материализма, согласно которой все сущее состоит из мельчайших мате-риальных частиц – атомов – куда более подробно, чем у современных ученых, описана древним мудрецом Канадой Риши и называется в древних санскритских трактатах филосо-

 

фией Вайшешика.

 

Распространенная на Древнем Востоке (в Китае, Египте и Персии) философия мета-физиков, которые рассматривают мир не как комбинацию атомов, а как комбинацию пятипервоэлементов – земли, воды, огня, воздуха – называется философией Санкхьи, и наибо-лее точно она изложена мудрецом Капилой, сыном Девахути, воплощением Бога. Филосо-фия санкхьи – это следующий шаг, который предстоит сделать квантовым физикам в позна-нии материального мира, поскольку она идет дальше вайшешики и объясняет природу и трансформацию материальных энергий – первоэлементов. Она объясняет, как под влиянием двадцать пятого – нематериального элемента проявляются и последовательно образуются основные материальные энергии – «первоэлементы».

 

Первый материальный элемент, который проявляется нематериальной энергией, – это материальное пространство, эфир. Трансформируясь под влиянием божественного созна-ния, эфир проявляет из себя материальную энергию силы, движения – воздух (ци, прану). Воздух, трансформируясь под влиянием духа, проявляет электрическую энергию – агни (огонь). Трансформируясь, огонь проявляет материальный элемент текучести, связи – воды. Вода, трансформируясь, дает рождение элементу земли, придающему твердость предметам. С точки зрения метафизики все первоэлементы проявлены в каждом атоме.

 

Благодаря элементу связи (воды) электрон удерживается на орбите протона – оба явля-ются проявлением элемента земли. Энергия, которая заставляет электрон двигаться, – это элемент силы, движения – воздуха. Энергия, которая проявляется в результате ядерной реак-ции – высвобождающаяся энергия огня, которая до этого сдерживалась элементом воды54. Эти материальные первоэлементы находятся в материальном пространстве – эфире.

 

Каждый из первоэлементов содержит в себе одно новое качество, вызывающее появ-ление соответствующего органа чувств. С появлением элемента пространства проявляется звук. По звуку с помощью органа слуха мы можем определить местонахождение источника звука в пространстве. Воздух проявляет осязание. Его мы не видим, но можем ощутить его движение, в том числе в виде движения праны – жизненной силы внутри (например, когда мы потягиваемся). Огонь проявляет форму, а также связанное с ним чувство и орган зрения. Это первый элемент, который можно видеть. Вода проявляет элемент вкуса. Элемент Земли проявляет обоняние, запах. Каждый последующий элемент содержит в себе все остальные, а также и их качества. Так, Земля обладает запахом, вкусом, формой, осязанием, звуком, объ-емом. Вода запаха не имеет, но она обладает вкусом, формой, осязанием, звуком, объемом. Огонь не обладает ни вкусом, ни запахом. Но он обладает видимой формой, несет в себе звук и объем. У Воздуха нет ни вкуса, ни запаха, ни видимой формы, но его можно осязать, в воз-духе распространяется звук. Пространство без других элементов в некоторой мере можно воспринимать только с помощью органа звука. По звуку мы можем определить, близко или далеко находится его источник.

 

Каждый из первоэлементов обладает множеством свойств, которые они частично или же полностью проявляют во всех 64 измерениях материального мира, в том числе и в под-пространствах. Так, элемент огня проявляется как видимый нами огонь, электричество,

 

огонь пищеварения (джатхара-агни, или пачака-питта), огонь разума (садака-пита), пере-

54 В том числе и поэтому мокрые дрова не горят – в них слишком много первоэлемента воды.



А. Усанин. «Высший вкус жизни. Выход из материальной игры»

 

 

варивающий полученную информацию, а также огонь, отвечающий за эмоции (бхута-агни). Оджас – квинтэссенция тонкого огня в теле отвечает за общий иммунитет тела. О его коли-честве в теле можно судить по ауре – свету, который человек излучает. Качество этого света отражается в сиянии кожи и в цвете лица. Здоровые люди излучают силу и энергию. Сияние тела святых можно увидеть даже физическим зрением. Больные почти ничего не излучают.

 

Каждый первоэлемент обладает рядом пока неизвестных нам свойств. Ученые до сих пор не могут до конца раскрыть свойства воды: при разных условиях она себя ведет совер-шенно по-разному, как живой организм. И это неудивительно: каждый из элементов имеет свой личностный план, управляется личностью. Неудивительно, что философия санкхъи является основой мистических знаний древних и средневековых алхимиков.

 

Философия Карма-мимамсы, которой придерживались древние греки, индейцы, ацтеки, поклонявшиеся многим богам, изложена мудрецом Джаймини Риши. Эта филосо-фия объясняет, что все силы Природы, все виды энергий управляются более могуществен-ными личностями – полубогами, находясь в гармонии с которыми человек может достичь материального процветания и получать в следующей жизни хорошее рождение. Если же человек возвышается над даруемыми этими полубогами благами, то он после смерти рож-дается в более высоких мирах.

 

Философия мудрецов – логиков Ньяи, изложенная Гаутамой Риши, позволяет понятьнематериальную природу сознания и на уровне разума отличать cam от асат— вечное от невечного, вечную душу от временных материальных вещей. Сократ – яркий пример муд-реца, постигшего свою нетленную, нематериальную природу с помощью логики.

 

Философия мистиков, способных сознанием трансформировать одни материальныеэлементы в другие (в том числе проявлять элемент эфира – создавать новые миры и про-странства), научно изложена мудрецом Патанджали. В своих Йога-сутрах он объясняет, как достичь высшего состояния сознания, неподвластного материальному времени.

 

Философия Абсолютной Истины, изложенная мудрецом Вьясадевой в Веданте, даетпонимание Высшей Личности как источника всех проявлений в ее трех аспектах – личност-ном, локализованном и безличном. Согласно Веданте— конечному заключению Вед, все, что мы наблюдаем, создано и прямо или косвенно управляется Высшей Личностью, посред-ством Его всемогущих сознающих себя энергий, к которым относимся также мы с вами – сознающие себя частички Всевышнего. И осознание себя частью Единства, частью Всевыш-него, является Ведантой – сутью всех Вед.

Каждая из этих шести основных философий имеет много своих ответвлений. Так, к вайшешике относятся все виды материалистических философий, провозглашающих, что вечны только атомы – материальные микрочастицы, а феномен сознания, жизнь – временно проявляются в результате их комбинаций, – удачного соединения аминокислот. К Веданте же относятся все монотеистические религии, провозглашающие находящуюся по ту сторону материальных пространства и времени Верховную Личность Бога, являющуюся источником всего, что здесь было, что есть и что будет.

 

Подробно описывая каждую из этих философий, духовные учителя древности отме-чают, что они отражают различные уровни устремлений души. То есть человек только думает, что может выбирать философию. На самом же деле, он руководствуется лишь той философией, которая отражает уровень его устремлений. На витрине магазина могут лежать дорогие запчасти, яркие игрушки, книга мудрости, изысканная косметика, бутылка водки. И автолюбитель, ребенок, мудрец, кокетка, пьяница только думают, что они выбирают. На самом же деле их выбор уже предрешен. Каждый из них возьмет с этой витрины только то, что принесет ему наибольшую радость, не понимая, как другие могли выбрать себе все остальное. Для каждого из них все остальные объекты не обладают никакой ценностью, как


 

 


А. Усанин. «Высший вкус жизни. Выход из материальной игры»

 

 

будто не существуют. Они не способны до конца понять радость другого – для этого нужно побыть «в его шкуре» – в его теле, в его состоянии сознания.

 

Пытаться дать человеку мировоззрение, которое не соответствует его внутренним устремлениям – то же самое, что взять у ребенка игрушки и дать ему Библию или деталь автомобиля. Те, кто хочет жить безответственно, используя окружающих только для своих удовольствий, не привлекутся философией более высокого уровня. Их привлекут только тео-рии Фрейда и Дарвина, оправдывающие философию гедонизма (вайшешика) – наслаждение тела сейчас, пока есть возможность: «один раз живем, и, пока мы не умерли, нужно брать от жизни все и использовать для своего наслаждения всех, кого только возможно; в том числе можно красть, убивать и обманывать, если есть шанс, что за это не сядешь в тюрьму, потому что у жизни нет иного смысла, чем наслаждение тела, и после смерти нет ничего – и, значит, за все, что мы сделали, не будет расплаты». Говорить таким людям о высших материях бес-полезно – их они не воспримут, это лишь оттолкнет их от духовности.

«Обманутые гунами природы, невежественные люди погружаются в материальную деятельность и привязываются к ней. Однако мудрец не должен беспокоить их, хотя он понимает, что из-за отсутствия знания они занимаются деятельностью низшего порядка. Чтобы не вносить смятение в их умы, мудрец не должен побуждать их прекратить всякую деятельность. Напротив, он должен занимать их разнообразной деятельностью, которая даст им почувствовать более высокий вкус жизни» (Б. Г.3.29, 25). Философия жизни меня-

 

ется, когда человек обретает вкус жизни более высокого уровня, чем вкус потребительства

 

(партхиварасы).

 

Методы, позволяющие ощутить вкус более высокого уровня, отражены в рекоменда-циях разных священных писаний. Человек идет по духовному пути правильно, если его отношения с окружающими улучшаются и он ощущает все большую радость и счастье. Духовный учитель необходим для того, чтобы направлять ученика, оценивая его уровень, так, чтобы он развивался без каких-либо проблем. Духовный учитель – как тренер в спорт-зале, дающий нагрузку согласно способностям воспитанника – ведь если тот возьмет лиш-ний вес, то вместо радости от тренировки может надорваться и после этого долго будет не способен заниматься спортом. Если человек, у которого есть материальные желания, попы-тается действовать как святой, у которого их нет, он «надорвется»: не имея духовного вкуса и опыта, он не сможет заставить себя отказаться от своих привычек и привязанностей и вскоре снова вернется к старому образу жизни, «на собственном опыте убедившись», что духовная жизнь – это ложь.

 

Это можно сравнить с попыткой ощутить сладость плода, который еще не созрел. Опытный духовный учитель подобен садовнику, который говорит, какой плод в его саду будет нам приятен и полезен уже прямо сейчас, а какой станет для нас сладким немного позже. Ребенку не нужно садиться на большой велосипед, до педалей которого у него даже не достают ноги – иначе он так упадет, что будет бояться велосипедов всю жизнь. Сначала ему нужно дать маленький, трехколесный. Потом – с поддержкой научить его ездить на малень-ком двухколесном, затем – подростковом. И только когда он подрастет, дать ему и спортив-ный велосипед, на котором он сможет уже действительно насладиться своей (только теперь появившейся) силой и скоростью.

 

На каком бы уровне духовного развития человек ни находился – чтобы испытывать счастье, он должен испытывать радости своего уровня (своего вкуса жизни), делая при этом небольшой шаг вперед – наверх, к Богу. Если же, задержавшись в своем эволюционном раз-витии, человек перестает развиваться духовно, блеск в его глазах пропадает, жизнь для него постепенно теряет смысл, приедается, становится безвкусной. Если такое случилось, значит, время пришло сделать шаг по эволюционной лестнице вверх.


 

 


А. Усанин. «Высший вкус жизни. Выход из материальной игры»

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал