Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лестница йоги






 

Разные виды духовных практик называются йогами. Йога в переводе с санскрита озна-чает «плюс Бог», «связь с высшим уровнем». На разных уровнях восприятия жизни реко-мендуются разные практики, поднимающие нас на ступеньку выше. Список практик раз-личного уровня называется «лестницей йоги».

 

Сейчас слово йога ассоциируется с хатхой – гимнастикой тела, которая является тре-тьей ступенью мистической йоги Патанджали, известной как раджа– или аштанга– (вось-миступенчатая) йога. Первая ступень этой йоги называется «йама». Это отказ от всего, что разрушает здоровье на грубом физическом уровне. К йаме относится правильный режим дня – своевременный сон, ранний подъем, отказ от наркотиков, табака, алкоголя, кофеино-содержащих продуктов, переход на вегетарианскую диету55.

 

Вторая ступень – это нияма – очищение мыслей, отказ от всего, что приносит беспо-койство уму. К нияме относятся: установление гармоничных отношений с окружающими, изучение священных писаний, повторение мантр и молитв56; отказ от вредных для психики ТВ-передач.

 

Третья ступень – это хатха – гимнастика, совершенное владение телом для того, чтобы без физических беспокойств находиться в медитации в позе лотоса сколько угодно57.

 

В «Бхагавад-Гите» (6.3) говорится, что «для того, кто только начал заниматься вось-миступенчатой йогой, средством достижения цели служит деятельность, а для того, кто достиг совершенства, средством становится полное прекращение материальной деятель-ности».

 

На первых ступенях йог должен следовать строгим правилам поведения, которые огра-ничивают его материальные желания, давая тем самым возможность прорасти, развиться желаниям духовным. Он делает асаны, постится, регулирует дыхание и сон – все эти еще материальные упражнения позволяют ему подготовить свое сознание для занятия медита-цией, настоящей духовной деятельности. Первые шаги в йоге носят сугубо материальный характер, но они помогают быстро привести ум в равновесие и обуздать чувства человека, подготовив его к чистоте духовной жизни. Достигнув совершенства, йог может отказаться от предыдущих ступеней за ненадобностью и прекратить всякую материальную деятельность.

 

Проблема современного человека состоит в том, что он считает материальные ступени йоги духовными и ждет от них духовных откровений. К сожалению, ни вегетарианство, ни пост, ни любые методы очищения, ни асаны, ни пранаяма, ни воздержание не являются при-чиной совершенства, они являются условием для начала процесса самосовершенствования. Не стоит ожидать духовного счастья от материальных ступеней йоги, их надо пройти, чтобы приступить к медитации, которая и является методом связи души с Абсолютной Истиной. С другой стороны, одна лишь медитация, без серьезных усилий в очищении сознания и кон-

 

55 Это регулирующие принципы, которые помогают отказаться от всего неблагоприятного. В стихах 33–34 девятна-дцатой главы одиннадцатой песни Шримад Бхагаватам, отвечая на вопрос Уддхавы, Кришна перечисляет следующие две-надцать принципов: ненасилие (ахимса), правдивость (сатья), запрет воровства или домогательства чужой собственности (астея), отрешенность (асанга), смирение (хри), нестяжательство (асаньчая), вера в религиозные принципы (астикья), поло-вое воздержание (брахмачарья), молчание (мауна), самообладание (стхайрья), прощение (кшама) и бесстрашие (абхая).

56Это предписанные обязанности, выполнение которых помогает принять все благоприятное для возвышения созна-ния. Кришна перечисляет их в стихах 34–35 сразу после регулирующих принципов – поддержание внутренней и внешней чистоты (шауча), повторение святых имен Господа (джапа), аскетизм (тапа), жертвование (хома), вера (шраддха), госте-приимство (атитхья), поклонение Господу (арчана), паломничество по святым местам (тиртхаатана), стремление только к достижению Всевышнего (параартхаиха), удовлетворенность (тушти) и служение духовному учителю (ачарьясевана).

57 Хатха йога – это выделенные в современном мире – третья и четвертая ступени аштанга – йоги: позы (асана) и дыхание (пранаяма) в отдельную систему. В прошлом она не имела такого значения.


 


А. Усанин. «Высший вкус жизни. Выход из материальной игры»

 

 

троле материальных желаний, тоже не приведет ни к какому результату, так как трудно плыть на лодке по реке самосознания, не подняв якорь…

 

Поэтому первые ступени йоги не что иное, как поднятие якоря и отталкивание лодки сознания от берега материальных желаний. Поэтому в ведической культуре так распростра-нены методы очищения. Мы должны очищать свое сердце всеми возможными способами, сама наша жизнь должна носить естественно очищающий характер.

 

Четвертая ступень – пранаяма: управление дыханием и связанной с процессом дыха-ния внутренней силой (ци, праной). Практика пранаямы со временем позволяет освобо-диться от потребности в пище и сне. Через задержку дыхания йог учится делать водную гладь своего ума ровной.

 

Непредвзятое созерцание без оценки умом и без мыслей позволяет одухотворенному разуму ощутить присутствие Бога во всем: «Небо отражается только в спокойной воде».

 

Пятая ступень – дхьяна — сосредоточение. Проверка достижения учеником совершен-ства на этом уровне заключается в следующем: за его спиной учитель звонит каждым по очереди ста колокольчиками разной тональности. Ученик должен запомнить звук каждого. И после этого учитель звонит любыми из них, и ученик должен его опознать: сорок седьмой, двадцать пятый, третий, восьмидесятый, т. д. Когда йог становится способен задерживать дыхание на 1, 5–2 часа, в нем начинают пробуждаться сверхъестественные способности – сиддхи, предоставляющие возможность повелевать материальной энергией, быть чудотвор-цем (Шива-Самхита, 3.53).

 

Те, кто став сиддхой, не сходят с пути, переходят от дхьянык дхаране— седьмой ступени мистической йоги. Остановив дыхание, сосредоточившись на своей вечной нематериальной природе и Боге, мистик одно за другим отвлекает материальные чувства от связанных с ними материальных объектов.

 

Оборвав в сердце все связи с материальной Вселенной, йог достигает самадхи— бес-смертия, в котором ему открывается образ Всевышнего.

 

«Лестница йоги» выглядит так:

 

1 ступень – Карма-йога: духовное возвышение посредством практической деятельно-сти. Это самый простой и один из наиболее могущественных методов духовного прогресса для каждого. Это – приносящая радость деятельность согласно призванию, без стремления к плодам своего труда – когда человек реализует свои таланты, способности в духе служения Богу и обществу; благотворительная деятельность; когда человек работает, исполняя свой долг, и жертвует полученные деньги на благотворительные и духовные цели.

 

2 ступень – Гьяна-йога – философские поиски смысла жизни, размышления о веч-ном. Когда через возвышающую, приносящую радость деятельность человек утверждается в бескорыстии, он начинает испытывать склонность к изучению духовной науки, священных писаний.

 

3 ступень – Аштанга-йога. Когда человек возвышается над мирской деятельностью и утверждается разумом в том, что вечная жизнь важнее мирских интересов, он приобщается к практикам (включающим в том числе физические и дыхательные упражнения, завершаемые медитативными техниками), целью которых является концентрация на Сверхдуше, – Боге, пребывающем в сердце.

 

4 ступень – вершина лестницы йоги – путь любви, Бхакти-йога – появляется тогда, когда человек начинает служить Богу сердцем (умом), телом и речью. Религиоведы – «уче-ные» неправильно определяют путь бхакти как «одно из четырех основных направлений философии индуизма». В действительности «бхакти» – это санскритский термин, обозна-чает развитие безраздельной преданности и любви к Богу как к личности. Все монотеисти-ческие религии, которые учат тому, как любить Бога – путь бхакти. Учение Иисуса – это путь бхакти.


 


А. Усанин. «Высший вкус жизни. Выход из материальной игры»

 

 

Переход на более высокую ступень духовного развития может порою занять целую жизнь, иногда – даже несколько жизней. Но путь бхакти — любви мудрецы называют «кос-мическим лифтом». Если человек устремляется к Богу как к личности – его прогресс будет невероятно стремительным: за короткое время – часть одной жизни – с любого уровня он сможет подняться до духовных вершин не столько благодаря своим усилиям, сколько благо-даря помощи свыше, ответных чувств Бога.

 

В отличие от других методов духовного возвышения бхакти является одновременно

 

и средством, и конечной целью. До тех пор пока человек не ставит своей целью любовь

 

к Богу, все остальные методы являются ступеньками на пути к ней. Но когда любовь к Богу становится целью, все остальные методы превращаются в различные проявления этой любви. Например, карма-йога без связи с бхакти – это бескорыстное исполнение своих про-фессиональных, гражданских и прочих обязанностей (из любви к делу и к людям); но затем она превращается в деятельность, выполняемую из любви к Богу. Так и гьяна – философские поиски, изучение священных писаний из любопытства в соединении с бхакти становятся буддхи-йогой – пониманием, почему Бог устроил здесь все именно так, а не как-то иначе. Праздное любопытство становится частью любви – жаждой как можно больше узнать о воз-любленном Господе. Точно так же и медитативная йога без бхакти – это очищение тела и мыслей для освобождения от материальных проблем, осознания своей вечной нематериаль-ной природы в связи с Богом, но йога мистиков в проявлении бхакти, становится стремле-нием всегда быть сосредоточенным на возлюбленном Господе, не отвлекаясь уже ни на что другое. Даже стремление поддерживать тело здоровым становится частью любовного слу-жения Богу: «Это тело – дар Бога, и я должен поддерживать его в чистоте и здоровым, чтоб служить Господу лучше, не тратя зря время на решение телесных проблем – болезней».

 

Пока человек не принимает Бога как личность, его духовный путь – это благочестивая деятельность на материальной платформе. Но когда человек учится воспринимать каждого как часть Бога, с которым он мысленно общается в сердце, скорость его пробуждения к выс-шей реальности, количество осознаний духовного уровня увеличиваются во множество раз. И потом благочестивая деятельность становится проявлением нашей любви к Богу.

 

Достигая совершенства в любви, человек достигает совершенства выполнения обязан-ностей на всех уровнях по отношению ко всем живым существам.

 

Бог дал нам свободу выбора. Пока мы не хотим с Ним общаться, Он терпеливо нас ждет, периодически ласково напоминая о Себе. Но когда мы хотим развивать отношения с Ним, тогда Он уже постоянно «на связи»: мы начинаем видеть Его знаки, Его подсказки везде. Мы начинаем осознавать, что ВСЕ УПРАВЛЯЕТСЯ ИМ! Мы видим Его в каждом, во всем!

 

…Порою мы знаем, что спим и что нужно проснуться. Проще всего это сделать, если нас кто-то разбудит. До тех пор пока наша цель – что-либо, кроме Бога, – мы переходим из более глубокого сна в сон поверхностный, или из одного сна в другой. Тех же, кто хочет снова проснуться к отношениям с Ним, Бог будит Сам, лично – так же, как муж ласково помогает проснуться жене для их взаимных наслаждений.

 

«В какой мере человек устремляется ко Мне, в той мере Я вознаграждаю его» («Бхагавад-Гита», 4.11).


 

 


А. Усанин. «Высший вкус жизни. Выход из материальной игры»

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал