![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Практическое занятие №8
Тема: Система отечественного образования: состояние, тенденции развития 1. Самостоятельно прочитать в рекомендуемых учебных пособиях материал, характеризующий систему отечественного образования, ее состояние и тенденции развития, ознакомиться с текстом Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» 2. Подготовить доклады для выступления на практическом занятии. Темы докладов: 2.1. Реформирование образования в современном мире: глобальные, национальные и региональные направления и тенденции. 2.2. Система образования в современной России: достоинства, недостатки, резервы и тенденции развития. 2.3. Современные подходы к организации управления образованием: достоинства и недостатки. Литература к практическому занятию по теме: Система отечественного образования: состояние, тенденции развития Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М., 2002. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. №751. Учебные стандарты школ России. Государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Книги 1, 2 / Под ред. В.С. Леднева, Н.Д. Никандрова, М.Н. Лазутовой. М., 1998. Федеральная программа развития образования в России. М., 2000. 12-летняя школа. Проблемы и перспективы развития общего среднего образования / Под ред. В.С. Леднева, Ю.И. Дика, А.В. Хуторского. М., 1999. Акулова О.В., Писарева С.А. Пискунова Е.В., Тряпицына А.П. Современная школа: опыт модернизации: Книга для учителя / Под общ. редакцией А.П. Тряпицыной. СПб, 2005. Воробьева С.В. Основы управления образовательными системами: Учебное пособие. М., 2008. Вульфсон Б.Л. Стратегия развития образования на пороге 21 века. М., 1999. Гершунский Б.Г. Образование как религия третьего тысячелетия: гармония знания и веры. М., 2001. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века: Учебное пособие для самообразования. Изд. 2-е, переработанное и дополненное. М., 2002. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века: Учебное пособие для самообразования. Изд. 2-е, переработанное и дополненное. М., 2002. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня / Под ред. Н.Л. Селивановой. М., 1998. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. М., 1999. Жуков В.И. Российское образование: Истоки, традиции, проблемы. М., 2001. Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения: Рекомендации для опытно-экспериментальной работы школы / А.Г. Каспаржак, Л.Ф.Иванова, К.Г.Митрофанов и др. М., 2004. Никандров Н.Д. Перспективы развития образования в России. СПб., 2005. Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М., 2000. Никандров Н.Д. Социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М., 2000.
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ К ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОМУ ЗАЧЕТУ ПО «ОБЩЕЙ ПЕДАГОГИКЕ» 1. Объект, предмет, функции и задачи педагогики. Основные понятия педагогики. 2. Структура педагогики и ее связь с другими науками. 3. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» о принципах государственной политики в области образования. 4. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» о системе образования в России. 5. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» об общих правилах организации образовательного процесса и реализации образовательных программ. 6. Понятие о личности, ее развитии и формировании. 7. Половозрастные и индивидуально-типологические особенности развития личности 8. Факторы, влияющие на развитие и формирование личности: общая характеристика. 9. Роль наследственности в развитии человека. 10. Самовоспитание, его сущность и значение для становления и развития личности. 11. Мотивы и способы самовоспитания 12. Роль и основные характеристики деятельности как фактора формирования и социализации личности. 13. Роль общения в развитии и формировании личности. Характеристика основных видов общения. 14. Функции общения: общая характеристика, условия эффективности их реализации. 15. Педагогическое общение: специфика феномена, условия обеспечения эффективности его реализации. 16. Специфика формирующего влияния современной российской семьи. 17. Стили родительского поведения и тактика воспитания ребёнка в семье. 18. Роль коллектива в формировании и социализации личности. 19. Детский коллектив как фактор воспитания: функции, признаки и структура. 20. Учение А.С. Макаренко о коллективе: законы и принципы жизнедеятельности. 21. Разнообразие подходов в современной отечественной педагогике к оценке роли и воспитательного потенциала коллектива 22. Роль и возможности воспитания в формировании личности. 23. Сущность и структура педагогического процесса: общая характеристика. 24. Субъекты педагогического процесса: общая характеристика участников педагогического процесса, специфика их взаимодействия. 25. Учитель, его функции, компетенции и современные требования к нему. 26. Современный ученик: социально-культурные и психолого-педагогические проблемы воспитания и обучения. 27. Содержание образования в российской школе: общая характеристика. 28. Нормативно-методические документы, определяющие содержание образования. 29. Формы организации педагогического процесса: общая характеристика. 30. Методы обучения (по Ю.К. Бабанскому): общая характеристика. 31. Методы воспитания (по Ю.К. Бабанскому): общая характеристика. 32. Педагогические технологии обучения: сущность понятия и признаки педагогической технологии. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ «ОБЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ» Педагогика: предмет, функции, задачи, межпредметные связи педагогики; основные категории педагогики: развитие, формирование, социализация, образование, воспитание, обучение, преподавание, учение, педагогическое воздействие и взаимодействие; факторы развития личности: наследственность, саморазвитие (самообразование, самовоспитание, деятельность, общение, среда, семья, коллектив; педагогический процесс: закономерности и принципы педагогического процесса; цели, задачи, содержание педагогического процесса, нормативно-методические документы, определяющие содержание образования; формы, методы и средства обучения и воспитания, педагогическая технология.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО КУРСУ «ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА Основная литература Анисимов В.В., Грохольская О.Г., Никандров Н.Д. Общие основы педагогики: учебник для вузов. М., 2006. Виненко В.Г. Общие основы педагогики: Учебное пособие. М., 2008. Загвязинский В.И., Емельянова И.Н. Общая педагогика: Учебное пособие. М., 2008. Корнетов Г.Б. Общая педагогика: Учебное пособие. М., 2003. Краевский В.В. Общие основы педагогики: Учеб. для студентов педвузов. – М., 2003. Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. М., 1983. Педагогика. Учеб. пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 2004. Педагогика: Учебник / Л.П. Крившенко, М.Е. Вайндорф-Сысоева и др.; Под ред. Л.П. Крившенко. М., 2004. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник: В 2 кн. М., 1999. Кн.1. Общие основы. Процесс обучения. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. В.А. Сластенина: В 2-х ч. М., 2002. Ч.1. Смирнов В.И. Общая педагогика: Учебное пособие. Изд. 2-е. М., 2003.
|