Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Предмет философии науки.Стр 1 из 30Следующая ⇒
Предмет философии науки — основная проблематика философии науки: сущность науки, ее структурные параметры, критерии научности знания, общая структура и закономерности функционирования и развития науки и научного знания, соотношение философии и науки, взаимосвязь науки и культуры, науки и практики, науки и общества, методология научного познания, философская интерпретация содержания науки и модели научной деятельности, анализ философских оснований различных наук и теорий, решение различных философских проблем наук, ценностные основания науки и научной деятельности, антропологическое измерение науки и др. В зависимости от понимания природы, задач философии, от принятия той или иной философской системы в качестве истинной, соответствующим образом решаются и указанные выше проблемы философии науки. В рамках философии науки сформировалось несколько крупных альтернативных исследовательских программ и направлений. Это прежде всего позитивистская (сциентистская) и антипозитивистская (гуманитарно-антропологическая) программы, а также менее общие альтернативы: эмпиризм — теоретизм, индуктивизм — фальсификационизм, интернализм — экстернализм и др., в рамках которых также существуют различные варианты. Например, в рамках позитивизма это догматический эмпиризм (Конт, Спенсер, Милль), критический эмпиризм (Мах, Дюгем) и логический эмпиризм (Карнап, Рейхенбах) и т.д. Предметом философии науки являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассмотренных в исторически изменяющемся социокультурном контексте. Современная философия науки рассматривает научное познание как социокультурный феномен. И одной из важных ее задач является исследование того, как исторически меняются способы формирования нового научного знания и каковы механизмы воздействия социокультурных факторов на этот процесс. Чтобы выявить общие закономерности развития научного познания, философия науки должна опираться на материал истории различных конкретных наук. Она вырабатывает определенные гипотезы и модели развития знания, проверяя их на соответствующем историческом материале. Все это обусловливает тесную связь философии науки с историко-научными исследованиями. Философия науки всегда обращалась к анализу структуры динамики знания конкретных научных дисциплин. Но вместе с тем она ориентирована на сравнение разных научных дисциплин, на выявление общих закономерностей их развития. Долгое время в философии науки в качестве образца для исследования структуры и динамики познания выбиралась математика. Однако здесь отсутствует ярко выраженный слой эмпирических знаний, и поэтому, анализируя математические тексты, трудно выявить те особенности строения и функционирования теории, которые связаны с ее отношениями к эмпирическому базису. Вот почему философия науки, особенно с конца XIX столетия, все больше ориентируется на анализ естественнонаучного знания, которое содержит многообразие различных видов теорий и развитый эмпирический базис. Представления и модели динамики науки, выработанные на этом историческом материале затем переносятся на другую область и видоизменяются, если будет обнаружено их несоответствие новому материалу. Философия науки не ставит своей обязательной задачей чему-то вас учить в вашей собственной области. Она не формулирует специально никаких конкретных рецептов или предписаний, она объясняет, описывает, но не предписывает. Современная философия науки показала, что сама научная рациональность исторически развивается и что доминирующие установки научного сознания могут изменяться в зависимости от типа исследуемых объектов и под влиянием изменений в культуре, в которые наука вносит свой специфический вклад. Значит ли это, что философия науки вообще бесполезна для ученого? Нет, не значит. Можно ли работать в сфере науки, не понимая, что она собой представляет? Вероятно можно, хотя и до определенных пределов. Ученый нуждается в том, чтобы посмотреть на свою область со стороны, осознать закономерности ее развития, осмыслить ее в контексте науки как целого, нуждается в расширении кругозора. Философия науки дает такой кругозор, а извлечете ли вы из этого пользу - это ваше дело. Любой ученый нуждается в понимании того, что такое наука и научное знание, в понимании того глобального исторического процесса познания, на алтарь которого он самоотверженно кладет свою голову. Философия науки служит и этим задачам.
|