Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Античный полис и становление античного типа научности.
Причины, формирования в античной культуре знания особого (по сравнению с Востоком) типа – систематического, объективированного и доказательного. 1) особенность социально-политической организации: в Греции наиболее распространенной формой была демократия. Ключевые решались на общих собраниях, умение ясно изложить свою точку зрения, привести ее обоснование, ответить на возражения относилось к разряду необходимых навыков. 2) геополитическая ситуация - островное расположение Греции на пересечении путей, широта культурных контактов способствовала более динамичному развитию общества, позитивному отношению к новому. греки стремились создать картину мира, которая была бы приемлема для всех. 3) более высокий уровень развития экономических отношений (частная собственность, товарное производство) приводил к развитию абстрактного мышления (существование монет -> абстракция). Ценность античной науки состоит скорее в формировании научного мышления как особого типа познания – рационально-критического, основанного на доказательстве. Дж. Бернал: «Все общие проблемы, на основе которых выросла современная наука – природа небес, человеческого тела или деятельность Вселенной – были сформулированы греками. К несчастью, они также думали, что разрешили эти проблемы своим собственным, особо логичным, прекрасным, завершенным способом. Греки создали структуру науки, которую предстояло наполнить содержанием. Это и макроструктура – комплекс направлений исследования, проблематика науки; и микроструктура – способ организации научного текста, само его построение. Начиная с Аристотеля, в качестве необходимых элементов научного текста рассматриваются постановка проблемы, базовые определения, анализ сложившихся подходов и источников, описание использованных методов, гипотеза, аргументация, анализ возможных контраргументов. Отличия античной науки от современной: Не стремились к практическому использованию науки, Наука - дело достойное и принципиально бесполезное, причем бесполезность тоже относилась к разряду достоинств. Поэтому античное познание носило в основном созерцательный и теоретический характер. Греки еще не знали экспериментального естествознания. Не случайно самыми развитыми областями познания были астрономия и чистая математика, поскольку они основывались на созерцании. Построение рассуждений имело выраженную эстетическую окраску: греки могли принять при минимальной аргументации тезис, который давал гармоничное представление о реальности, или отвергнуть практически вопреки очевидности то, что гармонию нарушало. Наука, по их мнению, должна создать прозрачную, очевидно гармоничную картину реальности. Достижения: В математике - создание геометрии, использование букв для обозначения геометрических фигур, теория пропорций, метод последовательного приближения для измерения линий и площадей. геометрия Евклида - развернутая аксиоматической система; исторически это первая построенная таким образом теория. В медицине, Гиппократ. разработка базовых принципов врачебной деятельности: «Не навреди», «Противоположное лечи противоположным», «Помогай природе», «Щади больного». В области астрономии сферическое представление о Вселенной, в центре– Земля, вокруг – небесные сферы, которые вращаются относительно Земли и друг относительно друга и на которых расположены планеты. Известны пять основных планет. У Птолемея дана математическая система вычисления движений планет. В физике - система Аристотеля. Ее базовые принципы – финитизм (отрицание актуальной бесконечности) и кволитативизм (ориентация на качественные, а не количественные закономерности). Большинство идей Аристотеля закрепились и определяли физическую картину мира вплоть до Нового времени. Механика - Архимед - закон рычага, закон распространения давления в жидких средах. В области биологии описание ряда видов растений и животных. Объяснительные принципы античной науки определили основу рационального знания вообще: принцип закономерности, существования объективного закона, которому подчиняется природа. Идея закономерности возникла в античности как антитеза мифологической идее судьбы, воли богов. Принцип существования всеобщих устойчивых, существенных и повторяющихся связей явлений определяет образ мира в целом как рационально устроенного, организованного. Такой мир может быть объектом рационального знания. Принцип структурированности бытия, существования его элементарных единиц, трактовка организованности мира как структурной характеристики. К этой идее подошли пифагорейцы, которые обнаружили, что числовые соотношения универсальны и подходят к объектам различной природы. Атомисты, которые многообразие вещей объясняли не многообразием исходных элементов, а характером и правилами их комбинаций. Принцип различения видимости и сущности. Истинное положение дел, действительная связь, подлинная сущность процесса может не совпадать с непосредственно данным, с наблюдаемым явлением. Это важнейший принцип научного мышления: понять, что сущность может отличаться от видимости. Принцип доказательности является важнейшим ориентиром античной учености. Хотя аргументация во многих областях была достаточно условной, носила ассоциативный или эстетический характер, но она утвердилась как необходимое условие познания.
|