Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Однако различают между общим правилом и конкретной ситуацией. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
И словом " Единогласно" мы исключаем возможное приемлимое разногласие, и кто противоречит в этом в наше время – впал в новшество и заблуждение. Доказательства этого: 1. Иджма 'амалий (Единогласие в действиях со стороны ученых), которое мы встречаем в их действиях и высказываниях и отношении друг к другу, исследуя их работы, читая их историю, а также видя их воочию. Оно заключается в том, что никто из ученых не делал такфир другим из людей знания в вопросах, где они разошлись во мнениях, если они остановились в некоторых вероотступниках по причине того, что истолковали тот или иной довод. Примеры: См. Вопрос оставившего намаз по лени, вопрос совершающего суджуд человеку в качестве приветствия(одни ученые сказали это куфр, другие – что нет, и это мнение большинства), вопрос режущего животное по причине приезда султана, вопрос клятвы не Аллахом, вопрос тавафа вокруг могилы, и другие, как вопрос имама, удлинившего земной поклон для присоединяющихся к молитве, или вопрос мальчика-муртадда, или вопрос Икраха в делах, вопрос вероотступничества пьяного, вопрос одевания креста, и даже вопрос суджуда, сделанного кому то из людей с намерением на приветствие(большинство ученых не считают это куфром), всё это и многое другое – разошлись в этом ученые Ислама и не передаётся даже буква от кого либо из них, чтобы они обвинили тех, кто разошёлся с ними в неверии или даже в новшестве. 2. Единогласие ученых, которое передал Шейх Ибн Сахман: Сказал Шейх Сулейман ибн Сахман в «Кашфу ль Аухам уа ль Ильтибас» после того, как утвердил, что никто из ученых Ахлю Сунна не выносил хукм об Исламе могилопоклонников и джахмитов: ث م ّ َ ل َ و ق د ر أ َ ن أ ح د ا م ن ا ل ْ ع ل م َ ا ء ت و ق ف ع َ ن ا ل ق َ و ْ ل ب ِ ك ف ْ ر أ ح د م ن ه َ ؤ ُ ل َ ا ء ِ ا ل ْ ج ُ ه ّ َ ا ل ا ل م ق ل د ي ن ل ل ج ه م ي ة أ َ و ا ل ْ ج ُ ه ّ َ ا ل ا ل م ق ل د ي ن ل ع ب ا د ا ل ْ ق ُ ب ُ و ر أ م ك ن أ َ ن ن ع ت ذ ر ع َ ن ه ُ ب ِ أ َ ن ّ َ ه ُ م خ ط ي ء م َ ع ْ ذ ُ و ر و َ ل َ ا ن ق ُ و ل ب ِ ك ُ ف ْ ر ِ ه ِ ل ع د م ع ص م ت ه م ن ا ل ْ خ َ ط َ أ و َ ا ل ْ إ ِ ج ْ م َ ا ع ف ِ ي ذ َ ل ِ ك ق َ ط ْ ع ِ ي ّ و َ ل َ ا ب د ع أ َ ن ي غ ل ط ف ق د غ ل ط م ن ه ُ و َ خ ي ر م ِ ن ْ ه ُ ك َ م ث ل ع م ر ب ن ا ل ْ خ ط ا ب ف َ ل َ م ّ َ ا ن ب ه ت ه ا ل ْ م َ ر ْ أ َ ة ر َ ج َ ع َ ف ِ ي م َ س ْ أ َ ل َ ة ا ل ْ م ه ْ ر و َ ف ِ ي غ ي ر ذ َ ل ِ ك و ك م ا غ ل ط غ َ ي ر ه م ن ا ل ص ّ َ ح َ ا ب َ ة و َ ق د ذ ك ر ش ي خ ا ل ْ إ ِ س ْ ل َ ا م ف ِ ي ر ف ع ا ل م ل ا م ع َ ن ا ل ْ أ َ ئ ِ م ّ َ ة ا ل ْ أ َ ع ْ ل َ ا م ع ش ر َ ة أ َ س ب َ ا ب ف ِ ي ا ل ْ ع ذ ر ل َ ه ُ م ف ِ ي م َ ا غ ل ط و ا ف ِ ي ه ِ و أ خ ط أ و ا و ه م م ج ت ه د و ن و َ أ م ا ت ك ف ي ر ه أ َ ع ن ِ ي ا ل م خ ط ي ء و ا ل غ ا ل ط ف َ ه ُ و َ م ن ا ل ْ ك َ ذ ِ ب و ا ل إ ل ز ا م ا ل ْ ب َ ا ط ِ ل ف َ إ ِ ن ّ َ ه ُ ل م ي ك ف ر أ ح د م ن ا ل ْ ع ل م َ ا ء أ ح د ا إ ِ ذ ا ت و ق ف ف ِ ي ك ف ر أ ح د ل س َ ب َ ب م ن ا ل ْ أ َ س ْ ب َ ا ب ا ل ّ َ ت ِ ي ي ع ْ ذ ر ب ه َ ا ا ل ْ ع َ ا ل م إ ِ ذ ا أ َ خ ط َ أ و َ ل م ي ق م ع ِ ن ْ د ه د َ ل ِ ي ل ع ل ى ك ف ر م ن ق َ ا م َ ب ِ ه ِ ه َ ذ َ ا ا ل ْ و َ ص ْ ف ا ل ّ َ ذ ِ ي ي ك ف ر ب ِ ه ِ م ن ق َ ا م َ ب ِ ه ِ ب ل إ ِ ذ ا ب َ ي ن ل َ ه ُ ث م ّ َ ب ع د ذ َ ل ِ ك ع ا ن د و ك ا ب ر و أ ص ر. ا ن ت ه ى. «Затем, даже если и случилось бы такое, что кто либо из ученых Ислама воздержался от такфира кого то из этих невежд и слепых последователей могилопоклонников, мы можем найти ему оправдание тем, что он ошибся и оправдан, и причина, по которой мы не говорим о его куфре – то, что он не является защищённым от ошибки, и единогласие в этом – категоричное, и нет ничего удивительного в том, если он ошибется, ведь ошибались те, кто лучше него, наподобие Умара ибн Аль Хаттаба, когда он ошибся в вопросе махра и указала ему женщина и он отказался от своего мнения, и в других вопросах, как ошибались другие сподвижники. И упомянул Шейхуль Ислам в книге " Отклонение обвинений от имамов знания" десять причин, которыми можно их оправдать за то, в чём они ошиблись, делая иджтихад. А что касается того, чтобы делать такфир ему самому, я имею ввиду ошибшегося в отсутствии такфира, то это из лжи и ложных вытекающих, ведь поистине, не выносил никто из ученых такфир другому, когда он останавливался в куфре кого либо по какой либо из причин, которыми может быть оправдан знающий, если он ошибся и не было у него далиля на куфр того, кто был этим описан, однако лишь когда ему было разъяснено, а затем он упорствовал, возгордился и упёрся.» Конец цитаты. Примечание: Далиль этого правила: Единогласие ученых, переданное Ибн Сахманом. Десятое: Того, кто делает такфир ошибшемуся в некоторых вопросах условий и препятствий такфира (как азир и подобные ему) прежде разъяснения называют ошибающимся и заблудившимся, отклонившимся от истины и от пути пророка, мир ему и благословение и его сподвижников в этом вопросе. Доказательства этого из слов ученых: Сказал Шейх Сулейман Ибн Сахман в книге " Кашфу Шшубхатейн": «Наши братья (на которых ему пожаловались азиры в письме) были на правильном пути, они сделали такфир тому, кому сделал такфир Аллах (в данном случае это джахмиты и могилопоклонники) и перестали давать салям тому, кто не делал им такфир. И они отрекаются перед Аллахом от такфира этих людей, заступавшихся за них. И говорят: «Разговор лишь о джахмитах и могилопоклонниках» и говорят: «Не исходило от нас по отношению к спорящему за них, кроме как порицание и отстранение от них» (Кашфу Шшубхатейн, 50) Здесь шейх назвал отсутствие такфира азира до разъяснения – прямым путём и правильным действием, из чего понимается, что такфир таких людей до разъяснения – отклонение от прямого пути и заблуждение. А также шейх сказал: و ا ل م ق ص و د أ ن ا ل إ خ و ا ن ك ا ن و ا ع ل ى ط ر ي ق م س ت ق ي م م ن ه د ي ه ص ل ى ا ل ل ه ع ل ي ه و س ل م و س ي ر ت ه ، و س ي ر ة أ ص ح ا ب ه ف ك ف ر و ا م ن ك ف ر ه ا ل ل ه و ر س و ل ه ، و أ ج م ع ع ل ى ت ك ف ي ر ه أ ه ل ا ل ع ل م ، و ه ج ر و ا م ن ا ل س ل ا م م ن ل م ي ك ف ر ه م ، و و ا ل ا ه م ، و ذ ب ع ن ه م ، ل أ ن ه م ح م ل و ه م ع ل ى ا ل ج ه ل و ع د م ا ل م ع ر ف ة ، و أ ن ه ق د ق ا م م ع ه م م ن ا ل ش ب ه ة و ا ل ت أ و ي ل م ا أ و ج ب ه م ا ل ج د ا ل ع ن ه م ، ل أ ن ه ذ ا ع ن د ه م م ن ا ل د ع و ة إ ل ى ا ل ل ه ، ف ل ذ ل ك م ا ع ا م ل و ه م إ ل ا ب ا ل ه ج ر م ن ا ل س ل ا م ا ب ت د ا ء ً و ر د ا ً Вкратце, наши братья были на прямом пути из пути пророка, мир ему и благословение Аллаха и его сиры, а также сиры его сподвижников, поэтому они сделали такфир тому, кому сделал такфир Аллах и Его посланник, и на чьём куфре объединились ученые, и перестали давать салям тому, кто не сделал им такфир, и стал заступаться за них, и это потому, что наши братья посчитали их невежественными и не имеющими знания, и посчитали, что эти заступающиеся имели шубху(сомнительный довод) и таъвиль(толкование), которые обязали их спорить за этих муртаддов, потому что такой метод(братьев) они считают призывом к Аллаху, и потому они не практиковали относительно этих азиров, кроме как оставления саляма, ни давая им салям первыми, ни отвечая на него. (Кашфу Шшубхатейн, 61 стр.) И сказал Ибн Сахман, рахимахуЛлах в книге " Кашфу Шшубхатейн":
ف إ ن ك ا ن م ع م ن ي و ا ل ي ه م ، و ي ج ا ل س ه م ف ق و ل ه ل أ ح د ه م: ي ا ك ا ف ر أ و ي ا ج ه م ي خ ط أ 2، ف إ ن ه ل ا ي ق ا ل ه ذ ا إ ل ا ل ك ا ف ر أ و ج ه م ي ق د ق ا م ت ع ل ي ه ا ل ح ج ة و ب ع د ذ ل ك ك ا ب ر و ع ا ن د ، و م ن و ا ل ا ه م و ج ا د ل ع ن ه م ب ع د م ا ت ب ي ن ل ه ا ل ح ق ، و ا ت ض ح ل ه ك ل ا م ا ل ع ل م ا ء ف ي ت ك ف ي ر ه م ، و ت ح ق ق و ا أ ن ه ق د ب ل غ ت ه م ا ل ح ج ة ، و ق ا م ت ع ل ي ه م ب إ ن ك ا ر أ ه ل ا ل إ س ل ا م ع ل ي ه م ، و إ ن ل م ي ف ه م و ا ا ل ح ج ة ، ث م ك ا ب ر و ع ا ن د ف إ ن ك ا ن ع ن ت أ و ي ل ف ل ا أ د ر ي م ا ح ا ل ه ، و أ م ر ه ش د ي د ، و و ع ي د ه أ ش د و ع ي د إ ن ك ا ن غ ي ر ذ ل ك ، ف ن ع و ذ ب ا ل ل ه م ن ا ل ح و ر ب ع د ا ل ك و ر ، و م ن ا ل ض ل ا ل ة ب ع د ا ل ه د ى ، م ن ي ر د ا ل ل ه ف ت ن ت ه ف ل ن ت م ل ك ل ه م ن ا ل ل ه ش ي ئ ا ً و م ن ل م ي ج ع ل ا ل ل ه ن و ر ا ً ف م ا ل ه م ن ن و ر. Если же речь идёт о тех, кто проявляет к ним(джахмитам и могилопоклонникам) муваля и сидит в их маджлисах, то говорить одному из таких людей: " Эй кафир" или " Эй Джахмит" – ошибка, ведь поистине, такое не говорится, кроме как по отношению к кафиру или джахмиту, над которым была установлена худжа и после этого он упорствовал и возгордился, а также (это говорится тем), кто спорит за них после того, как разъяснилась им истина и прояснились им слова ученых относительно их такфира, и они убедились в том, что дошёл до них(джахмитов и могилопоклонников) довод, и установился над ними по причине порицания мусульман в их адрес, даже если они и не поняли эти доводы, и после этого он всё же упорствует и возгордился, и если этот человек(который спорит за этих муртаддов) впал в это по причине таъвиля(ошибочного толкования), то я не знаю, каково его положение, однако его состояние очень опасное, и угроза в его адрес(со стороны шариата) – суровая угроза, если же это не из за таъвиля, то прибегаем к Аллаху от того, чтобы становиться невеждами после знания, а также от заблуждения после прямого пути. Конец цитаты. И разделил Шейх Ибн Сахман такфир так называемого " Азира" на несколько положений: Первое: Делать ему такфир до разъяснения и устранения сомнений, и это назвал ошибкой. Второе: Делать ему такфир после разъяснения, однако если он стал упорствовать на своём, при условии, что всё же у него осталось своё ошибочное толкование, и здесь шейх Ибн Сахман остановился, потому что вопрос такфира ошибочно истолковавших нововведенцев является из сложнейших вопросов у имамов этой Уммы, и жаловались на сложность этого вопроса великие умы. Третье: Делать ему такфир после разъяснения, если он упорствует и нет у него ошибочного толкования, такому человеку делается такфир за отрицание и отворачивание. Примечание: Далиль этого правила: Слова Ибн Сахмана, да помилует его Аллах, когда он передал это мнение от самого пророка, мир ему и благословение Аллаха а также его сподвижников, и назвал противоречащее этому – ошибкой. Заключение: Таким образом, можно вывести следующие условия для достоверности такфира азира: 1) Чтобы было ему разъяснено прежде, чем выносить такфир, и в этом условии нет разногласия среди Ахлю Сунна, как это передал ибн Сахман. И делать это должен обладающий достаточным знанием человек, способный разъяснить каждый раздел, в котором ошибся азир, потому что просто приведение общих текстов, которые Азир итак знает – не считается " Устранением сомнений" в данном случае, так как его сомнение построено не на незнании этих текстов или их отрицании, однако он считает, что некоторые другие положения или тексты конкретизируют эти общие тексты и устанавливают исключения. И для такфира того, кто неверно истолковал в сложных вопросах недостаточно одного достижения Корана, потому что Къудама ибн Маз'ун был из участников битвы при Бадре и прекрасно знал о том, что сказано в Коране о вине, наряду с этим он истолковал неправильно другой аят и посчитал вино разрешённым для себя и своих товарищей (после того, как знал о запрете), и сподвижники единогласно не вынесли ему такфир сразу же из-за того, что он имел ошибочное толкование в этом. 2) Чтобы у него не было ошибочного толкования или сомнения, на которое он опирается. Объяснение этого условия: Это условие может состояться либо изначально, как например если он скажет: " Я знаю, что мнение об оправдании по невежеству в ширке неправильное, но всё равно говорю, что те, кто совершает ширк по невежеству - мусульмане", или если он говорит мусульманам, что считает муртаддов мушриками, а затем им самим в лицо говорит, что они для него – мусульмане, такой человек – кафир, мунафик, выявивший своё лицемерие. Либо это будет после разъяснения, достаточного, чтобы устранить его сомнения и будут приведены ему доказательства, достаточные в этом вопросе, однако видно из его положения, что всё же он остался на своём толковании и не убедили его доказательства. И в таком случае слова ученых относительно его такфира разнятся: Первая группа: Как шейх Сулейман ибн АбдиЛлях, внук шейха Мухаммада, считают, что если довод установлен достаточным образом и разъяснены доказательства из Книги и Сунны, то если человек после этого продолжает упорствовать, даже если у него осталось сомнение, то становится кафиром. Вторая группа: Как шейх Ибн Сахман, останавливаются в его такфире, даже если он остался на своём мнении после разъяснения по причине неверного толкования. И отсутствие его такфира даже после разъяснения, если осталось у него неверное толкование и сомнение – соответствует мазхабу Шейхиль Ислама Ибн Теймии. И возможно будет верным объединить между этими двумя мнениями, которые передаются от ученых: таким образом, что Шейх Сулейман ибн АбдиЛлях имел ввиду тот случай, когда разъяснение действительно было достаточным и сомнения были устранены полностью, а шейх Ибн Сахман остановился в определенных азирах по причине того, что не знал, был ли довод установлен достаточным образом или же нет. Но возможно также и наличие разногласия, потому что в этом вопросе нет ясного текста и такфир нововведенцев – из сложнейших вопросов для ученых по фикху. В любом случае, это условие – приемлимое, и когда установился довод достаточным образом над " Азиром", то кто посчитал этот довод достаточным, и сделал такфир даже если Азир утверждает, что его это не убедило – это приемлимое мнение, потому что он посчитал, что внешнее состояние – отсутствие шубхи, и азир просто упорствует, зная о ложности своего мнения(Важное примечание: при условии, что этот выносящий хукм человек разбирается в доказательствах и может рассуждать о подобных вещах), а кто остановился даже после этого в его такфире, если увидел, что у Азира всё ещё есть сомнение, то это мнение также приемлимо, потому что он принял во внимание наличие сомнения, которое утверждает Азир и посчитал, что его внешнее состояние – наличие шубхи, и их разногласие не является разногласием в шариатских текстах и положениях, однако это разногласие в положении определенного человека(осталось у него сомнение, которым он может быть оправдан или не осталось), поэтому разногласие в этом будет лёгким с позволения Аллаха. И не следует одной группе порицать другую, а Аллах знает лучше. Это то, что Аллах Всевышний облегчил собрать в данном вопросе, и Он, Всевышний, знает всё лучше. Редакция Ансару Ддин.
|