Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современная интерпретация






Исследования Национального колледжа по лидерству в Школах Англии (2004) показали, что высокоэффективные и динамично совершенствующиеся школы отличаются лидерством, направленным на повышение качества практики преподавания и обучения. Усиленный акцент на обучении учащихся является основным приоритетом для учителей-лидеров, представляющих собой пример для подражания коллегами и сотрудниками. Элмор (2006) утверждает, что в школьной системе, где сильна политика ответственности, лидерство является инструментом совершенствования практики. Лидерство, направленное на обучение, является именно таковым. Лидерство, направленное на обучение, сфокусировано на процессах обучения и на результатах учащихся, а также учителей, персонала в целях достижения высокого качества преподавания. Учителя-лидеры отслеживают процессы, происходящие в условиях класса и всей школы; используя результаты, наблюдая за процессами преподавания и обучения, устанавливают сильные стороны и потребности развития учителей; определяют приоритеты для учащихся групп и структурных подразделений школы. Подобное лидерство необходимо на всех уровнях, поскольку, признавая важность реализации идеи лидерства в школе, предпочтение необходимо отдать распространению и развитию лидерства, направленного на обучение.

Исследование МакБет и др. (2004) актуализирует понятие лидерства, рассматривая шесть факторов его успешности:

Формальное распределение. Предполагает ожидания от функционирования персонала в установленных для них рамках ролей/должностных инструкций. Данный формальный процесс распределения имеет преимущества в обеспечении высокой степени безопасности для всех сотрудников. Окружающие знают, где они располагаются. Подобное формальное распределение может быть необходимым условием для более радикальных изменений.

Прагматичное распределение. Данный подход часто представляет собой реакцию на внешние события и включает в себя рабочую нагрузку, меняющуюся в связи с усиливающимся давлением на школы извне.

Стратегическое распределение. Отличительной чертой стратегического распределения является его направленность на конкретно поставленную цель, сконцентрированную на совершенствовании школы. Конкретное воплощение данного распределения проявляется, например, в тщательно продуманном подходе к кадровым назначениям. При данном подходе, в меньшей степени, учителя оцениваются в аспекте их индивидуального профессионального мастерства, но в большей степени – в аспекте их вклада в развитие лидерства в школе.

Поэтапное распределение. Данный подход имеет не только прагматичное ситуативное качество, но и стратегическое, ориентируясь, в значительной степени, на профессиональное развитие, поскольку на учителей, демонстрирующих свою предрасположенность к лидерству, возлагается и больше ответственности. Насколько учителя доказывают свою способность к лидерству, настолько выше и степень принятой ими ответственности.

Инициативное распределение. В данной категории лидерство не распределяется; оно - распространяется. Его зачастую принимают, но не назначают, что дает основания считать его в большей степени добровольным, чем запланированным. Способные к лидерству учителя по собственному желанию расширяют диапазон своего воздействия, приняв на себя инициативу ведения того или иного процесса, иногда - вне участия руководства.

Культура распространения. В данном случае акцент поставлен в большей степени на «что», нежели на «кто». Лидерство проявляется в конкретной деятельности, а не в исполнении какой-либо роли, по инициативе отдельных лиц. Учителя проявляют инициативу спонтанно, совместно, без назначения лидера или последователя, что является проявлением школьной культуры, показателем духа и традиций школы.

Данная форма распределения лидерства зависит от четырех типов взаимных отношений:

Уважение (слушать и ценить мнения других).

Личностные отношения (устойчивые личные взаимоотношения, поддерживающие профессиональные взаимоотношения).

Компетентность (способность к достижению желаемых результатов в процессе взаимоотношения с другими).

Честность (доверительные и искренние взаимоотношения).

В Программе фактор «культура распространения лидерства» рассматривается в качестве наиболее предпочтительного. Работа по развитию лидерства учителя (РРЛУ) является распространенным примером данной формы руководства, представляя собой особый способ укрепления лидерства учителя как обладающего, так и не обладающего ответственной должностью для:

• инициирования и принятия на себя ответственности по совершенствованию практики;

• стратегических действий с коллегами с целью внесения изменений в практику преподавания и обучения;

• сбора и использования фактов в результате совместной деятельности;

• внесения вклада в создание и распространение профессиональных знаний.

Работу по развитию лидерства не следует путать с исследованием. Программа РРЛУ основана на позиционировании учителя не в качестве «исследователя», а в качестве «лидера по совершенствованию практики преподавания и обучения». Учителя должны наблюдать за процессом, предотвращая его от отклонения от целенаправленного улучшения процессов преподавания и обучения в школах при помощи того, что называют «академическим империализмом» (Elliot, 1991). Работа по развитию школьного лидерства не может ограничиваться анализом практики или выявлением причин происхождения определенных явлений и состоит в руководстве и управлении процессом, в который вовлечены учителя, учащиеся и их родители.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал