Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Уроки 17, 18. Научное познание
Цели занятия: — показать роль науки и научного знания в современном мире; — раскрыть особенности научного знания, отличающие его от других видов знания; — охарактеризовать основные формы и методы научного познания. Приведем вариант комбинированного урока по данной теме. Урок начинается небольшой беседой по ранее изученному материалу. 1. Какие основные проблемы познания и познавательной деятельности людей были рассмотрены на предыдущих занятиях? 2. Конкретизируйте схему: Вариант задания Что из перечисленного ниже следует отнести к процессу познания, а что — к его результатам: — чувственное познание; — образы людей и предметов; — понятие; — знания о мире; — абстрагирование; — конкретизация? 3. Что такое истина и каковы ее критерии? Подводя итог обсуждению, учитель отмечает стремление к истине, присущее объективному и достоверному знанию, в первую очередь науке и научному познанию. План изучения нового материала 1. Что отличает научное знание от других видов знания? Простое и сложное в науке. 2. Теория и опыт в научном познании. Методы научного познания. 3. Роль науки в современном мире. 1. Рассмотрение критериев научного знания можно начать с такого задания. Школьникам предлагается сравнить несколько утверждений и выбрать из них то, которое является научной истиной: У каждого человека есть своя аура. Каждый человек стремится к материальному достатку. У каждого человека есть свой ангел-хранитель. Каждый человек обладает определенным набором генов — носителей наследственности. Как правило, школьники без труда выбирают последнее утверждение. Теперь важно побудить ребят обосновать свой выбор. В результате обсуждения выявляется важнейший признак научного знания: соотнесение понятия с опытом. Наука имеет дело лишь с тем, что называется предметом, явлением, свойством наблюдаемым, реально существующим. При этом всякое положение, противоречащее фактам, наука отбрасывает. Факты фиксируются, обобщаются, формируются в определенные системы научного знания, куда, помимо фактов, входят установленные законы, а также гипотезы. Таким образом, научное знание носит системный характер. Научное знание, в отличие от любого другого, подвергается постоянной проверке. Каждая научная теория должна быть открыта рациональной критике и коррекции новыми открытиями, попыткам ее опровержения. В противном случае теория, даже если первоначально она строилась на прочном фундаменте фактов, превращается в застывшую догму и тормозит развитие науки и общества в целом. Учащиеся могут привести примеры таких метаморфоз. В завершение рассмотрения этого вопроса школьникам предлагается сопоставить на основе выявленных критериев две близкие области знания: астрономию, изучающую движение звезд и планет, и астрологию, предсказывающую судьбы людей по расположению звезд на небосклоне. Приведем пример доказательства ненаучности (в данном случае это не синоним «плохого» или «некачественного знания», а указание на его несоответствие критериям научного знания) астрологии, выдвинутого известным философом ХХ в. К. Поппером: пророчества астрологов неопределенны, их трудно проверить (критерий проверяемости); многие пророчества не сбывались (истинная наука сильна своими прогностическими возможностями); астрологи используют неудовлетворительный способ объяснения своих неудач: предсказание индивидуального будущего очень сложная задача, взаимное расположение звезд и планет постоянно меняется, астрологические таблицы раньше были несовершенны и т. д. Другим вариантом изучения вопроса о специфике научного знания является обращение к фрагменту из работы В. И. Вернадского «Научная мысль как планетарное явление», написанной в 1937—1938 гг.: Есть одно коренное явление, которое определяет научную мысль и отличает научные результаты… от утверждений философии и религии, — это общеобязательность и бесспорность правильно сделанных научных выводов, научных утверждений, понятий, заключений. Научные, логически правильно сделанные действия имеют такую силу только потому, что наука имеет свое определенное строение и что в ней существует область фактов и обобщений, научных, эмпирически установленных фактов и эмпирически полученных обобщений, которые по своей сути не могут быть реально оспариваемы. Такие факты и такие обобщения, если и создаются временами философией, религией, жизненным опытом или социальным здравым смыслом и традицией, не могут быть ими, как таковые, доказаны... Проявление личности (ученого. — А. Л.), столь характерное и яркое для философских, религиозных и художественных построений, отходит резко на второй план, может быть, в связи с тем они (научные теории, гипотезы. — А. Л.)... основываются, связаны и сводятся к объективным научным фактам… Вопросы к тексту 1. Чем, по мысли Вернадского, наука отличается от философии, религии, здравого смысла? 2. Приведите примеры: — научных фактов; — научных теорий; — научных обобщений (выводов). 3. Разделяете ли вы мнение Вернадского о том, что личность в науке отходит на второй план? Разъясните свою позицию. Определенный интерес у школьников может вызвать рассмотрение вопроса о простом и сложном в науке. Начать обсуждение можно, предложив школьникам высказать свое мнение о самом простом и самом сложном учебном предмете, излагающем основы наук. Чаще всего к сложным предметам ребята относят физику, химию, тогда как биологическое и гуманитарное знание идет по разряду более простого. Однако это лишь не более чем наше субъективное восприятие той или иной области знания. Вот как об этом рассуждает английский биолог Р. Докинз. Физика, имеющая дело с неживой природой (камни, облака, реки, галактики), изучает простые объекты. Но кажется сложной, потому что нам трудно понять ее идеи: мы плохо оснащены для постижения очень малого и очень большого объектов, живущих тысячные доли секунды или миллионы столетий, тел, которые мы не можем увидеть, потрогать. Кроме того, книги по физике полны недоступной нам математики. Но объекты физики просты, они, не в пример биологическим, ведут себя просто. Поэтому их поведение можно описывать с помощью математического языка. Гораздо сложнее биологические объекты. Сам автор, описывающий в своей книге какие-либо физические явления, состоит из триллиона клеток, каждая из которых во много раз превосходит по сложности любой физический объект. И все эти клетки, причем многие из них отличны друг от друга, собраны в сложнейшую систему, способную написать книгу по физике. Еще более сложным является предмет социальных наук. Они изучают не отдельного человека, а целые общности, социальные институты, процессы и тенденции общественного развития. Подробнее о различной степени сложности отдельных наук, о том, как отличить сложный объект изучения от простого, можно прочитать в статье Р. Докинза, помещенной в журнале «Знание — сила» (1997. — № 5). 2. Уяснив особенности научного знания, уместно задаться вопросом: как достигается наукой такая высокая степень точности и субъективности? Обсуждение проблемы можно начать с анализа специально сконструированного текста.
|