Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общая характеристика темы
Данная тема после общей характеристики деятельности на предыдущих уроках является первой, в которой обстоятельно рассматривается один из видов деятельности — познание человеком окружающего мира и самого себя. Базовое понятие всей темы — познание, т. е. активная деятельность людей, направленная на приобретение и развитие знаний. В учебник по названной теме включен материал, отобранный из теории познания (гносеологии) — раздела философии, в котором рассматриваются природа познания, его возможности, отношение знания к реальности, условия достоверности и истинности знания. Значение этой темы для учащихся трудно переоценить. Ее задача — познакомить школьников, главным содержанием деятельности которых является учебное познание, с теорией познания, с методами научного познания, дать им знания об основных понятиях теории познания: чувственное и рациональное познание, познаваемость мира, истина, объективная истина, абсолютная и относительная истина, гипотеза, закон, теория, моделирование. Логика изложения темы в учебнике такова: первые два параграфа (§ 7, 8) характеризуют всеобщее в познавательной деятельности человека безотносительно к тому, какова сама эта деятельность. А каждый из следующих четырех параграфов (§ 9—12) раскрывает специфику различных видов познавательной деятельности: профессиональной научной, ненаучного познания (обыденного, повседневного знания), включая мифологическое, художественное, религиозное, затем особенности социального познания и, наконец, самопознания. Планирование темы возможно в двух вариантах. Вариант 1 Уроки 1, 2. Познавательная деятельность человека (лекция). Уроки 3, 4. Истина и ее критерии (лабораторное занятие).
Уроки 11, 12. Самопознание. Вариант 2 (с использованием различных форм занятий) Уроки 1, 2. Познавательная деятельность человека. Истина и ее критерии (лекция). Уроки 3, 4. Познавательная деятельность человека (семинар). Урок 5. Научное познание (лекция). Урок 6. Научное познание (лабораторная работа с учебником). Уроки 7, 8. Ненаучное познание (традиционные (комбинированные) уроки). Урок 9. Социальное познание (лекция). Урок 10. Социальное познание (практическое занятие с решением проблемных задач). Урок 11. Самопознание (лабораторная работа с учебником). Урок 12. Самопознание (практическое занятие). Подготовиться к урокам учителю помогут учебники и учебные пособия для вузов: Философия / Под ред. В. И. Кириллова. — М., 1997. — Ч. II. Основные проблемы философии. — Гл. III, IV; Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. — М., 1996. — Разд. II. Тема нашла отражение и в школьных учебниках для углубленного изучения. Среди них: Гуревич П. С. Введение в философию. — М., 1997. — Тема VIII; Малышевский А. Ф. Введение в философию. — М., 1998. — Гл. 4; Малышевский А. Ф. Мир человека. — М., 1997. — § 5, 7; Гуревич П. С. Человек. — М., 1995. — Темы 4 и 6.
|