Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Схема 2.






        5 Духовные потребности
         
      4 Престижные потребности  
         
    3 Социальные потребности    
         
  2 Экзистенциальные потребности      
         
1 Физиологические потребности        

Далее внимание учащихся привлекается к определению убеждений.

Учащимся можно предложить задание: сопоставьте два высказывания и определите в них общее и различное. В чем ценность этих суждений? Свой ответ аргументируйте.

1. Д. Писарев: «Когда у человека есть действительно какие-нибудь убеждения, то ни сострадание, ни уважение, ни дружба, ни любовь, ничто, кроме обязательных доказательств, не в состоянии изменить в этих убеждениях ни одной мельчайшей подробности».

2. Ф. М. Достоевский: «Недостаточно определять нравственность верностью своим убеждениям. Надо еще беспрерывно возбуждать в себе вопрос: верны ли мои убеждения?»

В результате обсуждения учащиеся приходят к выводу о том, что оба автора подчеркивают устойчивость, прочность убеждений, но допускают возможность их изменения, причем Ф. М. Достоевский делает акцент на самопроверке истинности своих взглядов на мир, идеалов и принципов. Ценность этих суждений в том, что они показывают пути самосовершенствования личности.

Достаточно сложен текст учебника об интересах. Целесообразно осуществить комментированное чтение этого фрагмента в классе. При этом следует найти ответ на вопросы: в чем состоит связь потребностей и интересов? В чем их различие? Что означают слова: «общественные условия, от которых зависит распределение благ»? Приведите примеры экономических интересов, социальных, политических и духовных.

Выслушивая ответы, важно обратить внимание на то, чтобы не допустить смешения понятий «потребности» и «интересы». Скажем, потребности фермеров такие же, как и у других людей, но для них удовлетворение потребностей связано с установлением таких общественных условий, которые будут способствовать успешному хозяйствованию. К подобным условиям можно отнести и частную собственность на землю, и возможность получения дешевых кредитов и т. д. В этом их социальные интересы.

Потребности пенсионеров тоже аналогичны потребностям других людей (хотя и здесь полного совпадения нет). Но их удовлетворение связано с созданием пенсионной системы, которая гарантировала бы достойный уровень жизни. И если предметом потребностей пенсионеров являются пища, одежда, жилище и т. п., то их интерес направлен на создание справедливой пенсионной системы.

Полезно поставить еще один вопрос: какова зависимость интересов от социального положения субъекта деятельности?

Знания о роли сознательного и бессознательного в действиях людей могут быть изложены учителем на основе содержания учебника либо самостоятельно изучены учащимися по тексту учебника.

Подводя итоги изучению социальных мотивов, учитель подчеркивает, что это — осознанное побуждение к деятельности, возникающее при высшей форме отражения потребностей (их осознании). Иначе говоря, мотив не сводится к потребностям, установкам. Потребности превращаются в мотив, когда личность осознает, в чем они состоят, на что направлены, как их можно удовлетворить.

Осознаваемые личностями и группами потребности являются источником их активности, деятельности, направленность которой связана с социальными установками, убеждениями. Чтобы удовлетворить определенную материальную потребность, один человек ищет дополнительного заработка, другой — ворует. Убеждения одного не позволяют брать то, что ему не принадлежит, а его социальная установка — на честный труд как ценность. Установка другого — на присвоение чужого. Таким образом, мотивы рождаются на основе осознания потребностей и интересов в связи с убеждениями и установками. Изучение мотивов позволило немецкому ученому Максу Веберу дать классификацию действий. Их характеристику, представленную в учебнике, можно раскрывать, опираясь на схему 3.

Схема 3. Классификация действий (по М. Веберу)

Характеризуя эти действия, важно подчеркнуть, что социальными являются только первые два типа действий. Именно эти осмысленные (рациональные) действия и составляют элементы деятельности, которая характеризуется сознательно выдвинутой целью и продуманным выбором средств ее достижения. В связи с этим целесообразно обратить внимание учащихся на фразу в учебнике: «В действии тоже можно усмотреть цель, средство, результат».

Таким образом, урок завершается возвратом к сущности деятельности, которой свойственны осознанные мотивы, цель, средства и действия.

Можно также обсудить задание 9 к § 3.

Для работы дома, помимо текста § 3, целесообразно предложить задание старшеклассникам проанализировать собственную учебную деятельность, заполнив таблицу:

Цель Используемые средства Выполняемые действия
     

При обсуждении задания могут потребоваться следующие уточнения. Для чего я учусь в школе — чтобы получить аттестат или чтобы овладеть знаниями и умениями? К средствам, которые я использую, относятся только предметы (вещи) или также приемы, способы учения? Насколько полно представлены выполняемые действия? Обеспечивают ли используемые средства и выполняемые действия успешное продвижение к цели?


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал