Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Уроки 33, 34. Изобретательская деятельность
Уроки эти заключают тему, посвященную материально-производственной деятельности. Их содержание нельзя отнести к числу традиционных для школьного образования. Однако вопросы, рассматриваемые на них, вызывают известный интерес школьников, они связаны с современной эпохой научно-технического прогресса, в которой многое определяется нестандартными техническими находками, связанными с изобретательством. Несомненно, изобретательская деятельность присуща человеку с самого начала его существования, да и сам процесс антропогенеза ученые по праву связывают с нестандартными для живого организма на Земле действиями, составившими в совокупности человеческое существование в природе. По сути дела, люди решали изобретательские задачи, становясь людьми. Целесообразно провести внутрикурсовые связи с темой «Научное познание» (§ 9 учебника), которая касается вопросов поиска истины, методов научного познания, являющихся постоянным спутником изобретательской деятельности (гипотеза, моделирование). Возможно проведение занятия по схеме (практическое занятие по решению задач в группах — общее обсуждение результатов выполнения задач — объяснение учителя по плану): 1. Основные этапы изобретательской деятельности: — мотивы; — цель; — средства (использование знаний и умений); — результат (создание принципиально нового способа решения технической задачи). 2. Психологические аспекты изобретательства: — творческий потенциал изобретателя; — причины возникновения психологического затруднения; — преодоление затруднения с помощью «барьера-подсказки». 3. Теория решения изобретательских задач — способ обучения изобретательству: — поиск задачи; — подбор стандартных решений, применявшихся для решения других изобретательских задач; — изобретательское моделирование; — «оператор РВС»; — оформление изображения. Урок 1 — практический — можно организовать как работу в группах с заданиями 1, 3, 4, 5, 6, 7 к § 17 учебника. Возможно своеобразное соревнование: какая из групп за отведенное время (15 мин) сумеет решить больше задач? Обязательным этапом организации практической части является задание на осмысление собственной деятельности: 1. Что делала группа? 2. Что способствовало успешной работе? 3. Что мешало успешной работе? В процессе обсуждения важно подвести учащихся к пониманию того, что им пришлось решать, по сути дела, изобретательские задачи, пусть сформулированные не ими, но по алгоритму ничем не отличающиеся от деятельности изобретателя. В анализе второго и третьего вопросов необходимо особо выделить суть затруднений (непонимание существа задачи, попытки ограничиться стандартными путями решения и т. п.). Важно также направить обсуждение на выявление качеств, которые проявят отдельные учащиеся в ходе групповой работы. Помимо указанных заданий, учитель может найти их в следующих пособиях: Альтшуллер Г., Селюцкий Е. Крылья для Икара. — Петрозаводск, 1980; Иванова Г.... И начинайте изобретать. — Иркутск, 1987; Захарченко В. Это вы можете. — М., 1991. Большое количество изобретательских задач можно найти на страницах журналов «Техника — молодежи», «Наука и жизнь». После подведения итога практической работы на втором уроке учитель может по предложенному выше плану организовать объяснение содержания материала, опираясь на практический и эмоциональный опыт, полученный школьниками в первой части урока. ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ «СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА»
|