Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Исторический опыт государственного управления собственностью в России
Говоря о системе управлении государственной собственност в настоящее время, необходимо понимать, то, как эта система менялась и формировалась в процессе развития государства. Так как невозможно рассуждать о проблемах, достоинствах и недостатках как в данной сфере, так и в сфере государственного устройства в целом, вне исторического контекста, не учитывая особенности и нюансы развития государства и его политико-правовой системы. В данной главе мы рассмотрим конкретные этапы формирования системы управления государственной собственностью в России с XVIII века. Но для начала вкратце все расскажем о том, что, собственно, представляло собой государство и, непосредственно, управление государственной собственностью к этому времени. И так, к XV веку, благодаря усилиям русских князей, была прекращена феодальная раздробленность, которая длилась на протяжении двух веков. До этого времени системы государственной собственности, как таковой, на Руси не существовало, т.к. не существовало и единого государства. Для рассмотрения междукняжеских отношений созывались общерусские и земельные съезды князей и их вассалов. [9] Все вопросы управления решались князьями на их территориях суверенно. Несмотря на действие норм Русской правды, внутри княжеств складывались свои законы и уставы. Огромное историческое, культурное, политическое и международное значение для народов нашего государства имело нашествие Золотой Орды. Было ухудшено международное положение государства, разорваны древние культурные и торговые связи Руси с соседними странами. Русь была отрезана от Черного моря, прекратилась торговля с Византией и Закавказьем. Нашествие привело к падению городов в политической и экономической жизни Руси. 8 Государство было полностью разорено татаро-монголами и обложено непосильной данью. Но, при этом внутреннее управление государством сохранялось в руках князей. Власть Орды ограничивалась лишь сбором дани. Разорение и упадок хозяйства усилили процесс феодального дробления и обособления княжеств. Объединение княжеств начинается с конца XIV век и объясняется как необходимость для освобождения от татаро-многольского ига. Общим в политике князей в период государственной централизации стало стремление к ограничению иммунитетных прав феодалов. Все дела, связанными с правами на владение землей вершил князь. 8 Наиболее развитым было управление домениальными княжескими землями и хозяйством. Во главе дворцовой администрации стоял дворский, в ведении которого были дворцовые слуги, выполнявшие различные функции в системе дворцового управления, управлявшие путями - отдельными отраслями княжеского хозяйства (конюшие, стольники, чашничие, ловчие, сокольничие). Княжеской казной и архивом ведали казначеи и печатник. 8 Одной из главных характеристик управления в княжествах в XIII-XIV веках было отсутствие отделения дворцового управления от государственного. И так, как мы уже сказали, централизованное государство возникло в XV веке, как результат стремления освободиться от татар. Московское царство, сделавшись военным центром, вооруженное властью над земством, постепенно росло к совпадению права управления с правом владения. Суд и управление сосредоточились в царе и растянулись над земством через посредство царских служилых людей, облеченных военно-гражданской властью. 9 В период объединения русских земель развивается княжеская и боярская земельная собственность на основе присоединения к ней земель общинников. Верховным собственником общинных земель также становится князь, но право владения остается за крестьянами. Князь получает доход от этих земель в виде подати. 1 Расширение владений удельного князя происходило не только путем насильного присоединения, но и путем покупки земель у разоряющихся владельцев. 1 По мере собирания русских земель в XV–XVI веках и усиления власти московских князей, а затем царя Ивана Грозного прочной опорой самодержавной власти становиться дворянское служилое сословие. За службу государь жаловал дворян землями. Постепенно из этого складывается система распределения государевых земель — первоначально на правах условного владения, а в 1649 году Соборным уложением было узаконено и право наследования поместных земель потомками служилых дворян (при сохранении условия служения государю). Уложение 1649 года считается законодательным актом окончательного закрепощения крестьянства.1 К XVI в. крестьянская община почти полностью была поглощена феодальным государством. Феодалы фактически утвердили за собой монопольное право владения землей, что давало им возможность устанавливать экономическую и политическую власть над крестьянами. Основной формой крупного феодального землевладения была вотчина — княжеская, боярская, церковная, передававшаяся по наследству. Вотчина являлась и формой организации сельскохозяйственного производства. Главным богатством вотчины были земельные владения. Вотчинная форма организации хозяйства строилась на принципе самодостаточности.1 И так, в это время было сформировано три группы крупных собственников государственных земель: само государство, монастыри и помещики. Земли черносошных крестьян оставались только на севере и за Волгой. Едва опомнившись от татро-монгольского ига, едва объединив все земли вокруг единого центра, Россия сталкивается с новыми трудностями — Ливонская война, восстания крестьян, смута, крестьянская война, польская интервенция. И снова — тяжелейшее экономическое положение, обнищание населения, упадок сельского хозяйства. На севере и северо-западе хозяйничали шведские захватчики. В таких условиях на царский престол был избран Михаил Романов, и было положено начало новой царской династии. С Польшей и Швецией были заключены мирные договоры. Обеспечение мира на границах позволило заняться восстановлением городского и сельского хозяйства. На восстановление пахотных площадей потребовалось больше века. Уже в первые годы правления династии Романовых восстанавливается приказная система, постепенно внедряемая во все отрасли управления. Тяжелое финансовое положение повлекло за собой усиление фискальной деятельности приказов. Завершается оформление четвертных приказов, созданы новые постоянные и временные центральные учреждения, ведавшие сбором налогов. Важную роль в приказной системе играли судебно-административные органы. Громоздкая приказная система с ее централизацией и бюрократизмом с трудом справлялась с возлагаемыми на нее функциями, порождала волокиту, злоупотребления, взяточничество. 1 В XVI в. появляется первый орган управления государевой собственностью — приказ Большого двора. Он занимался закупкой товаров, вел учет расходов и доходов царского двора. Большой приказ состоял из четырех малых деловых дворцов: сытного, кормового, хлебного и житейного. Такая система упоминается в записных книгах с 1627 до 1709 года. И так, в XVIII веке продолжали господствовать феодальные отношения и крепостнический строй. Россия оставалась достаточно отсталой страной. Была острая необходимость в укреплении государственной власти и реорганизации государственного управления с учетом европейского опыта. Первое крупное реформирование системы управления связано со временем правления Петра I. С самого начала царствования Петра заметно снижалась роль Боярской Думы. В 1699 Петром была организованна Ближняя канцелярия, а в 1711 вместо Думы был учрежден Сенат, состоявший из 9 президентов коллегий, который к 1722 году превратился из временного в постоянное правительственное высшее учреждение. Крупнейшей административной реформой местного управления было создание губерний. Согласно указу «Об учреждении губерний и о росписи к ним городов» от 18 декабря 1708 года, вся территория России была разделена на 8 губерний. Губернская реформа укрепила власть помещиков на местах. 1 В 1719 году начинается вторая административная реформа, в соответствии с которой 11 губерний делились на 45 провинций, во главе которых были поставлены воеводы. Провинции делились на округа — дистрикты, куда камер-коллегия назначала таких руководителей, как земские комиссары. С 1724 г. с населения начинается взимание нового налога — подушной подати. На практике органы местного самоуправления превращались в орудие фискальной политики правительства и быстро бюрократизировались. В целом же реформы центрального и местного управления создали внешне стройную иерархию учреждений от Сената в центре до воеводской канцелярии — в уездах. Преобразования государственного управления, осуществленные Петром I, имели прогрессивное значение для России. Созданные им институты государственной власти просуществовали более двух веков.1 Одним из важнейших итогов реформ Петра в данной области является создание в кротчайший период многочисленных мануфактур. Это играло важнейшую роль в формировании отечественной промышленности и положило начало становлению капитализма. В дальнейшем, в послепетровский период, в следствии череды дворцовых переворотов, во время которых на российском троне утверждаются представители немецкой династии, государственное управление подверглось сильному влиянию иноземного образа правления. (?) При Екатерине I и далее существовал порядок, при котором все государственные учреждения — высшие, центральные и местные, законосовещательные, исполнительные и судебные — имеют свой единственный источник в лице императора. 1 Положение Екатерина I на троне не было достаточно устойчивым. И тогда, 8 февраля 1726 года, для укрепления своих позиций, Екатериной был учрежден главный правительственный орган Верховный тайный совет. В его ведение входили все важные внешние и внутренние государственные дела. Сенат перестал быть правительственным органом и стал подчинен Верховному совету. Несмотря на уверения “верховников” о том, что Екатерина является единственной главой этого совета, фактически Верховный тайный совет подменял собою императрицу и, обладая широкими полномочиями, самостоятельно управлял делами государства. После смерти Екатерины I и возведения на престол Петра II, ситуация в сфере управления государством мало изменилась. Власть оставалась сосредоточена в руках Верховного тайного совета, который продолжал руководить действиями монарха. Петр не оставил после себя наследников. Верховный совет продолжал борьбу за власть над государством. При выборе правителя «верховники» остановились на племяннице Петра I – вдовствующей Анне Иоановне, герцогине курляндской. Тайно ей были посланы условия вступления на российский престол - «кондиции», который полностью ограничивали ее власть над государством и ставили ее в прямую зависимость от Верховного тайного совета, которые были ею приняты и подписаны. Но при вступлении во власть, в 1730 году, Анна, при поддержке гвардии, разрывает «кондиции» и вступает в самодержавную власть. Верховный тайный совет был устранен и государство продолжает развиваться по пути абсолютизма. При этом у Анны Иоановны не было ни особых способностей, ни ярко-выраженного желания управлять страной. Сенат не был полностью восстановлен в правах, но продолжал действовать, а в 1731 году был заново создан Кабинет министров, который и взял на себя всю основную работу по управлению. А через пять лет, помимо управленческих функций, получил и право издавать законодательные акты. К тому же, кабинет министров ограничивал действия Сената. Фавориты императрицы занимают высшие управленческие чины и фактически руководят страной. После смерти Анны и свержения с помощью гвардии ее преемников (малолетнего Иоанна Антоновича и его матери Анны Леопольдовны) на российский престол взошла дочь Петра I Елизавета.1 В 1741 году Елизавета ликвидирует Кабинет министров и восстанавливает в полномочиях Сенат как высший орган государственного управления. В принципе, правление Елизаветы ознаменовано ориентацией на порядок, установленный при ее родителе — Петре I. Взамен Кабинета министров она учреждает Кабинет — личную императорскую канцелярию — орган, выполнявший административные функции и руководящей финансами царского хозяйства. Елизавета желала взять управление государством в свои руки и восстановить самодержавную власть. Возможность принятие указов высшим государственным органом была отменена. В вопросах кадровой политики Елизавета, опять же, уподобилась отцу. Она старалась по возможности не привлекать к вопросам управления государством иностранцев, а отводила ведущие должности российскому дворянству. Двадцатилетнее царствование Елизаветы Петровны оказалось одним из самых спокойных, мирных в истории России. К числу заслуг императрицы следует отнести и реформы высших государственных органов, укрепившие позиции монарха как главы государства.1 Что же касается местного самоуправления послепетровских времен, то оно подвергалось значительным изменениям, сужению и централизации. Попробуем охарактеризовать его более кратко. И так, уже к 1727 году была фактически ликвидирована система местных учреждений, установленная Петром. Как мы уже упоминали, в стране все еще господствовала система феодальных отношений, а буржуазия как класс только начинала формироваться. Система местного управления перестраивалась в соответствии с интересами помещиков. В связи с финансовым кризисом штат чиновников местной администрации был сведен к минимуму. Нижние чиновники зачастую не имели жалованья и содержались населением. Основной ячейкой на местах являлась губерния во главе с губернатором, полномочия которого резко возросли. Он даже имел право утверждать смертные приговоры. Отделения административной власти от судебной не произошло. В городах и уездах власть принадлежала воеводам. 1 Система организации гражданской службы, направленная на создание дворянской бюрократии, оказалась недостаточной для подготовки кадров секретарей и других служащих канцелярий. Квалифицированных кадров для гражданской службы не хватало.1 Менялось церковное управление. Уже в первой четверти этого века взамен патриаршества была учреждена Духовная коллегия или Святейший правительствующий Синод. Эти церковные органы продолжали действовать в 20—60-е гг. Решался вопрос об административной власти епископов, местных церковных управлений. Церковная организация стала частью государственного аппарата. Синод находился в подчинении Верховного тайного совета, который посылал церковному органу указы.1 И так, можно сделать вывод, что в эпоху дворцовых переворотов (до правления Екатерины II) на престол восходили личности достаточно слабые, не имеющие особого навыка и желания управлять государством. Именно поэтому, роль власти монарха была сильно ослаблена, основные функции и полномочия управления переходили к верховному государственному органу правления, а монарх сохранял лишь представительские функции. Следующий этап развития государственного управления ознаменован правлением Екатерины II. Ее административные реформы коснулись всех ступеней административного управления. Серьезные изменения коснулись и высшего государственного органа — Сената. Екатерина видела в нем угрозу для самодержавной власти и сильно ограничила его функции и полномочия в делах государственной власти. За Сенатом оставались исполнительный и судейские полномочия, а так же к нему перешел ряд функций упраздненных коллегий и контор. Так же возрастала роль личной канцелярии Екатерины II, которая впоследствии даже получила возможность влияния в делах государственного управления. Дворцовым хозяйством, землями и крестьянами заведовала главная дворцовая канцелярия. Одним из мотивов к реформам управления было крестьянское восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Просвещенная монархия сменилась военной диктатурой. Было устранено большинство коллегий, а их дела были переданы в ведение высшим должностным лицам. В местном самоуправлении происходит совершенствование такого института управления, как губернаторство. Губернатор теперь имел статус представителя императрицы и хозяина губернии. Губернатор получал широчайшие полномочия, происходит централизация местного управления. Вдвое было увеличено число губерний, ликвидированы провинции и многократно увеличилось число уездов. В 1796 году, смерть Великой императрицы и восшествие на престол ее сына Павла I ознаменовывает окончание эпохи «дворцовых переворотов». При Павле I продолжалась централизация государства, усилился военно-полицейский режим. Вновь были преобразованы органы местного и городского управления. Но нововведения оказались неэффективны, а в последствии, когда к власти пришел внук Екатерины Великой — император Александр I, он почти полностью восстановил систему местного управления, созданную его царственной бабушкой. Итогами этого времени можно считать окончательное укрепление самодержавной власти, установление абсолютизма, но при этом происходит бюрократизация государственного аппарата и увеличение числа чиновников, несмотря на попытки централизации власти. Развитие государственного управления первой половины XIX века во многом ознаменовано событиями, происходящими в Западной Европе, а именно — буржуазными революциями. В России все так же сохранялась система крепостнических отношений и самодержавцы стремились оградить Россию от влияния европейских новаторских идей и сохранить привычный государственный строй. В истории административных преобразований первой половины XIX в. выделяются три стадии, рубежами которых стали победа в Отечественной войне 1812 г. и смена братьев-монархов в декабре 1825 г., выступления декабристов, их казни и репрессии. Первая стадия характеризуется административными преобразованиями. В начале XIX в. Россия перешла от коллегиального управления к министерскому. Послевоенный политический курс Александра I означал не только отказ от них, но и контрреформирование отдельных сфер управления, что и определило реакционное содержание политики государственного управления во второй стадии. В 1825 г. она вылилась в усиление имперского характера управления, подчинения лично императору всех органов высшего и центрального уровня, придания всей системе управления необычных черт и методов. Идея конституции для России объявлена преступной Николаем I. 1 Вся верховная власть и управление по-прежнему сохранялась в руках императора. Столпами правления оставались самодержавие и крепостничество. А как результат тридцатилетнего застоя и консерватизма в государственном управление — поражение в Крымской войне, которое показало всю отсталость государственного устройства, которое ограничивало развитие России и в самом ярком виде выявило необходимость реформ, несмотря на стремление российских правителей сохранить консервативный государственный феодально-крепостнический строй. Реформы Александра II 60-х — 70-х годов привнесли в управление страной некоторые элементы буржуазной государственности: выборные представительные учреждения местного административно- хозяйственного управления, выборные органы суда (мировые судьи), основы буржуазного судопроизводства, более гибкие формы государственного финансового контроля и цензуры, принцип всесословности в комплектовании армии, в деятельности органов народного просвещения и т. д. 1 Важной вехой развития государственного управления была отмена крепостного права и аграрная реформа 1861 года. Но при этом Россия продолжала оставаться крестьянской страной. В конце XIX века создавались Министерства по управлению земледелием и государственным имуществом, которые занимались в основном улучшением сельского хозяйства и земледелия. Однако Россия все еще оставалась абсолютной монархией, а государство — крупнейшим собственником. К концу XIX в. ему принадлежало 1/3 земель, 2/3 лесов, 2/3 железных дорог, 7/8 телеграфа страны. 1 Высшими государственными учреждениями в это время оставались Государственный совет, Собственная его Императорского Величества канцелярия, Комитет министров, Сенат, Синод, ряд комитетов и канцелярий.1 К началу XX века «Комитет представлял собой массу административного хлама — все, что не было более или менее точно определено законами, а также важные законодательные акты, которые рисковали встретить систематическое и упорное сопротивление со стороны Государственного совета.»1 8 В конце XIX – начале XX века сохранялось старое административно-территориальное деление на губернии, области, градоначальства и генерал-губернаторства. Но полномочия губернатора ощутимо сужались. После отмены крепостного права крестьяне получили возможность создавать свои сословно-представительные учреждения. Российский государственный аппарат в это время начал включать в себя буржуазные элементы. Стали учитываться интересы крестьянства и промышленников, рабочего класса. При этом нарастает давление революционных движений, начавшихся еще в первой половине XIX века. К этому времени самостоятельность местного управления сильно ограничивается и вновь усиливается централизация государственного аппарата. Как мы уже говорили, к началу XX века в России уже были элементы буржуазной государственности, в частности выборные органы местного самоуправления и многопартийность. Манифестом 17 октября 1905 года народу были дарованы общественные свободы, была учреждена Государственная Дума, в которой 45% мест обеспечивалось представительству крестьянства. С 1906 года часть членов Госсовета избиралась народом. В современной историографии большинство экспертов сходятся во мнение, «что Россия с 24 апреля 1906 г. стала уже конституционной монархией дарованные Николаем II основные государственные законы и явились первой русской конституцией»1 Объединенного правительства в России не было: политический курс определял сам царь в ходе беседы с отдельными министрами. Министерства были главными органами управления. Министры назначались царем, были ответственны не перед Думой, а только перед монархом.1 Несмотря на вопросы думских депутатов о проблемах народа, обличавших произвол в отдельных сферах государственного управления, царь не желал идти на компромисс с Думскими представителями и старался сохранить за собой всю полноту власти. Дума напрямую зависела от воли царя. Дума неоднократно выдвигала требования об отставке правительства, а царь трижды распускал Думу, нарушив при этом манифест. Россия «застряла» между основными суперцивилизациями: традиционной и либеральной. Именно в этом промежуточном состоянии общества, достигшего цивилизационной значимости, и состоит специфика ситуации, сложившейся в России, сердцевину которой составил раскол.1 После февральской революции 1917 года, 2 марта Николай II отрекается от престола. Было образовано Временное правительство. Земельный строй в нашей стране был радикально изменен после революции 1917 г. II Всероссийским съездом Советов 26 октября 1917г. был принят Декрет «О земле», который явился основой развития советского земельного законодательства. Декретом «О земле» помещичья собственность на землю отменялась немедленно и без всякого выкупа. Помещичьи имения, равно как и все земли, удельные, монастырские, церковные со всем живым и мертвым инвентарем, усадебными постройками и всеми принадлежностями, переходили в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов. Земли рядовых крестьян и казаков не подлежали конфискации. Они оставались за ними в трудовом пользовании. Декрет «О земле» стал юридическим основанием земельных преобразований в России, суть которых заключалась в том, что был ликвидирован земельный строй, базировавшийся на частной собственности, и утверждался новый земельный правопорядок, при котором земля объявлялась всенародным достоянием. 2 0 В принятом ВЦИК 14 февраля 1919 г. Положении «О социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию» вся земля в пределах РСФСР была провозглашена единым государственным земельным фондом. Выделяются земли сельскохозяйственного назначения, находящиеся в трудовом пользовании или в пользовании государственных предприятий и учреждений. Основные черты правового режима этих земель в то время выражались в обеспечении права крестьян на землю, всемерного поощрения создания совхозов и иных форм коллективных хозяйств и на этой основе увеличения объема производства сельскохозяйственной продукции. Выделялись также земли несельскохозяйственного или специального назначения. 2 0 Конституцией СССР 1924 г. установление общих начал землеустройства и землепользования было отнесено, к ведению Союза. 15 декабря 1928 г. ВЦИК СССР принял Общие начала землепользования и землеустройства, в которых было закреплено понятие единого государственного земельного фонда и были определены правовой режим его отдельных категорий, компетенция государственных органов по управлению им.2 Как раз в это время начался первый этап индустриализации. Экономика государства приняла плановый характер. На этом этапе было реконструировано более 800 предприятий. Одновременно происходит формирование новой системы управления. В 1932 г. ВСНХ был реорганизован в наркомат, ведавший тяжелой промышленностью. Дальнейшее развитие системы шло по линии разукрупнения наркоматов, особенно интенсивно в 1938 — 1939 гг.1 Следующая задача состояла в окончательной ликвидации капиталистических элементов. Во второй пятилетке была завершена коллективизация сельского хозяйства: в колхозах было объединено 93% всех крестьянских хозяйств. Колхозы охватывали более 99% всех посевных площадей.1 Начало третьей пятилетки приходится на 1938 год. Как раз в это время нарастает напряжение на международной арене. Из-за нарастания военной угрозы, в целях повышения обороноспособности, новое строительство намечалось вести преимущественно в восточных районах страны в виде предприятий-дублеров.1 В целом, плановая экономика оправдала ожидания. СССР превратился в крупную промышленную державу. К середине 1942 г. утраченные мощности военной промышленности удалось не только восстановить, но и превзойти. Советский Союз создал слаженное военное хозяйство, способное обеспечить в возрастающих размерах производство военной продукции. Кульминационным периодом роста военной экономики СССР был 1944 г. Испытание войной показало, что именно преимущества социалистической экономики позволили выстоять и победить в тяжелейших условиях.2 После Великой Отечественной войны военно-промышленный комплекс приобрёл серьезное экономическое значение и решительно противостоял любой серьезной попытке отчуждения роли государства. После смерти Сталина (хотя частично и с его собственной подачи) началась реформа государственно-бюрократического управления экономикой, чаще всего ассоциируемая с Хрущёвым. Шли дебаты о возможности развития децентрализованной «смешанной экономики», «рыночного социализма», противопоставленного бюрократическому управлению плановой экономикой. Но сопротивление бюрократии и недостаток материальных стимулов в конечном итоге оказались непреодолимыми проблемами. 2 Однако внутренние и внешние политические трудности оказали огромное значение на дальнейшее формирование системы управления, в связи с которыми пришлось отказаться от стремления к обобществлению государственной собственности.2 В итоге к 80 годам XX века страна оказалась в глубоком кризисе. Темпы роста в промышленности и сельском хозяйстве заметно снижались. Серьезным шагом на пути преобразований стал утвержденный Верховным Советом СССР 30 июня 1987 года Закон «О государственном предприятии», которым, по сути, утверждался переход от плановой экономики к рыночной. 2 Не смотря на попытки расширения сферы частного предпринимательства, получение гражданами права приобретать землю в пожизненное наследуемое владение или аренду, колхозы не получили подлинной самостоятельности и остались в зависимости районных властей. Не получило развития и арендное движение. Арендаторы были лишены сельскохозяйственной техники и необходимой инфраструктуры, отношение к ним в обществе было негативное. 2 К началу 90-х годов XX века прирост продукции начал стремительно сокращаться. Ни одна из начатых реформ не дала ожидаемого результат, переход к рыночной экономике так и не был осуществлен. В марте 1990 года был принят Закон «О собственности в СССР». Закон установил, что в СССР имеются три основных вида собственности: собственность граждан, коллективная и государственная собственность, а также могут существовать собственность иностранных государств, международных организаций, иностранных юридических лиц и граждан. Закон допускал развитие в СССР долевой или совместной собственности и смешанной (совместная собственность советских и иностранных субъектов).2 Государственная собственность подразделялась на общесоюзную, собственность союзных, автономных республик, автономных областей и округов, административно-территориальных образований (коммунальная), государственных предприятий, трудовых коллективов, государственных учреждений. Собственность граждан распространялась на трудовое крестьянское и личное подсобное хозяйство.2 Следующим шагом в развитии форм собственности стал принятый в этом же году Закон «О предприятиях в СССР». Наряду с государственными и коллективными предприятиями Закон допускал существование индивидуальных и семейных предприятий, что способствовало развитию гражданских правоотношений.2 Вступление России в рыночную экономику ознаменовалось принятием ряда законов, создававших правовую базу новым общественным отношениям. Одним из первых таких законов стал Закон «О собственности в РСФСР», принятый Верховным Советом РСФСР 24 декабря 1990 года и введенный в действие с 1 января 1991 года. Российский закон был более прогрессивен, чем общесоюзный. Так, наряду с государственной, муниципальной собственностью и собственностью общественных объединений (организаций) он однозначно восстанавливал частную собственность. В Законе впервые оговаривалось, что в собственности граждан могут находиться ценные бумаги, земельные участки, средства массовой информации, предприятия, транспортные средства. Вводился институт приобретательной давности (на недвижимое имущество - не менее 15 лет, на движимое - не менее 5 лет), предусматривалась возможность приватизации, то есть отчуждения в частную собственность граждан и юридических лиц государственного и муниципального имущества, оговаривались условия прекращения права собственности и т.д.2 В 1992 году началась важнейшая рыночная реформа в России — приватизация. «Почва» для нее была подготовлена законодательными актами 1991 года, которыми предусматривалось продажа государственных предприятий и превращение их в открытые акционерные общества. Одной из главных целей приватизации было формирование слоя частных собственников, содействующих созданию социально ориентированной рыночной экономики. 1 Был создан ряд правовых актов, по которым предусматривалось использования наряду с деньгами использование приватизационных чеков при приобретении объектов приватизации. Всего за 1992 год было приватизировано с оплатой в денежной форме 46815 предприятий. В федеральный бюджет поступило около 0, 04 миллиардов рублей. 2 Второй этап приватизации был рассчитан на пополнение бюджета. Но надежды не были оправданы. Приватизация теряла темп, даже не смотря на то, что в акционирование начали привлекать более крупные предприятия. 21 июля 1997 президентом был подписан закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества РФ», который официально признал окончание массовой и безвозмездной приватизации. Но задача наполнения бюджета доходами от приватизации сохранялась. Ее выполнение теперь должны были обеспечивать главным образом единичные крупные сделки. В конце 1998 г. приватизация утрачивает значение важнейшего элемента экономических реформ и на передний план выдвигаются проблемы корпоративного управления и реструктурирования приватизированных предприятий, рационального использования и повышения эффективности управления собственностью. Продажа остающейся у государства собственности теряет прежние масштабы и темпы.1 К 2001 г. в собственности РФ по всему народному хозяйству насчитывалось 13 786 государственных унитарных предприятий и 23 099 учреждений. Государство также являлось акционером 3 316 хозяйственных обществ с разной долей своего участия. Оно составляло 100% для 382 из этих обществ, свыше 50% — для 470, от 25 до 50% — для 1601, менее 25% — для 863. Также в федеральной собственности находились объекты нежилого фонда общей площадью 337 млн м2: часть из них (214 млн м2) была передана в коммерческое пользование, а другая (123 млн м2) — в некоммерческое. 1 Наконец, 11 октября 2002 года был принят федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», который детально определяет права и обязанности этих предприятий, способы их реорганизации и ликвидации. Начиная с 1998 г. в собственность государства вернулось 8 тыс. предприятий. В муниципальном секторе этот процесс протекал еще более активно. В собственность муниципалитетов из частного владения «возвратилось» 39 тыс. организаций и предприятий.1 Таким образом создавался институт частной собственности в постсоветской России. Были сформирован частный и полугосударственный сектора экономики, которые и стали основой дальнейшего экономического развития России. Как мы уже сказали, приватизация не смогла выполнить функцию наполнения госбюджета и составила лишь малую его часть. Цена, по которой продавались объекты приватизации не составляла и половины его реальной стоимости. Приватизация в России не сопровождалась накоплением капитала. Но главные цели были достигнуты — совершен переход к рыночной экономике, обеспечена внутренняя конвертация рубля. Сегодня Конституцией РФ закрепляет равенство всех видов собственности, а право частной собственности охраняется законом.2 И так, подходя к заключению, можно сказать о том, что отношение граждан к собственности, а, как следствие, экономический строй в целом, в большинстве своем зависит от менталитета людей. В России же земля исторически принадлежала государю, который как наделял ею за заслуги, так и мог лишить ее за провинности. Революция, разрушившая в начале XX века старые устои, стремясь отдать всю землю народу, в итоге опять передала ее во властные руки государства, стремясь к всенародному правлению породила тоталитаризм.
|