Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Автономия в РФ
Автономия – широкое внутреннее самоуправление региона государства, а также особые права в сфере местного самоуправления, культуры, предоставляемым национальным меньшинствам (этническим группам). Видами автономий являются: • территориальная; • национально-территориальная; • национально-культурная. Территориальная автономия означает определенную степень самостоятельности всех или большинства территориальных частей государства независимо от состава населения. Национально-территориальное автономное образование создается с учетом этнических, бытовых и других особенностей компактно проживающих групп населения. Национально-культурная автономия означает предоставление национальным меньшинствам, не составляющим значительных компактных групп в населении страны, а то и вовсе разрозненным, живущим вперемешку с другими этническими группами, прав и возможностей использовать свои культурные традиции, язык, религию и др. Автономные округа и автономная область (Еврейская, ранее входившая в состав Хабаровского края) являются разновидностями территориальных или национально-территориальных автономий. По численности и структуре населения все автономные округа невелики и многонациональны. Наибольший удельный вес коренной национальности – в Ненецком автономном округе (16, 5 %), наименьший – в Ханты-Мансийском (1, 4 %). Особенность их правовой основы заключается в том, что каждый из указанных субъектов помимо своего устава при необходимости может иметь еще и специальный именной федеральный закон (эта возможность пока никем из них не реализована). Вхождение автономного округа, автономной области в состав края, области не изменяет их конституционно-правовой природы как субъектов Российской Федерации. Это означает, что они утрачивают элементы своего статуса – территорию, население, систему государственных органов, устав, законодательство и т. п., а предполагает возможность по своему усмотрению распоряжаться тем объемом полномочий, который предоставлен им конституционными нормами. Более того, предусматривается возможность урегулирования взаимоотношений автономных образований с краем, областью, в состав которых они входят, путем заключения соглашения между ними. Данная специфика статуса автономных округов не распространяется на Чукотский автономный округ, который (единственный из десяти автономных округов) считается непосредственно входящим в состав Российской Федерации, как и Еврейская автономная область. Автономная область и автономные округа в равной мере со всеми субъектами Федерации представлены в Совете Федерации, а также избирают депутатов в Государственную Думу, что обеспечивает им представительство в законодательном органе Федерации. Одним из институтов самоопределения является национально-культурная автономия, позволяющая гражданам Российской Федерации, принадлежащим к различным этническим общностям, в частности, малочисленным национальным меньшинствам, решать вопросы сохранения и развития своей самобытности, традиций, языка, культуры, образования. Право на национально-культурную автономию не является правом на национально-территориальное самоопределение. Осуществление этого права не должно наносить ущерба интересам других этнических общностей. Российское государство создает законодательную базу существования данной формы общественного объединения граждан РФ, относящих себя к определенным этническим общностям. К принципам существования национально-культурной автономии относятся: • свободное волеизъявление граждан при отнесении себя к определенной этнической общности; • самоорганизация и самоуправление; • сочетание общественной инициативы с государственной поддержкой; • многообразие форм внутренней организации национально-культурной автономии; • уважения языка, культуры, традиций, обычаев граждан различных этнических общностей; • законность. Национально-культурная автономия является важным средством выявления и удовлетворения этнокультурных интересов граждан, достижения межнациональной стабильности, предупреждения конфликтов на этнической почве. К тому же она, являясь экстерриториальным общественным формированием, не ущемляет прав субъектов Российской Федерации, а расширяет их возможности и ответственность в осуществлении государственной национальной политики. Формы ее осуществления самые различные – создание и деятельность национально-культурных обществ, ассоциаций, фондов, клубов, воскресных школ и др. Национально-культурные автономии могут быть местными (городскими, районными, поселковыми, сельскими), региональными, федеральными. Они учреждаются, соответственно, на общих собраниях, конференциях и съездах, на которых образуются органы внутреннего управления автономии. Порядок формирования, функции и названия таких органов определяются национально-культурными автономиями самостоятельно в соответствии с законодательством РФ об общественных объединениях.
|