Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные направления сотрудничества Российской Федерации с Содружеством Независимых Государств
Прежде чем говорить о статусе России в Содружестве Независимых Государств, необходимо уяснить вопрос о роспуске СССР. По мнению ряда ученых, «Беловежские соглашения», подписанные лидерами России, Украины и Белоруссии 8 декабря 1991 г., формально оформившие прекращение существования СССР, не были легитимными. В самом Договоре об образовании СССР 1922 г. ничего не говорилось о возможности его денонсации. Можно только предполагать, что прекратить существование Договора был вправе Съезд Советов СССР как орган, утвердивший этот документ. Однако каждая союзная республика в соответствии с Конституцией СССР 1977 г. могла свободно выйти из Союза. Таким образом, в декабре 1991 г. РСФСР и другие республики должны были вначале выйти из СССР, и лишь затем можно было бы говорить о юридическом оформлении прекращения существования СССР как суверенного государства. Кроме того, надо учитывать, что 3 апреля 1990 г. был принят Закон СССР «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР», согласно которому решение о выходе республики из СССР должно было приниматься референдумом, причем оно считалось принятым, если за него проголосовало не менее двух третей граждан, постоянно проживающих на территории республики. Закон устанавливал пятилетний переходный период, в течение которого должны были быть решены спорные вопросы. Аргументом противников «Беловежских соглашений» также являются результаты всесоюзного референдума 17 марта 1991 г., при котором 76 % принявших участие в голосовании высказались за сохранение Союза как обновленной Федерации равноправных суверенных республик. В то же время «Беловежские соглашения» нельзя оценивать однозначно, поскольку они стали политико-юридическим оформлением центробежных тенденций среди республик, составлявших ранее единое государство. В силу этого и встал вопрос об образовании Союза Независимых Государств как формы сотрудничества бывших союзных республик в качестве новых суверенных государств. Заинтересованность России в создании СНГ во многом объясняется тем, что на территории бывших советских республик сосредоточены глобальные интересы России в области обороны, безопасности, экономики, защиты прав и свобод россиян, которых проживает на территории государств – членов СНГ около 25 млн. Право России участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами обусловливается двумя требованиями: • во-первых, это не должно влечь за собой ограничение прав и свобод человека и гражданина; • во-вторых, не должно противоречить основам конституционного строя РФ. Подобным условиям соответствует участие Российской Федерации в Содружестве Независимых Государств. В настоящее время СНГ квалифицируется как межгосударственное образование с координационными полномочиями. Оно объединяет 11 государств – ранее союзных республик СССР (не участвуют в СНГ только 4 государства: Литва, Латвия, Эстония, Грузия). Юридическая природа СНГ характеризуется следующими чертами: • создано самостоятельными государствами и основано на принципе их суверенного равенства; • имеет свой Устав, фиксирующий устойчивые функции СНГ, его цели и сферы совместной деятельности государств-членов; • характеризуется четкой организационной структурой, разветвленной системой органов, выступающих в качестве координирующих межгосударственных, межправительственных и межведомственных институтов. Цель СНГ – сотрудничество государств-членов в политической, экономической, гуманитарной, культурной и других областях; сбалансированное экономическое развитие; обеспечение прав человека, содействие гражданам государств в свободном общении и контактах. Устав Содружества Независимых Государств предусматривает восемь сфер совместной деятельности государств-членов: 1) обеспечение прав и свобод человека; 2) координация внешнеполитической деятельности; 3) сотрудничество в формировании общего экономического пространства; 4) содействие в развитии систем транспорта и связи; 5) охрана здоровья населения и окружающей среды; 6) вопросы социальной и иммиграционной политики; 7) борьба с организованной преступностью; 8) сотрудничество в оборонной политике и охране внешних границ. При угрозе безопасности членов СНГ возможно совместное использование вооруженных сил. В структуре СНГ существуют специальные органы: Совет глав государств, Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел и др. Для сотрудничества парламентов создана Межпарламентская ассамблея с центром в Санкт-Петербурге. Постоянно действующий орган СНГ – Координационно-консультативный комитет находится в Минске, ряд органов расположен в Москве. Рабочим языком Содружества является русский язык. Сейчас действует более 60 различных комитетов, советов, комиссий – органов СНГ. Однако общее количество сотрудников, работающих в таких органах СНГ не должно превышать тысячи человек. Выход из СНГ свободный: необходимо лишь письменное заявление о таком намерении государства за 12 месяцев до выхода. Тема 11. Конституционно-правовой статус План 1. Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации, его функции. 2. Полномочия Президента Российской Федерации. 3. Акты Президента Российской Федерации 4. Основания и порядок прекращения полномочий Президента РФ.
|