Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Государственное управление и его основные признаки
Государственное управление и его основные признаки
| Понятие
| Государственное управление представляет собой властное воздействие на поведение людей, находящихся в юрисдикции государства, в целях воплощения основных направлений и целей государственной политики, осуществляемое в форме исполнительной и распорядительной деятельности специально образованных управляющих органов государства.
| Широкий смысл
| Государственное управление — это организующее воздействие всего государственного аппарата на предельно широкий спектр общественных отношений всеми доступными для государства способами.
| Узкий смысл
| Государственное управление — это непосредственное исполнительно-распорядительное воздействие той части государственного аппарата, которая предназначена для непосредственного воплощения в жизнь государственного курса, т.е. деятельность органов исполнительной власти и иных субъектов, наделенных соответствующими исполнительно-распорядительными полномочиями (например, Президента РФ, Прокуратуры РФ, других властных субъектов).
| Научная дискуссия о понятии государственного управления
| Г.В. Атаманчук определяет государственное управление как практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на его властную силу5.
| Ю.А. Тихомиров указывает, что управление государством, государственными делами — целенаправленное воздействие государства и его институтов на сферы государственной жизни для изменения их в соответствии с целями государственной политики6.
| В.Н. Габричидзе и А.Г. Чернявский определяют государственное управление как осуществление от имени, по поручению и уполномочию государства управления, т.е. исполнительной и распорядительной деятельности в сферах и областях (отраслях) экономического и социального развития гражданского общества, охраны прав и свобод человека и гражданина, укрепления демократического и правового государства7.
| Признаки
| Территориальность
| Признак правомерности управленческого воздействия на определенную территорию или в связи с ней.
| Применение принуждения
| Возможность применения принуждения, в том числе насилия, по отношению к управляемым объектам.
| 4. Исполнительная власть: понятие, признаки. Соотношение исполнительной власти и государственного управления
Исполнительная власть: понятие, признаки. Соотношение исполнительной власти и государственного управления
| Понятие
| Исполнительная власть — ветвь государственной власти, представленная системой органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление делами общества, обеспечивая его поступательное развитие на основе законодательства Российской Федерации и самостоятельной реализации государственно-властных полномочий исполнительно-распорядительного характера8. Исполнительная власть — это административная власть в условиях правового государства, демократически организованного общества9.
| Признаки исполнительной власти
| - является органичной и относительно самостоятельной ветвью государственной власти;
- является проводником государственной политики в жизнь;
- подзаконна по своему характеру и задачам;
- объективирована в виде хорошо организованной системы органов исполнительной власти;
- ее деятельность является исполнительно-распорядительной и носит постоянный, непрерывный во времени характер;
- является исключительным обладателем материальных ресурсов и властных полномочий принудительного характера.
| Признаки исполнительной власти, выделяемые Ю.М. Козловым10
| - представляет собой относительно самостоятельную ветвь (вид, разновидность) единой государственной власти Российской Федерации, тесно взаимодействующую с законодательной и судебной ее ветвями;
- самостоятельна, но только в функционалъно-компетенционном смысле, т.е. исполнительную власть можно характеризовать в качестве подсистемы в рамках системы единой государственной власти или ее механизма;
- непременный атрибут государственно-властного механизма, построенного на началах разделения властей;
- не может отождествляться с видом государственной деятельности, т.е. исполнительная власть не тождественна исполнительной деятельности;
- имеет определенное субъектное выражение, т.е. олицетворяется в деятельности специальных субъектов, наделенных исполнительной компетенцией;
- выступает как организованный институт, т.е., с одной стороны, весь механизм исполнительной власти практически организует исполнение законов; при этом механизм должен быть сам необходимым образом организован.
| Соотношение исполнительной власти и государственного управления
| Исполнительная власть рассматривается в тесной взаимосвязи с понятием «государственное управление», где исполнительная власть — это возможность и способность оказывать определяющее воздействие на поведение, право и возможность подчинять себе других, а государственное управление — подзаконная исполнительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного и непосредственного руководства хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством. Таким образом, государственное управление по своему назначению не что иное, как государственная деятельность, в рамках которой реализуется исполнительная власть11.
| Такое12 понимание соотношения исполнительной власти как политико-правовой категории и государственного управления как организационно – правовой категории возможно в случае, если мы рассматриваем государственное управление в узком смысле. Государственное управление в широком смысле — это организующая, упорядочивающая деятельность государства, целенаправленное воздействие органов государства, его учреждений и служащих на различные сферы общества, поведение индивидов и их коллективов; данная деятельность осуществляется всеми органами государственной власти.
| 1 Тихомиров ЮЛ. Курс административного права и процесса. — М, 1998. — С. 38-39.
2 Бахрах Д.Н. Указ. соч. — С. 1-2.
3 Социальные системы призваны обеспечивать благополучное сосуществование наибольшего числа членов общества. Собственно, самое страшное социальное явление из созданных людьми — это иерархически сложные системы, утратившие конечную цель своего существования, замкнувшиеся в себе, потерявшие целевую связь с окружающей средой (об этом, кстати, написаны знаменитейшие произведения мировой художественной литературы).
4 Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. — М., 2002. — С. 19-20.
Часть I. Основные институты административного права
5 Атаманчук Г.В. Государственное управление (организационно-функциональные вопросы): Учебн. пособие. — М., 2000. — С. 253.
6 Тихомиров ЮЛ. Указ. соч. — С. 44—45.
7 Габричидзе Б.Н., Чернявский А. Г. Курс административного права Российской Федерации. В трех частях: Учебник для вузов. — М., 2003. — С. 23.
8 Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития. — М., 1998. -С. 31.
9 Бахрах Д.Н. Указ соч. — С. 8.
10 Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. — М., 2002. — С. 23-25.
11 Административное право / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. — М., 2000. - С. 28.
12 Чиркин В.Е. Государственное управление. — М., 2001. — С. 12.
|