Классификация правовых форм государственного управления
|
Классификация Ю. М. Козлова4.
|
По степени юридического выражения
|
Основные
| Заключаются в издании правовых актов уполномоченными на то государственными органами.
|
Базирующиеся на основных
| Влекут определенные юридические последствия или имеют определенную юридическую направленность (регистрационную, разрешительную, надзорную и т.п.).
|
По достигаемым результатам
|
Позитивного регулирования
| Заключаются в регулировании общественно – экономических отношений, происходящих в государстве (законы, регулирующие определенные сферы общественно–экономических отношений).
|
Реакции на негативные явления
| Целью является прекращение или приостановление негативных общественно-правовых явлений (утверждение программ социально-экономического развития и т.п.).
|
По направленности
|
Воздействующие на общественные отношения в сфере государственного управления
| Основное направление действия — внешняя направленность. Регулирование отношений, возникающих вне сферы государственного управления.
|
Воздействующие на деятельность нижестоящего управленческого аппарата
| Основное направление действия — внутренняя направленность. Регулирование отношений, складывающихся внутри сферы государственного управления.
|
По объему
|
Общеобязательные
| Обязательны для выполнения управляемыми субъектами по всей сфере государственного управления.
|
Адресованные конкретным объектам
| Регулируют сферу действия конкретных объектов сферы государственного управления.
|
По адресату
|
Вся система исполнительной власти
| Охватывают отношения, складывающиеся по всей системе исполнительной власти.
|
Конкретные работы исполнительного органа
| Направлены на регулирование определенной деятельности исполнительного органа власти.
|
По характеру
|
Процедурные
| Определены полномочиями конкретного органа государственной власти.
|
Процессуальные
| Определены особым обязательным порядком решения определенных ситуаций.
|
По субъектному выражению
|
Односторонние
| Регулируют отношения конкретного субъекта.
|
Многосторонние
| Сложный субъектный состав, в котором субъекты имеют многосторонний характер.
|
По инициативности
|
По собственной инициативе
| Субъект отношений собственной инициативой регулирует образование отношений.
|
По инициативе других участников
| Действия субъекта отношений определяют волевые действия других субъектов отношений.
|
По условиям применения
|
Нормальная общественная жизнь
| Регулирование общественных отношений в стандартных ситуации.
|
Чрезвычайная ситуация
| Продиктовано сложившийся ситуацией, необходимо введение в действие специальных форм правового регулирования.
|
По объекту управляемого воздействия
|
Законодательные органы
| Продиктовано особенностями нормативного регулирования законодательных органов.
|
Судебные органы
| Основой выступают процессуальные формы государственного регулирования.
|
По юридическому содержанию
|
Предписывающие
| Определяют порядок деятельности управляемого субъекта.
|
Запрещающие
| Определяют действия, выполнение которых недозволительно.
|
Дозволительные
| Предоставляют управляемому субъекту возможность действовать по своему усмотрению.
|
Классификация А. П. Коренева5
|
По содержанию
|
Правотворческие
| Регулируют процесс принятия правовых актов.
|
Правоприменительные
| Осуществляют контроль за применением правовых актов.
|
По направленности
|
Внутренние
| Регулируют внутренние отношения, возникающие в сфере административных отношений.
|
Внешние
| Взаимодействуют со схожими отраслями права, регулируя правоотношения, возникающие при взаимодействии.
|
По способу выражения
|
Словесные
| Имеют устное выражение.
|
Конклюдентные
| Выражены в определенных действиях уполномоченных на то государственных лиц (жест государственного инспектора по безопасности дорожного движения).
|
Классификация Д. Н. Бахрах6
|
По юридическим действиям
|
Принятие правовых актов
| Полномочия принятия актов, регулирующих общественные отношения.
|
Заключение договоров
| Регулирование общественных отношений в порядке свободного волеизъявления.
|
Правовые акты управления: понятие, юридическое значение и признаки
|
Понятие
|
Правовой акт управления — это управленческий документ, содержащий властное волеизъявление уполномоченного субъекта государственного управления в виде нормативного или индивидуального предписания, осуществленное в рамках его компетенции и для целей решения задач управленческой деятельности, принятие которого влечет определенные юридические последствия.
|
Признаки правового акта управления7
|
- имеет юридическую форму управленческого решения, посредством которой реализуются задачи и функции государственного управления;
- издается полномочным субъектом государственного управления в пределах его компетенции, определенной действующим законодательством;
- носит юридически-властный характер, т.е. в нем находит свое выражение властная природа государственно-управленческой деятельности;
- имеет одностороннее волеизъявление субъекта государственного управления;
- императивен, т.е. содержит в себе предписание, безусловно обязательное для адресата;
- служит юридическим фактом либо предпосылкой для возникновения юридических фактов, провоцирующих возникновение, изменение и прекращение общественных отношений в сфере государственного управления;
- подзаконен, т.е. издается исключительно в соответствии и во исполнение Конституции РФ и действующих законов;
- занимает определенное место в иерархической системе актов управления, что подразумевает его соответствие актам вышестоящих звеньев системы исполнительной власти;
- представляет собой юридическую разновидность служебных документов, постоянно используемых в процессе деятельности исполнительных органов (должностных лиц);
- характеризуется определенной процедурой принятия (подготовки проекта, обсуждения, визирования, правовой экспертизы, согласования, утверждения и т.д.);
- может быть обжалован в вышестоящий орган (должностному лицу) либо в суд, опротестован (прокурором);
- обеспечен силой государственного принуждения, несоблюдение установленных актом государственного управления предписаний влечет возникновение негативных правовых последствий для нарушителя.
|
Юридическое содержание
|
- является служебным документом; акт государственного управления отличается от всех прочих документов такого рода своим юридическим содержанием;
- акт государственного управления отличен от юридически значимых документов, выдаваемых органами государственного управления и другими субъектами административного права и служащих подтверждением определенного юридического факта (например, диплом о присвоении квалификации, протокол о правонарушении);
- Факты государственного управления (как и смешанные) в настоящее время могут приниматься ограниченным кругом субъектов управления. К ним относятся: Президент РФ, Правительство РФ, федеральные министерства, а также уполномоченные на нормотворчество органы исполнительной власти субъектов Федерации;
- правовой акт управления может осуществляться и в виде жеста регулировщика8;
- совершается в разнообразнейших формах, в том числе в форме принятия, издания акта государственного управления, т.е. надлежащим образом оформленного документа, содержащего властное предписание;
- управленческое решение в акте государственного управления может быть выражено как в форме правила поведения (и тогда мы имеем дело с нормативным актом), так и в форме распоряжения, предписания, запрета и т.п. управленческого решения, относящегося к конкретному практическому случаю, определенной управленческой ситуации;
- издается в рамках компетенции издающего его субъекта государственного управления и призван повлечь за собой вполне определенные юридические последствия.
|