Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Введение. Список вопросов по курсуСтр 1 из 18Следующая ⇒
Список вопросов по курсу 1. Понятие «информация». 2.Понятие «данные». 3. Различие понятий «данные» и «информация». Общая схема передачи информации (данных). Понятие информационной технологии. Общая схема информационной технологии. 7.Характеристики направлений информатики: фундаментальная (теоретическая), прикладная и техническая. 8. Анализ основных определений понятия «информатика». Основные свойства информации 10. Методология «измерения количества информации» Хартли. 11.Задача 1. Применение формулы Хартли. Вывод формулы Шеннона. Понятие информационной энтропии . Алгоритмический, семантический и прагматический (ценностный) подходы к определению информации. Ценностный подход к определению количества информации. Метод измерения ценности информации. .17.Определение понятия алгоритма. Неформальные определения алгоритма. Основные свойства алгоритма
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ Информатика не более наука о компьютерах, чем астрономия — наука о телескопах.
Лекция 1Основные понятия, определения, цели и задачи курса Введение Информатика, как новая научная дисциплина, возникла во второй половине ХХ века, приблизительно в 60-е годы. Известно, что что впервые термин информатика появился в названии статьи Ф.Е. Темникова в 1963 г. в журнале «Известия вузов», другие авторы считают, что термин имеет французское происхождение. В эти годы появляется термин «информационное общество», которым обозначили качественные изменения в социуме, вызванные появлением в обществе первых ЭВМ, разработкой информационных технологий и их использованием в процессах производства. Всё больший вклад в экономику развитых стран приходится на деятельность, связанную с обработкой информации и оказанием услуг. В обществе постоянно нарастают потоки информации, циркулирующие по различным каналам связи. При этом лавинообразное распространение информации в современном мире сравнимо со взрывом информационной «мегабитовой» бомбы». Современное общество столкнулось с ранее неизвестной в таких масштабах проблемой обработки, хранения, передачи и использования информации. Информационная сфера становится своеобразным социальным аттрактором, притягивая к себе всё большее количество людей. Информатизация охватила практически все важнейшие направления практической жизни человека: транспорт, связь, медицину, экономику, образование, здравоохранение, государстсвенные, туристические и множество других услуг в сфере современного бизнеса – везде мы обнаруживаем влияние информатизации. Сегодня, Интернет – современная система связи, некоторое подобие нервной системы человека для ноосферы, охватившая весь мир. Современному специалисту в любой сфере деятельности, включая социальную неизбежно придётся взаимодействовать с различными, стремительно меняющимися, средствами, программными инструментами информационных технологий. Информатика - это дисциплина, изучение которой в значительной мере способствует подготовке студентов к дальнейшей жизни в информационном обществе, в условиях становления глобального информационного пространства. .Характеристики направлений информатики: фундаментальная (теоретическая), прикладная и техническая
Причём. сама информатика на данном этапе предстаёт как дисциплина, в которой можно выделить самостоятельные направления: фундаментальная (теоретическая), прикладная и техническая информатика. К технической информатике можно отнести задачи разработки сетевого коммуникационного оборудования, вопросы передачи и кодирование информации, проблемы организации вычислительных сетей, устранения помех при передаче данных и т.п. К прикладному направлению можно отнести разработку компьютеров, создание программ, разработку и использование языков программирования. Фундаментальная (теоретическая) информатика изучает вопросы возникновения информации, её эволюцию, свойства информации, те основы информатики, которые уже не подвергаются столь быстрым изменениям, как её прикладной и технический разделы. Например, существует важное практическое направление в информатике, связанное с освоением уже существующего ПО: средства обработки текстов, изображений, электронных таблиц, всё то, что в первую очередь интересует конечных пользователей. Очевидно, что это наиболее быстро меняющийся аспект информатики. Такое же замечание можно сделать и о том направлении в информатике, которое изучает аппаратное устройство вычислительной техники, устройства памяти и печати, архитектуру процессоров, средства связи, внешние устройства компьютеров и т.п. Скорость модификации уже существующих и возникновения новых устройств в этой области такова, что оперативно отразить эти изменения в рамках учебного процесса не представляется возможным. Однако и в этой области существуют уже устоявшиеся результаты, мало подверженные изменениям и ставшие уже «классическими»: принципы Дж. фон Неймана организации ЭВМ, принцип работы устройства управления процессора. Наряду с уже упомянутыми направлениями в информатике появляются новые, ранее неизвестные прикладные проблемы, связанные с информационными процессами в обществе: защита информации от несанкционированного доступа, условия свободного обращения информации в обществе, развитие электронного правительства, контроль за контентом ресурсов в Интернете и т.п. Уже устоялись термины социальная информатика и биоинформатика, а в философии активно разрабатываются проблемы виртуальной реальности и искусственного интеллекта. В центре внимания оказываются информационные системы: сначала кибернетические, а затем и интеллектуальные системы, например, экспертные системы. . При этом математика информационного периода – это дискретная математика; она предназначена для описания поведения систем в языковой среде. Здесь используются алгебраические и топологические методы. На первый план выходят множества и отношения, алгебра, топология, математическая логика, неклассические логики. Дискретная математика не отрицает классическую высшую математику, но включает её. К теоретическим аспектам информатики. относятся определение основных понятий информатики и её предмета, подходы Хартли и Шеннона в определении количества информации, связь между кибернетикой и информатикой, историю развития вычислительной техники, основы формальной логики, системы счисления, основы теории алгоритмов и теории кодирования, с изложением классических результатов, полученных Хэммингом.
1. Понятие «информация». В повседневной жизни мы часто встречаемся с такими понятиями как информация, информатика, информационные технологии и т.п. Этими понятиями пользуются учёные, дикторы ТВ, журналисты и политики. Однако, до настоящего времени не существует общепринятого определения понятия «информация»: многочисленные исследователи предлагают самые различные определения. Составители словарно- энциклопедических изданий фактически были вынуждены признать неразрешимость данной проблемы, и поэтому отказались от попыток дать единое определение информации. В одной словарной статье можно найти перечень сразу нескольких понятий информации. Попытки связать и нформацию с привычными понятиями материя или энергия успехом не увенчались. Известно знаменитое отрицательное определение Винера: «информация есть информация, а не материя и не энергия». Из этого определения следует лишь один вывод: по своей значимости понятие информации не уступает таким основным физическим понятиям как материя или энергия. Использование понятия «информация» в повседневной практике не вызывает у нас особых затруднений. Говоря об информации, мы обычно подразумеваем разъяснение, сообщение, изложение, какие-либо сведения, данные, объявление. В обычном, «житейском» смысле информация –это сумма сведений, которую получает некоторый субъект, человек, группа людей или животных об окружающем мире, о самом себе, о другом субъекте или изучаемом явлении. Используя эти сведения, человек можетпрогнозировать результаты своих действий, выбирать различные способы для достижения поставленных целей. В ЭС приводится следующее определение информации: 1) информация – это сведения, передаваемые людьми устным, письменным или каким-либо другим способом (с помощью условных знаков, сигналов, технических средств и т.п.); 2) с середины ХХ века информация – это обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом, обмен сигналами в живом и растительном мире, передача признаков от клетки к клетке, от организма к организму. Известно ещё одно распространённое определение: информация – это сведения, уменьшающие неопределённость нашего знания об окружающем
|