Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Система расчетов Банка России
В Российской Федерации расчеты между предприятиями проводят коммерческие банки и другие кредитные учреждения. Расчеты между банками на территории России осуществляются через расчетно-кассовые центры, созданные Центральным банком России в республиках, краях, областях, городах, районах. Кроме того, банковские операции по расчетам могут осуществляться и по корреспондентским счетам банков, открываемым ими друг у друга на основе межбанковских соглашений. Отношения между Банком России, кредитными организациями и их клиентами осуществляются на основе договоров. Взаимоотношения РКЦ, как структурного подразделения Центрального банка Российской Федерации, со своими клиентами, в том числе и с обслуживаемыми кредитными организациями, строятся также на договорной основе. Взаимоотношения между коммерческим банком и ЦБ в сфере расчетов осложнены беспроцентным хранением средств и техническим несовершенством платежной системы ЦБ. В этой ситуации КБ старается минимизировать остаток на своем корсчете, что в конечном итоге влияет на уменьшение его ликвидности. Процесс проведения электронных платежей в системе Центробанка пока далек от совершенства. Само понятие " электронный документ", принятое во всем мире, в том числе в подавляющем большинстве развивающихся стран, у нас существует теоретически, но не закреплено в законодательстве. Надо отдать должное руководству ЦБ РФ: оно очень серьезно занимается сейчас всеми аспектами своей системы банковских расчетов. Приоритетная задача, предусмотренная Центробанком в его концепции развития, - это создание системы брутто-расчетов в реальном времени (RTGS). Завершена работа над планом ее реализации. Цель ее создания - установить единый для всех регионов регламент работы системы, единые правила расчетов и единую технологию их проведения. Развертывание системы расчетов в реальном времени должно перевернуть всю " пирамиду" межбанковских расчетов в регионах, поставив ее на основание. Сейчас банки работают в традиционной и всем привычной технологии пакетной обработки. Прежде чем провести расчеты через учреждение Центробанка, они фактически осуществляют " неявный клиринг", зачитывая взаимные обязательства. Все это происходит на достаточно шаткой правовой базе; банки чаще всего даже не имеют соответствующих договоров об открытии 761 счета. Дальше результаты клиринга формально проводятся через учреждения Центробанка, причем действует та же схема: клиринг на уровне региона - проведение межрегиональных платежей, клиринг на межрегиональном уровне - проведение платежей в ЦБ[5]. Архитектура системы расчетов в реальном времени будет двухуровневой: на уровне регионов расчеты будут замыкаться на один, максимум два расчетных центра Центробанка (скорее всего, они будут создаваться на базе нынешних ГРКЦ), а на межрегиональном уровне эти центры будут работать через Федеральный расчетный центр (ФРЦ). Создание национальной платежной системы необходимо, но также не стоит забывать о мировом опыте при создании таких систем. Национальная платежная система, сформированная на современных банковских технологиях, является базисом при проведении расчетных операций в экономике, но не должно быть монополии одной платежной системы. Мировой опыт показывает нам, что рядом могут существовать различные системы, создаваемые кредитными и не кредитными организациями. В современных платежных системах за рубежом центральные банки играют ключевую роль. Во-первых, они организуют системы перевода средств, специально разрабатываемые для обеспечения валовых расчетов в режиме реального времени по отдельным межбанковским обязательствам, и управляют ими. При этом ЦБ непосредственно отвечают за управление кредитными рисками. Во-вторых, предоставляют услуги по межбанковским расчетам системам многосторонних зачетов взаимных требований, выявляемые в конце определенного расчетного цикла. В-третьих, ЦБ выполняют функции контроля и надзора за платежными системами. В-четвертых, ЦБ предоставляют кредиты на завершение расчетов. Очевидно, что создание оптимального механизма функционирования платежных систем, должен основываться на активном диалоге между частным и государственным секторами, а также на эффективности официального надзора. 2.2 Система безналичных расчетов на примере " ВТБ24"
Банк ВТБ24 – один из крупнейших участников российского рынка банковских услуг. Он входит в международную финансовую группу ВТБ и специализируется на обслуживании физических лиц, индивидуальных предпринимателей и предприятий малого бизнеса. Сеть банка формируют 1023 офиса в 72 регионах страны. ВТБ 24 предлагает клиентам основные банковские продукты, принятые в международной финансовой практике. В числе предоставляемых услуг: выпуск банковских карт, ипотечное и потребительское кредитование, автокредитование, услуги дистанционного управления счетами, кредитные карты с льготным периодом, срочные вклады, аренда сейфовых ячеек, денежные переводы. Часть услуг доступна нашим клиентам в круглосуточном режиме, для чего используются современные телекоммуникационные технологии. Единственным акционером ВТБ 24 (ЗАО) является ОАО Банк ВТБ (100% акций). Уставный капитал ВТБ24 составляет 50, 7 млрд рублей, размер собственных средств (капитала) – 154 млрд рублей. Коллектив банка придерживается ценностей и принципов международной финансовой группы ВТБ. Одна из главных задач группы – поддержание и совершенствование развитой финансовой системы России. Деятельность ВТБ 24 осуществляется в соответствии с генеральной лицензией Банка России № 1623 от 15.10.2015 г. Оставаясь одним из крупнейших оператором российского рынка розничных банковских услуг, ВТБ 24 продолжает в 2016 году работу по продвижению и дальнейшему совершенствованию своего продуктового ряда, внедрению новых продуктов, а также повышению качества обслуживания клиентов. Несмотря на высокую конкуренцию на рынке, ВТБ 24 обеспечил рост объемов предоставляемых физическим лицам услуг по направлениям: – приему платежей – осуществлению денежных переводов – перечислению заработной платы – выпуск и обслуживание пластиковых карт и др. По результатам 2015 года произошло увеличение общего количества карт ВТБ 24 в обращении на 26, 0% по сравнению с данными на 01.01.2015 г. Положительная динамика эмиссии платежных карт связана с привлечением новых клиентов, чему способствовала оптимизация и совершенствование продуктовой линейки. В 2015 году ВТБ 24 (ЗАО) также работал над усовершенствованием предоставляемых услуг для действующих держателей карт, за счет проводимых совместно с платежными системами различных маркетинговых мероприятий. По состоянию на 01.01.2016 г. общее количество платежных карт банка в обращении (кредитные и дебетовые) составило более 11, 2 млн. карт, из которых 5, 0 млн. карт (включая зарплатные) являлись кредитными и расчетными с разрешенным овердрафтом. Основным источником безналичных поступлений является заработная плата. По итогам 2015 года ВТБ 24 привлечено на обслуживание 3 тыс. предприятий в рамках зарплатных проектов. Таким образом, на 01.01.2016 г. общее количество предприятий, находящихся на обслуживании в ВТБ 24, выросло до 41 тысячи. 12 из наиболее крупных предприятий, привлеченных в 2015 году, можно отметить: ОАО «Ростелеком», ГК Русские машины, Сибирское отделение Российской академии наук (СОРАН). Одним из наиболее крупных зарплатных проектов, реализованных ВТБ 24, является сотрудничество с Министерством обороны Российской Федерации. В 2015 году Банк обслуживал около 1 млн. пластиковых карт Министерства обороны. В 2016 году ВТБ 24 занял устойчивое положение на рынке пластиковых карт. Результаты активной работы банка в этом сегменте приведены в следующей таблице 2.1. Таблица 2.1
|