Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ритм в хореографии.
Ритм в хореографии ярко проявляется в формировании вариаций ритмического исполнения различных произведений. Вариации принято классифицировать по четырём параметрам. По тому, затрагивает ли процесс варьирования тему или только сопровождающие голоса выделяют: · Прямые вариации. · Косвенные вариации. По степени изменения: · Строгие (в вариациях сохраняются тональность, гармонический план и форма темы). · Свободные (широкий диапазон изменений, в том числе гармонии, формы, жанрового облика и т. д.; связи с темой порой условны: каждая вариация может достигать самостоятельности как пьеса с индивидуальным содержанием). По тому, какой метод варьирования преобладает: · Полифонические. · Гармонические. · Фактурные. · Тембровые. · Фигурационные. · Жанрово-характерные. По количеству тем в вариациях: · Однотемные. · Двойные (двухтемные). · Тройные (трехтемные). В процессе развития этой формы укрепились несколько основных типов вариаций с относительно стабильной комбинацией указанных признаков. Кроме того, существуют несколько специфических типов вариаций, которые встречаются реже: это вариационная кантата эпохи барокко и вариации с темой в конце. [25, с. 180]. Музыка играет важную роль в хореографии. Особое значение имеет музыкальное варьирование. Оно может быть фактурным, тембровым, полифоническим, гармоническим и жанровым. [13, с. 28]. Фактурно-тембровое варьирование предполагает изменение фактуры, введение нового рисунка, переоркестровку, в хоре — передачи мелодии другим голосам. При полифоническом варьировании композитор вводит новые подголоски или достаточно самостоятельные мелодические линии. Возможно полифоническое оформление самой темы в виде канона и т. п. Гармоническое варьирование выражается в перегармонизации мелодии. Масштабы изменений могут быть разными, вплоть до изменения лада (Глинка. «Персидский хор» из «Руслана и Людмилы», 3-я вариация) или даже переноса мелодии в другую тональность (Римский-Корсаков, хор «Высота» из оперы «Садко»). [17, с. 58]. Жанровое варьирование возникает тогда, когда все перечисленные типы варьирования приводят к образованию нового жанрового облика темы. Этот тип варьирования в вариациях на выдержанную мелодию редок. Вариациями на basso ostinato называется такая форма, которая основана на неизменном проведении темы в басу и постоянном обновлении верхних голосов. В XVII — начале XVIII века это самый распространенный тип вариаций. Интерес к вариациям на basso ostinato снова возникает в XX веке. Их используют все крупные композиторы. У Шостаковича пример таких вариаций есть даже в опере (антракт между 4-й и 5-й картинами оперы «Катерина Измайлова»). Два основных инструментальных жанра таких вариаций в эпоху барокко — пассакалия и чакона. В английской барочной музыке эта форма вариаций называется «граунд» (англ. ground букв. основа, опора). В вокальной музыке применяется в хорах (И. С. Бах. Crucifixus из Мессы си минор) или в ариях (Пёрселл. Ария Дидоны из оперы «Дидона и Эней»). Тема - небольшая (2-8 тактов, обычно —4) одноголосная последовательность в разной степени мелодизированная. Обычно её характер очень обобщённый. Множество тем представляют собой нисходящее движение от I к V ступени, часто хроматическое. Бывают темы менее обобщенные и более мелодически оформленные. В процессе варьирования тема может переходить в верхние голоса, изменяться и даже транспонироваться в другую тональность. В силу краткости темы часто имеет место объединение вариаций попарно (по принципу сходной фактуры верхних голосов). Границы вариаций не всегда четко совпадают во всех голосах. У Баха часто несколько вариаций в одной фактуре образуют единое мощное развитие, их границы пропадают. Если этот принцип проводится на протяжении всего произведения, целое трудно назвать вариациями, так как нельзя признать вариациями проведения баса в нижнем голосе без учёта верхних. Возникает своеобразный контрапункт формы. Завершение цикла может выходить за пределы вариаций. В таком типе вариаций преобладающий метод варьирования — гармоническая или мелодическая фигурация. В силу этого область применения таких вариаций — почти исключительно инструментальная музыка. Особенно часто встречаются в музыке венских классиков. У них это может быть самостоятельная пьеса (множество вариационных циклов Моцарта, Бетховена) или часть цикла (финал, медленная часть, реже — первая). В романтическую эпоху преобладают самостоятельные пьесы в форме фигурационных вариаций, причем они могут иметь другое жанровое название (например, «Колыбельная» Шопена). [10, с. 61]. Важное слагаемое темы — гармония. В подавляющем большинстве случаев тема написана в гомофонной фактуре. Фактура экономная, что даёт свободу дальнейшего её изменения и накопления движения в фактуре (за счёт уменьшения длительностей). Поскольку большинство примеров принадлежит композиторам венской школы и их последователям, в большинстве случаев классической является и форма темы. Чаще всего – это простая двухчастная (обычно репризная), иногда трёхчастная, намного реже -период. В музыке композиторов барокко возможна тема в форме бар. [12, с. 105]. В фигурационных вариациях осуществляется прямое варьирование, так как преобразуется сама тема. При этом применяются типовые фигуры — фигурации. Они могут быть арпеджированными, гаммообразными и т. п. Сохраняются опорные точки мелодии, которые заполняются фигурированным материалом. Мелодическая фигурация часто возникает в результате появления неаккордовых звуков вокруг этих опорных точек. Гармоническая фигурация — то или иное движение по звукам аккорда (часто — арпеджио). При этом опорные точки мелодии становятся основанием или вершиной этих фигураций. В результате эти опорные точки могут смещаться на другие доли такта. Большинство циклов фигурационных вариаций — строгие, так как обновление фактуры почти не затрагивает гармонию, никогда не меняя ее кардинально. Однако есть примеры свободных фигурационных вариаций («Вариации на тему Корелли» Рахманинова). К этому типу принадлежат вариационные циклы, в которых вариации приобретают новый жанр, либо где каждая вариация обладает своим индивидуальным типом выразительности. Как и фигурационные вариации, жанрово-характерные главным образом применяются в инструментальной музыке. Они могут быть частью цикла, нередко — самостоятельной пьесой, в том числе с другим жанровым названием. Иногда отдельные жанровые вариации появляются в вариационных циклах уже у венских классиков. Циклы, целиком состоящие из таких вариаций, распространяются в послеклассическую эпоху. Тема во многом аналогична теме фигурационных вариаций. Отличие в том, что тема жанровых вариаций может быть изложена менее скромно, чем вариационных, так как варьирование здесь идет в меньшей мере за счёт обогащения фактуры. Понятие характерности предполагает индивидуальный тип выразительности для каждой вариации. Понятие жанровости — новый жанр для каждой вариации. Наиболее часто встречающиеся жанры: марш, скерцо, ноктюрн, мазурка, романс и др. (причем эти жанры могут быть выражены очень обобщенно). Иногда среди вариаций возникает фуга. (Чайковский. Трио «Памяти великого артиста», 2-я часть). Кроме вариаций на одну тему, встречаются вариации на две темы (двойные) и на три (тройные). Двойные вариации редки, тройные — исключительны. Темы двойных вариаций могут быть близки друг другу или, наоборот, контрастны («Камаринская» Глинки). Расположены вариации могут быть по-разному: либо регулярное чередование вариаций на одну и вторую тему, либо — группа вариаций на первую тему, затем группа — на вторую и т. д. Двойные и тройные вариации могут быть любого типа. Возникновение этого типа вариаций связано с отходом от классического мышления в области формы, которое требовало экспозиции темы в начале и ее дальнейшего развития. Появляются они в самом конце XIX века (прецеденты были в эпоху барокко в некоторых вариационных кантатах). [22, с. 83]. Наиболее значительные сочинения такого рода: симфонические вариации «Иштар» Венсана д’Энди (1896), Третий фортепианный концерт Щедрина (1973), фортепианный концерт Шнитке (1979). В целом, ритмическое варьирование характеризуется использованием различных форм и методик построения произведения. Особым явлением является хореографическое варьирование ритма, получившее широкое распространение. Хореография (от греч. choreo -танцую) - это танцевальное искусство в целом, во всех его разновидностях. Хореография рассматривается как совокупность двух областей – искусства балета и искусства танца. Балет - высшая «театральная» форма хореографического искусства, в которой оно поднимается до уровня музыкально-сценического представления. Главное выразительное средство балета - система европейского классического танца. В исторически сформировавшейся программе подготовки артистов балета классический танец является базой, формирующей комплекс из следующих дисциплин сценического танца: дуэтно-классический танец, характерный танец (др. наим. – народно-характерный), исторический танец, современный танец и актерское мастерство. [9, с. 86]. Танец - вид искусства, в котором художественные образы создаются средствами пластических движений и ритмически четкой и непрерывной смены выразительных положений человеческого тела. Танец неразрывно связан с музыкой, эмоционально-образное содержание которой находит свое воплощение в его хореографической композиции, движениях, фигурах. Танец выполняется в определенном стиле или по определенным шаблонам; имеет такие качества, как грациозность, элегантность, красота; сопровождается музыкой или другими ритмичными звуками; имеет целью рассказ истории и/или коммуникацию или выражение чувств, тем, идей, которому могут содействовать пантомима, костюм и пр. [5, с. 208]. Содержание танца - это его драматургия. Согласно закону драматургии танец должен гармонично сочетать в себе 5 частей: · экспозиция - введение в действие, знакомство зрителя с действующими лицами, жанром; · завязка - собственно начало танцевального повествования, " зацепка", пробуждение зрительского интереса к танцу; · развитие - ряд ступеней в танцевальном сюжете; · кульминация - вершина действия; · развязка - логическое завершение танцевальной мысли. Второй компонент композиции танца - это музыка. Она тоже должна строиться по законам драматургии, более того, пластическая и музыкальная мысль должны быть едины, совпадать, т.к. музыка может вызвать в фантазии хореографа череду пластических образов. Третий компонент - форма - это собственно танцевальная лексика (движения, позы, жесты, мимика, рисунок танца, ракурсы). Она должна быть ясной и логично построенной вслед за содержанием. [20, с. 64]. Импровизация - умение выразить движением своего тела музыку и чувства. Импровизация предполагает сотворчество с телом, признание одинаковой значимости предварительно оформленных замыслов и опыта сиюминутных импульсов. Импровизация предполагает отсутствие изначального замысла, и танец становится способом создать (узнать его) или обнаружить его отсутствие. Варьирование ритма особенно ярко проявляется именно в импровизации, представляющей собой исполнение танца в нестандартной форме, но на определенной основе, с сохранением отдельных элементов исходного образца (эталона танца).
|