Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие о мотиве и мотивации.






В поведении человека есть две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная. Психические процессы и состояния обеспечивают регуляцию поведения. Стимуля­ция, или побуждения, обеспечивающие активизацию и направленность поведения, связаны с мотивами и мотивацией.

Мотив - это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребности субъекта. Мотив - причина, лежащая в основе выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта.

Термин «мотивация» - более широкое понятие, чем термин «мотив». Термин «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: система факторов, детерминирующих поведение (потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и другое); характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. В научной лите­ратуре мотивация - совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

Определения мотива в научной литературе:

1. Мотив (от лат. - двигаю) - побудитель деятельности, складывающийся под влиянием условий жизни субъекта и определяющий направленность его активности.

2. Мотив (от лат. - приводить в движение, толкать) - побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта.

3. Мотив - предметнонаправленная активность определенной силы.

4. Мотив - предмет (материальный или идеальный), побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности, ради которого она осуществляется.

5. Мотив - осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.

Вопрос о мотивации деятельности возникает каждый раз, когда необходимо объяснить причины поступков человека. Любая форма поведения может быть объяснена внутренними и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения, а во втором - внешние условия и обстоятельства его деятельности.

Внутренняя (диспозиционная) и внешняя (ситуационная) мотивации взаимосвязаны. Диспозиции могут актуализироваться под влиянием определенной ситуации, а активизация определенных диспозиций (мотивов, потребностей) приводит к изменению восприятия субъектом ситуации. Его внимание в таком случае становится избирательным, и субъект предвзято воспринимает и оценивает ситуацию, исходя из актуальных интересов и потребностей. Любое действие человека рассматривают как двояко детерминированное: диспозиционно и ситуационно.

Сиюминутное поведение человека - результат непрерывного взаимодействия его диспозиций с ситуацией. Мотивация человека - циклический процесс непрерывного взаимного воздействия и преобразования, в котором субъект действия и ситуация взаимно влияют друг на друга и результатом которого является реально наблюдаемое поведение. С этой точки зрения мотивация - процесс непрерывного и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив.

Мотив - это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Мотивы могут быть осознанными или неосознаваемыми. Основная роль в формировании направленности личности принадлежит осознанным мотивам. Мотивы формируются из потребностей человека.

Количество и качество потребностей, которые имеют живые существа, зависит от уровня их организации, от образа и условий жизни, от места, занимаемого соответствующим организмом на эволюционной лестнице. Меньше всего потребностей у растений. Больше всего - у человека.

Побуждающим к деятельности фактором является цель. Цель - осознаваемый результат, на достижение которого в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность. Психологически цель - мотивационно-побудительное содержание сознания, которое воспринимается человеком как не­посредственный и ближайший ожидаемый результат его деятельности.

Цель - основной объект внимания, который занимает определенный объем кратковременной и оперативной памяти; с ней связаны разворачивающийся в данный момент времени мыслительный процесс и большая часть всевозможных эмоциональных переживаний.

Различают цель деятельности и жизненную цель. Это связано с тем, что человеку приходится выполнять в течение жизни разнообразные деятельности, в каждой из которых реализуется определенная цель. Но цель любой отдельной деятельности раскрывает какую-то одну сторону направленности личности, проявляющуюся в данной деятельности. Жизненная цель выступает в качестве обобщающего фактора всех частных целей, связанных с отдельными деятельностями. Реализация каждой из целей деятельности - частичная реализация общей жизненной цели личности. С жизненными целями связан уровень достижений личности. В жизненных целях личности находит выражение сознаваемая ею «концепция собственного будущего». Осознание человеком цели и реальности ее осуществления - перспектива личности.

Фрустрация - состояние расстройства, подавленности, свойственное человеку, осознающему невозможность осуществления перспективы. Это состояние возникает в тех случаях, когда человек на пути к достижению цели сталкивается с реально непреодолимыми препятствиями, барьерами или когда они воспринимаются как таковые.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал