| Теория
| Авторы
| Суть теории
|
1.
| Работы античных философов.
| Античные философы.
| Мотивационный источник человеческого поведения в разуме, сознании и воле человека.
|
2.
| Иррационализм.
| Д. Аткинсон Р. С. Немов.
| Поведение животного в отличие от человека несвободно, неразумно, управляется темными, неосознаваемыми силами, имеющими свои истоки в органических потребностях.
|
3.
| Теория автомата.
|
| Мотивы - механический, или автоматический, врожденный ответ живого организма на внешние воздействия
|
4.
| Теории инстинктов.
| З. Фрейд,
У. Макдугалл.
| Свели все формы человеческого поведения к врожденным инстинктам. З. Фрейд выделил три инстинкта: инстинкт жизни, инстинкт смерти и инстинкт агрессивности. У. Макдугалл - 10 инстинктов: инстинкт изобретательства, инстинкт строительства, инстинкт любопытства, инстинкт бегства, инстинкт стадности, инстинкт драчливости, репродуктивный (родительский) инстинкт, инстинкт отвращения, инстинкт самоунижения, инстинкт самоутверждения.
|
5.
| Теория биологических потребностей человека.
|
| Все поведение человека объяснялось наличием у него биологических потребностей. Потребности вызывают состояние возбуждения и напряжения, а их удовлетворение ведет к снижению напряжения.
|
6.
| Поведенческая теория мотивации.
| Э. Толмен, К. Халл, Б. Скиннер.
| Объясняли поведение в рамках схемы бихевиоризма: «стимул-реакция».
|
7.
| Теория высшей нервной деятельности.
| И. П. Павлов.
Н. А. Бернштейн.
П. К. Анохин.
Е. Н. Соколов.
| Теория высшей нервной деятельности.
Теории психофизиологической регуляции движений.
Модель функциональной системы, описывающую динамика поведенческого акта.
Открыл и исследовал ориентировочный рефлекс, имеющий большое значение для понимания психофизиологических механизмов восприятия, внимания и мотивации, предложил модель концептуальной рефлекторной дуги.
|
8.
| Классификация человеческих потребностей.
| А.Маслоу.
| Иерархия человеческих потребностей и их классификацию: у человека с рождения последовательно появляются и сопровождают его взросление семь классов потребностей.
|
9.
| Мотивационные концепции второй половины XX в.
| Д. Макклелланд.
Д. Аткинсон.
Г. Хекхаузен.
Г. Келли.
Ю. Роттер.
| Отрицание возможности создания единой универсальной теории мотивации для животных и человека.
Стремление снять напряжение как основной мотивационный источник поведения на уровне человека не работает.
Человек не реактивен, а изначально активен.
Сознательная регуляция для человека является ведущим механизмом формирования поведения, но и признание роли бессознательного.
Введение понятий, отражающих особенности человеческой мотивации: «социальные потребности, мотивы» (Д. Макклелланд, Д. Аткинсон, Г. Хекхаузен), «жизненные цели» (К. Роджерс, Р. Мей), «когнитивные факторы» (Ю. Роттер, Г. Келли и др.)
Предприняли попытку найти специальные методы изучения мотивации, подходящие только для человека.
|
10.
| Теория деятельностного происхождения мотивационной сферы человека.
| А. Н. Леонтьев.
| В основе динамических изменений, которые происходят с мотивационной сферой человека, лежит подчиняющееся объективным социальным законам развитие системы деятельностей. Описал механизм сдвига мотива на цель (механизм превращения цели в мотив). Суть данного механизма состоит в том, что в процессе деятельности цель, к которой в силу определенных причин стремился человек, со временем сама становится самостоятельной побудительной силой - мотивом.
|