Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типологический подход.






Основные варианты постановки задачи группировки испытуемых:

1. Группировка испытуемых на незаданные группы. Задача группировки испытуемых на незаданные группы. Этот вариант задачи формулируется следующим образом: имеется многомерное психологическое описание выборки испытуемых и требуется осуществить их разделение на однородные группы - такое разделение, при котором в составе выделенных групп оказались испытуемые, похожие по психологическим характеристикам. Такая постановка задачи соответствует интуитивным представлениям о типе личности.

2. Группировка испытуемых на заданные группы. Задача группировки испытуемых на заданные группы. При решении этой задачи предполагается, что имеются результаты многомерного психологического обследования нескольких групп испытуемых и о каждом испытуемом заранее известно, к какой группе он принадлежит. Задача заключается в том, чтобы найти правило разбивки испытуемых на заданные группы по психологическим характеристикам.

Существует еще один способ группировки данных - это методы одновременного выделения черт и типов. Объединение этих двух подходов - одновременное выделение черт и типов. С этой целью могут быть использованы методы «лингвистического анализа» данных, основанные на использовании комбинаций моделей факторного анализа и автоматической классификации.

В рамках данного подхода разработано два вида комбинаций совместного использования факторного анализа и автоматической классификации:

1. Прямая комбинация. При прямой комбинации методами факторного анализавначале производится группировка признаков, а затем с помощью методов автоматической классификации в каждой выделенной группе параметров осуществляется группировка испытуемых. При прямой комбинации получают информацию о факторах и об особенностях распределения испытуемых по каждому фактору.

2. Обратная комбинация. При обратной комбинации вначале используются методы автоматической классификации, и после этого производится группировка признаков с помощью методов факторного анализа в каждом выделенном типе отдельно. В результате использования обратной комбинации методов факторного анализа и автоматической классификации получают информацию о типах и об особенностях группировки признаков в каждом типе.

Использование методов математического анализа в исследовании личности. Работы Г. Олпорта и Р. Кеттелла.

Работы, посвященные разработке опросников, многочисленны. Начало этим исследованиям положили Г. У. Олпорт и X. С. Одберт.

Результаты исследования семантического пространства, описывающего психологические характеристики человека, позволили создать Кеттеллу личностный опросник. Этот опросник получил большую популярность во всем мире и известен как 16 PF (шестнадцатифакторный личностный опросник). Во многих учебниках приводится описание этою опросника как классического варианта использования математических методов в исследованиях личности.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал