Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Проблема личности в гуманистической психологии (К.Роджерс,Г.Олпорт,А.Маслоу).
Следующим направлением, исследующим личность, является гуманистическая психология. Сущность теории, существующих в рамках этого направления, состоит в том, что личность - некое психологическое образование, возникающее в процессе жизнедеятельности человека в обществе, как продукт развития человеческого опыта, усвоения общественных форм поведения. Для психологов гуманистического направления личность - некое психологическое образование, которое относится к окружающей действительности и к самому себе. Это течение начало развиваться в 30 - е гг. XX в. и получило свое развитие в 50 - 60 - е гг. Оно оказало влияние на развитие социальной психологии. Представители гуманистической психологии считали, что источник поведения - врожденные альтруистические мотивы. Одним из ведущих представителей этого направления является К. Роджерс. Его метод терапии называется не директивным - сосредоточенным на пациенте. Согласно этому методу, врач не должен оказывать давление на пациента. Контакт между врачом и пациентом должен основываться на уважении друг к другу; оба они являются полноправными участниками беседы, или контакта. Функция терапевта состоит в создании такой ситуации, где врач выступает как второе «Я» клиента и с пониманием относится к его внутреннему миру. Глубокое уважение к индивидуальной позиции личности - единственное правило терапии. Клиент в такой ситуации чувствует, что все его внутренние переживания, ощущения воспринимаются с интересом и одобрением, это помогает открыть новые аспекты его опыта, иногда впервые осознать значение тех или иных его переживаний. Разработанный Роджерсом метод терапии соответствует его представлениям о формировании личности и механизмах ее развития. Идея Роджерса о не директивной терапии переросла в психологическую теорию не директивного поведения. Согласно этой теории, общение здоровых людей между собой должно быть не директивным. Центральным звеном в теории личности Роджерса является категория самооценки. В результате взаимодействия ребенка с взрослыми и другими детьми у него создается представление о себе самом. Формирование самооценки не проходит без конфликта. Развитие личности определяется врожденной тенденцией. Социальная среда играет роль внешнего, чуждого природе человека фактора давления. Другим представителем гуманистической психологии является Г. Олпорт, который разработал психологическую теорию личности - теорию черт. Согласно этой теории, люди отличаются друг от друга по набору и степени развития у них отдельных, независимых черт, а описание личности можно получить на основе тестологического или другого ее обследования, основанного на обобщении жизненных наблюдений разных людей за данной личностью. Олпорт предложил методологию изучения личности, которая получила распространение в рамках экспериментальной психологии личности. Следующим представителем гуманистического направления в психологии является А. Маслоу. Основная потребность человека (по А. Маслоу) - это самоактуализация, стремление к самосовершенствованию и самовыражению. Самоактуализация - это процесс постоянного развития и практической реализации своих возможностей. Самоактуализация (по А. Маслоу) - явление врожденное, она входит в природу человека. Человек рождается с потребностями в добре, нравственности, доброжелательности. Они составляют ядро человека. И человек должен уметь эти потребности реализовать. Самоактуализация - это одна из врожденных потребностей.
|