Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Проблема личности в работах Б. Г.Ананьева.
Представление о проблеме личности, сформировавшееся в рамках санкт-петербургской психологической школы представлено в работах Б. Г. Ананьева. Первой отличительной чертой подхода Ананьева к рассмотрению проблемы психологии личности является то, что он выделил четыре уровня организации человека: «индивид - субъект деятельности - личность - индивидуальность». В этом заключается основное различие в подходах, которое связано с различными взглядами на соотношение биологического и социального и их влияние на процесс психического развития человека. Личность (по Ананьеву) - это общественный индивид, объект и субъект исторического процесса. В характеристиках личности раскрывается общественная сущность человека - свойство быть личностью присуще человеку как социальному существу. Социальное существо - человек конкретной общественно-исторической эпохи в совокупности его общественных отношений. Санкт-петербургская и московская психологические школы в понятие «личность» включает социальные характеристики человека. В этом заключается единство позиций в отечественной психологии в отношении проблемы личности человека. Из множества социальных ролей, установок, ценностных ориентации лишь некоторые входят в структуру личности. В эту структуру могут войти некоторые свойства индивида, многократно опосредованные социальными свойствами личности. Структура личности включает структуру индивида в виде общих и актуальных для жизни и поведения комплексов органических свойств. Основное различие между представителями двух ведущих отечественных психологических школ заключается в расхождении по вопросу об участии биологических детерминант в формировании личности. Ананьев подчеркивал, что ему близка позиция К. К. Платонова. Личность изменяется в процессе истории человека и в процессе индивидуального развития. Человек рождается биологическим существом, а личностью становится в процессе онтогенеза путем усвоения общественно-исторического опыта человечества. Представителями санкт-петербургской школы признается роль биологических детерминант в психическом развитии личности при доминирующей роли социальных факторов. Разногласия по данному вопросу обусловливают определенные различия и во взглядах на природу индивидуальности. Ананьев считал, что индивидуальность - индивид с комплексом природных свойств, но не всякий индивид является индивидуальностью. Для этого индивиду надо стать личностью.
|