Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Формирование характера.Особенности формирования характера в детском возрасте. Сензитивный период для формирования характера.
Характер является прижизненным образованием. Он формируется после рождения человека. Истоки характера человека и первые признаки его находятся в самом начале жизни. Основную роль в формировании и развитии характера ребенка играет его общение с окружающими его людьми. В свойственных для него поступках и формах поведения ребенок подражает своим близким. При помощи прямого научения через подражание и эмоциональное подкрепление он усваивает формы поведения взрослых. Сензитивным периодом для становления характера считают возраст от двух - трех до девяти - десяти лет. В этот период они открыты для воздействий со стороны, с готовностью их принимают, подражая всем и вовсем. Взрослые люди в это время пользуются безграничным доверием ребенка, имеют возможность воздействовать на него словом, поступком и действием, что создает благоприятные условия для закрепления нужных форм поведения. Роль взаимодействия ребенка и взрослого в формировании характера. Важны для становления характера ребенка стиль общения взрослых друг с другом, способ обращения взрослых с ребенком. Раньше других в характере человека закладываются такие черты: доброта, общительность, отзывчивость и противоположные качества: эгоистичность, черствость, безразличие к людям. Начало формирования этих черт характера уходит к первым месяцам жизни и определяется тем, как мать обращается с ребенком. Те свойства характера, которые проявляются в труде: трудолюбие, аккуратность, добросовестность, ответственность, настойчивость, складываются в раннем и дошкольном детстве. Они формируются и закрепляются в играх детей и доступных им видах домашнего труда. Сильное влияние на их развитие оказывает адекватная возрасту и потребностям ребенка стимуляция со стороны взрослых. В характере ребенка сохраняются и закрепляются такие черты, которые постоянно получают поддержку (положительное подкрепление). Особенности формирования характера в дошкольном и школьном возрасте. В начальных классах школы оформляются черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми. Этому способствует расширение сферы общения ребенка с окружающими за счет новых школьных друзей и учителей. В подростковом возрасте развиваются и закрепляются волевые черты характера, а в ранней юности формируются базовые нравственные, мировоззренческие основы личности. К окончанию школы характер человека считают сложившимся.
|