![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 24. Водитель и организация работы по БД на АТП.
Вопрос 101. Психофизиологические основы работы водителя. С одной стороны, как мы уже знаем, согласно статистике человек является виновным в 9 из 10 случаев ДТП. С другой стороны, именно человек и его целенаправленная деятельность по решению проблем организации и безопасности движения – это то, что, в конечном счете, может решить эту проблему в той или иной степени. И потому роль человека здесь просто неоценима. Водитель по сути оператор. управляющий движущейся сложной машиной, что требует наличие у него определенных качеств. которые могут быть выявлены исходя из анализа его деятельности. Деятельность водителя требует восприятия большого количества различной информации. При этом необходимо не только ее воспринять. Но и переработать, проанализировать, принять решение и произвести действие. Весь этот процесс требует определенных затрат времени, которого зачастую может не хватить, что и приводит водителя к совершению неправильных действий в результате следующих причин: - дефицит времени на весь процесс восприятия информации; - ошибки в интерпретации исходной информации; - ошибки в проведении ситуационного анализа, при правильной интерпретации; - неверно принятое решение; - ошибочное действие. Необходимо отметить, что перечисленные причины могут явиться, вме- сте с тем, следствием психического состояния водителя в данный момент или недостаточностью опыта, навыков вождения и т. д. Вот почему водителю при управлении автомобилем важно сохранять длительное время оптимальное психофизическое состояние Профессиональная деятельность водителя в определенной степени формирует характер человека. Необходимость принятия решения в сложных дорожных условиях при дефиците времени развивает у водителя волевые качества, инициативу, ответственность, настойчивость и т.п. По мере выполнения работы, в организме человека происходят процессы, которые в определенный момент времени приводят к снижению работоспособности. Такое состояние называют утомлением. Признаками утомления являются: - появление дополнительных усилий при выполнении трудовых операций, снижающих результативность труда; - появление мелких ошибочных действий. В результате утомления водитель теряет готовность к экстренному действию, т. е. происходит снижение его бдительности. Под влиянием утомления ухудшаются зрительские функции, двигательная реакция и координация движения, снижается интенсивность внимания, теряется чувство скорости, притупляется чувство ответственности. Психофизиологические характеристики водителя. Водитель получает информацию с помощью ощущений, в качестве, которых выступает отражение в сознании человека предметов и явлений материального мира в результате их воздействия на органы чувств. Различают зрительные, слуховые, обонятельные, двигательные и другие ощущения. Практически 90% информации водитель получает с помощью зрения. Опыт показывает, что в темное время суток число ДТП увеличивается на 50% даже при значительном уменьшении интенсивности движения из-за существенного снижения возможности получать полную информацию о дорожной обстановке. Зрение человека бинокулярно, острота зрения при этом требует постоянного контроля. Угол видимого пространства для глаз составляет: 120…140 град по горизонтали, 100…110 град по вертикали. При этом поле центрального зрения всего 3..6 град. Фокусировка взгляда занимает 0, 25…0, 65 с, а с поворотом головы до 1, 0…1, 2 с. Зрение человека может иметь определенные недостатки: - плохая адаптация глаз при быстром изменении освещения (ослепление может продолжаться от 10 с до нескольких минут); - плохая аккомодация глаз (способность хрусталика изменять свою форму и соответственно фокусное расстояние); - плохая цветовая восприимчивость (красный и фиолетовый утомляют зрение, желтый и голубой успокаивают). Вместе с тем органы чувств обладают определенным порогом чувствительности. Так при ухудшении видимости и искусственном освещении с увеличением скорости АТС на каждые 16 км/час расстояние видимости снижается на 6 м. Предел чувствительности для слуха шелест листвы, шепот на расстоянии не более 1 м. Для того, чтобы человек мог воспринять информацию, время прохождения объектов в поле его зрения должно быть больше времени восприятия и переработки информации. Важным психическим свойством является реакция организма на заранее известный сигнал. Они могут быть простыми и сложными. Простая – ответное действие на один заранее известный сигнал, в среднем 0, 4…0, 6 с. Сложная – при необходимости выбора характера действия из ряда возможных, в среднем 0, 4…2, 6 с. Значительно снижается время реакции при готовности водителя к возможному появлению опасности, что возможно если он постоянно анализирует дорожную ситуацию. Различают скрытую (латентную) и моторную (движения) реакции. Так, если моторная реакция (перенос ноги с педали на педаль) может составлять 0, 005…0, 29 с, то общая может достигать 0, 5…2, 0 с. Прием алкоголя увеличивает время реакции в среднем в 2…3 раза. Основными средствами предупреждения утомления остаются правильная организация труда и отдыха водителей.
|