![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос 104. Повышение квалификации водителей.
Основная задача, стоящая перед работниками, отвечающими за БД на АТП это проведение повышения квалификации водителей, оценки качества обучения и его результатов. В такой работе незаменимы технические средства обучения: - информационные (плакаты, стенды, магнитофоны, радио, кино и диа-проекторы); - программного обучения и контроля знаний; - формирования практических навыков (тренажеры, автомобили). В обязанности инженера по БД входит: - обеспечение информацией водительского состава; - ведение документов по БД; - оперативное управление вопросами БД; - планирование работы по БД. Однако главная деятельность должна быть направлена на повышение квалификации водительского состава. Статистика показывает, что наиболее тяжелые и частые аварии совершают водители со стажем менее 8 лет, поэтому учиться никогда не поздно. Подготовка и повышение квалификации водителей связаны в первую очередь с проведением ситуационного обучения, в том числе в критических ситуациях, получение системных знаний о типичных опасных ситуациях. Наиболее целенаправленное формирование навыков базируется на ряде признаков: 1) Принцип обучения на тренажере (реальные конкретные примеры с максимальным приближением); 2) Принцип наглядности (на рисунках, слайдах, видео); 3) Принцип полигона (учебный автомобиль в реальных ситуациях); 4) Принцип привязки к участку (изучение групп ДТП по конкретным участкам повышенной опасности). Наиболее важные ситуации: - проезд перекрестков; - проезд ж/д переездов; - проезд остановок общественного транспорта; - встречный разъезд; - обгон; - вынужденная стоянка на дороге; - движение на закруглении; - утомление за рулем. В таких ситуациях необходимо принимать зачастую единственно правильное решение, а для этого нужны навыки. В основе формирования таких навыков, во-первых, наблюдение за дорожной обстановкой, умение видеть «скрытую» опасность, во-вторых, постоянное предусматривание ошибочного действия у других участников движения. При этом иногда нужно не только учиться, но и переучиваться. Некоторые приобретенные навыки не нужны. В частности: - отсутствие реакции на ситуацию с закрытым обзором; - «отвлечение внимания» (привычка легко отвлекаться от наблюдения за окружающей обстановкой); - «действия не глядя» (привычка к неизменной обстановке). Водитель должен избавиться от таких навыков. Особое внимание следует уделить также зонам повышенной опасности, при проезде которых пригодятся методы безопасного управления: - метод «компактности» (движение со скоростью потока в опасных зонах); - метод минимального риска (снижение скорости при подходе к зоне повышенной опасности); - метод предупреждения (сниже6ние скорости и увеличение интервала при приближении к зоне закрытого обзора). В целом с течением времени у водителя происходит стихийное, индивидуальное формирование навыков безопасного управления. В месте с тем очень важно уметь анализировать уже произошедшие ДТП, ведь многие из них типичны. Это дает знание предпосылок к совершению ДТП, знание типичных аварийных и опасных ситуаций. Требуемые навыки действия в критических ситуациях при этом как правило могут сформироваться в ходе трехэтапного обучения: - теоретические занятия в классе; - практические занятия на специальном тренажере; - тренировочные занятия на автодроме.
|