Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лабильный тип психопатии и акцентуации характера






 

Лабильная психопатия характеризуется очень частой сменой настроения. Но в отличие от циклоидной психопатии, которой свойственна фазность и относительная устойчивость периодов пониженного или повышенного настроения, достигающих 2-3 недель, при лабильном типе психопатии внешне совершенно немотивированная смена настроения может происходить по несколько раз в течение одного дня.

Но то, что родителям или учителям кажется беспричинным, для лабильного подростка имеет очень важное значение. Поэтому второе основное отличие лабильных психопатов от циклоидных состоит в том, что у лабильных перепад настроения спровоцированы чем-либо, болезненным для подростка, а циклоидов и повышенное, и пониженное настроение возникает как бы само по себе, вне зависимости от внешних воздействий.

Подростковая психика вообще очень ранима. На любое обидное замечание, пренебрежение, оскорбительное прозвище подросток реагирует гораздо болезненнее, чем взрослый человек.

Взрослый имеет возможность проанализировать причину подобного к себе отношения и успокоить себя, что он вызвано, например, завистью, злостью, недоброжелательностью, скверным характером обидчика, тем, что тот склочник или любит сплетни и интриги и так далее. И может нормально отреагировать на оскорбление, не обратив на него внимания или поскандалив с обидчиком, обозвав его в ответ и получив от этого удовлетворение.

А подросток ещё не умеет анализировать, чем вызвано плохое отношение или оскорбление, не умеет и правильно вести себя в такой ситуации. Он не может разумно отреагировать на событие, ранящее его самолюбие, так как все его эмоциональные реакции ещё инфантильны (то-есть, похожи на детские), незрелы, и пренебрежение окружающих его очень ранит. Реакцией могут быть обида, слезы или уход в себя.

Внешняя бравада подростков, демонстрирующих своим сверстникам и взрослым, что им все нипочем — это лишь маска. На самом деле они очень озабочены тем, что о них думают окружающие и с обостренным вниманием следят, какое впечатление их поведение оказывает на их сверстников и взрослых. Они могут быть очень эмоционально чуткими и наблюдательными, тонко подмечая все нюансы в перемене отношения к ним.

Особенно тонко чувствуют изменение отношения окружающих эмоционально лабильные подростки. Поэтому то, что взрослым кажется пустяком, не заслуживающим того, чтобы обижаться, для лабильного подростка — важное событие, которое может надолго испортить ему настроение.

 

Клинический пример.

Ко мне обратилась мать 15-летнего подростка, которая рассказала, что сын, как «красная девица», никогда не бывает в ровном настроении, то он в унынии, подавлен и чуть не плачет, то радостно возбужден и так по десять раз на дню из-за любого пустяка. Например, у него новая прическа, которая ему очень идет, она ему самому нравится, и мама похвалила, он улыбается и доволен. В хорошем настроении он идет в школу, а одноклассник обозвал его «модником» — и настроение тут же портится. К нему обращается самая симпатичная девочка в классе с просьбой дать списать трудное домашнее задание — и он на верху блаженства. Но на уроке учитель сделал ему какое-то пустяковое замечание, — и настроение вновь падает. После уроков девочка предлагает ему пойти к ней посмотреть новый видеофильм, — и он снова счастлив. И так далее, до бесконечности.

На следующий день причиной испорченного настроения может быть то, что он увидел, как его избранница разговаривает с каким-то мальчиком, — и он снова в печали. Но увидев его, она оставляет своего собеседника и направляется к нему, — и все плохое тут же забывается, и так многократно в течение дня.

Малейшее замечание, косой взгляд, смешки одноклассников вслед — поводы для испорченного настроения и уныния. А ободрение, похвала, комплимент, заманчивое обещание — поводы для радостного состояния.

 

У таких подростков (и девочек, и мальчиков) — обостренная восприимчивость ко всему, что их касается.

Для родителей и учителей такие частые и резкие перепады настроения у подростка кажутся беспричинными, поскольку раздражители, на их взгляд, незначительны. Эмоционально лабильного подростка могут считать капризным, избалованным или легкомысленным.

Но на самом деле это не так. Лабильные личности способны на глубокие чувства и переживания и на искреннюю привязанность. Но такие чувства они обычно испытывают по отношению к тем людям, от которых сами видят отдачу, участие и любовь. Особенно привязаны они к родным и близким, если те любят их, заботятся и понимают их повышенную чувствительность. Они с благодарностью воспринимают, когда родители их утешают и успокаивают, объясняя, что причина их плохого настроения не стоит того, чтобы так сильно расстраиваться, и пытаются переключить внимание подростка на что-то, что может поднять ему настроение.

Лабильные подростки способны и на искреннюю дружбу. Но в дружбе они избегают грубых, бестактных сверстников, а предпочитают общаться с теми, в ком находят отклик на свои переживания, кто способен их утешить и успокоить или рассмешить. К таким друзьям они привязываются всей душой.

Эта сверхчувствительность к внешним воздействиям сохраняется и когда подросток вырастает. У взрослых изменение настроения может быть связано и с их личными переживаниями, и с событиями, не имеющими к ним прямого отношения (это же может быть и в подростковом возрасте). Слова совершенно незнакомого человека, который ничего не значит в их жизни, могут испортить настроение, а случайный комплимент — тут же вызвать улыбку и душевный подъем.

Некоторые лабильные психопаты становятся назойливыми и обременительными для других людей, так как постоянно жалуются на свои глубокие переживания мелких неприятностей и обид.

Эмоциональные реакции могут быть очень экспрессивными, в виде эмоциональных взрывов, но без агрессивности. Но лабильные психопаты не способны на длительные переживания и быстро истощаются.

Постоянные колебания настроения сказываются и на работоспособности, и на всей жизни лабильных психопатов. Они легко увлекаются, проявляя воодушевление и восторженность предметом своего увлечения, но легко разочаровываются, когда на смену радостному настроению приходит уныние.

Они неспособны к критической самооценке и не могут хоть как-то контролировать свои эмоции. Уговоры и убеждения окружающих, что не стоит столь болезненно реагировать на всякие пустяки, могут успокоить их на время, и они вновь воспрянут духом, но при новой неприятности

они снова падают духом, начинают всем жаловаться и «плакаться в жилетку» на свои горести.

Но если у подростка такие бурные переживания по пустякам могут вызвать сочувствие и сопереживание взрослых, и их любящие родители стараются оберегать их от огорчений и успокаивать, то аналогичное поведение у взрослого человека может вызвать недоумение и неприятие у окружающих. Им советуют взять себя в руки, смотреть на неизбежные в жизни каждого человека неприятности более реалистически.

Взрослые лабильные психопаты часто раздражают окружающих своим постоянным нытьем и жалобами. Многие считают, что у них самих гораздо больше поводов для переживаний, однако они не обременяют других людей своими проблемами, а поведение лабильных психопатов расценивают как избалованность с детства.

У некоторых лабильных психопатов крайняя неустойчивость настроения может сочетаться с истероидными чертами. Этот вариант психопатии называется лабильно-истероидным.

Чаще всего это наблюдается у тех людей, которых обожают и оберегают от всего их родители. Потворство родителей создает у подростка уверенность во вседозволенности, и это закрепляется на всю жизнь.

Лабильно-истероидные психопаты крайне эгоцентричны, требуют к себе постоянного внимания и особого отношения окружающих, считая себя особами утонченными, тонкими и ранимыми. Такие лабильно-истероидные психопаты считают, что все вокруг должны оберегать их от излишних волнений, создавать им особую благоприятную атмосферу, беречь каждую минуту их хорошего настроения и ни в коем случае не огорчать. Понятно, что такие претензии к другим людям, а тем более в профессиональном коллективе, не только необоснованны, но и нелепы.

А при лабильно-сенситивном варианте в детстве имеются неблагоприятные условия воспитания, когда родители пренебрегают ребенком, постоянно попрекают его и наказывают.

Иногда такое отношение родителей вызвано их раздражением на постоянные перепады настроения у ребенка, и тогда они ставят ему в пример других детей, у которых нет таких нарушений, а убедившись в безуспешности «воспитательными» мерами добиться нормального реагирования лабильного ребенка, все свое внимание и любовь переключают на других детей в семье.

Отверженный ребенок, и без того ранимый и эмоционально неустойчивый, не находя опоры в родителях, чувствует себя всеми покинутым и несчастным. Даже став взрослым, такой лабильно сенситивный психопат считает свою жизнь беспросветной, полной обид и несправедливости и часто плачет не только от обид, но при одном лишь воспоминании о прошлых обидах.

Декомпенсация при лабильной психопатии — довольно частое явление. Она может происходить в любом возрасте, и причина, её вызвавшая, может быть совсем незначительна.

 

Клинический пример.

Лариса С. 39 лет. Не замужем. Образование высшее. Технический редактор в издательстве.

По характеру чувствительная, очень ранимая. Все принимает близко к сердцу, настроение постоянно колеблется — то плачет из-за пустяка, но если кто-то сказал ей слово одобрения, тут же заулыбается. Лариса старательная, аккуратная, но может работать только если её постоянно побадривают и хвалят. Но стоит руководителю сделать ей замечание, что она слишком долго возится с заданием или сделала что-то не так — Лариса в слезы. Коллеги-мужчины относились к ней насмешливо-снисходительно, а коллеги-женщины недолюбливали. Как-то одна пожилая сотрудница сказала ей: «Горя ты настоящего не видела, вот и рыдаешь по пустякам. Вышла бы замуж, тогда и узнала, что твои сегоднящние обиды — цветочки.»

Хотя первоначально её взяли на должность редактора, но позже главный редактор понял, что от неё мало толку, так как продуктивность её работы невысока из-за того, что Лариса то впадает в уныние, плачет и все должны её утешать, то смеется и радуется по пустяку, восторженно рассказывает о приятном для неё событии, и больше времени проводит в разговорах, чем за работой. Со временем её перевели на должность технического редактора и доверяли самую простую работу, не требующую срочности.

В свои 39 лет она оставалась романтичной, восторженной, любила романы «про любовь» и слезливые мелодрамы, проливала потоки слез над телесериалами, искренне верила в романтическую возвышенную любовь и надеялась встретить своего «прекрасного принца».

Она была довольно миловидной, и вначале некоторые мужчины пытались за ней поухаживать. Она конфузилась, жеманничала, но близости с ней никто не добился. Ее прозвали «старой девой» и больше её никто не домогался.

Однажды на редакционной мужской вечеринке один из разбитных журналистов, местный «донжуан», известный своими любовными похождениями, после изрядного возлияния, стал хвастаться, что «расколет этот орешек». Они поспорили с другим журналистом на ящик коньяка, и на следующий день ловелас принялся обрабатывать Ларису.

Его хватило ровно на две недели, после чего он сдался, купил проигранный ящик коньяка, и вместе с приятелями они устроили грандиозную пирушку.

Он рассказал, что провожал после работы Ларису каждый вечер. Они гуляли допоздна, читали друг другу стихи. Рассказывая приятелям об этом, он чертыхался и нецензурно бранился, так как стихи последний раз читал в 10-ом классе, но ему очень хотелось выиграть спор и очаровать Ларису, поэтому ему пришлось выучить «Я помню чудное мгновенье» Пушкина. Он с чувством продекламировал стихи Ларисе, стоя перед ней на одном колене и протягивая ей розу, а она чуть не прослезилась и искренне поверила, что он питает к ней такие возвышенные чувства. Они говорили о цветах и природе, о красивом закате и луне, но как только он пытался положить Ларисе руку на плечо, она шарахалась от него, как будто он сделал что-то неприличное. Он извинялся за свою «дерзость» и продолжал «осаду». Он говорил ей о своей любви и романтических чувствах, якобы был тайно влюблен в неё с первого дня, как только увидел, но не решался признаться.

По утрам Лариса, краснея, передавала ему письма, которые написала ночью, в которых тоже были романтические излияния, ловила его взгляд, вся вспыхывала, как только он входил в комнату. Но если он был на выезде, она грустила и смотрела в окно в надежде его увидеть.

Через две недели, провожая Ларису домой, её «поклонник» жалобно сказал, что «умирает от любви» и заслужил «примерным поведением» хотя бы один поцелуй. Она подставила ему щеку, и как только он слегка коснулся губами её щеки и попытался её обнять, Лариса тут же отстранилась и погрозила ему пальчиком, сказав, что он «плохой мальчик». Услышав это из уст 39-летней женщины, он едва сдержал ругательства, повернулся и ушел.

Своим приятелям он сказал, что его уже «тошнит» от её «сюсюканья про цветочки», ему надоело восторгаться красотами природы, и благодаря Ларисе он рискует стать импотентом и женоненавистником.

Но на этом дело не закончилось. Лариса смотрела на него влюбленными глазами, каждое утро клала на его стол очередное письмо с восторженными признаниями в любви. Ее незадачливый «соблазнитель» чуть не рычал от бешенства и стал всеобщим посмешищем. Он старался реже появляться в редакции, присылал кого-либо за материалами, чтобы самому не приходить. На его столе скапливались письма Ларисы.

В конце концов он перешел на работу в другую редакцию. Лариса погрустнела, осунулась, похудела, не спала ночами, плакала, в связи с чем обратилась за консультацией.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2025 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал