Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Расстройство способности к арифметическому счету
Это расстройство заключается в специфической недостаточности навыков счета, которая не может быть объяснена умственной отсталостью или недостатками обучения в школе. Недостаточность касается умения производить основные арифметические действия — сложение, вычитание, умножение и деление, но в ещё большей степени это расстройство выявляется при необходимости выполнения сложных математических действий, которые необходимы в алгебре, геометрии, тригонометрии и сложных вычислениях. Другие названия этого расстройства — акалькулия, дискалькулия, нарушение способности к арифметическому счету. Психологическое обследование показывает, что при тестировании на выполнение арифметических действий показатели значительно ниже, чем можно было бы ожидать при нормальном уровне образования пациента, его интеллектуальных возможностей и высокого коэффициента интеллектуальности. Частота случаев нарушения способности к арифметическому счету неизвестна, но считается. что это более редкое расстройство, чем нарушение способности к овладению навыками чтения. Неизвестно также и различие частоты этого расстройства по полу. Известно, что некоторые дети рождаются с исключительными математическими способностями, значительно превосходящими возрастные нормы. Но если существуют дети с высокими способностями, то должны существовать и дети с недостатками таких способностей. Такие дети и рождаются, отличаясь дефектом в области овладения математическими навыками. Причина этого расстройства неизвестна. Предполагается, что могут быть какие-то изменения в затылочной доле правого полушария мозга, которые считаются «ответственными» за переработку зрительно-пространственных стимулов и математические способности. Однако эта теория является спорной. Нарушение способности к арифметическому счету может наблюдаться в изолированном виде с сохранением интеллектуальных способностей в других сферах или сочетаться с трудностями обучения чтению и правописанию. В легких случаях дети справляются с простыми математическими заданиями начальной школы, но обнаруживают несостоятельность в старших классах. В тяжелых случаях эти нарушения обнаруживаются уже в первом классе школы. Расстройство способности к арифметическому счету сопровождается неспособностью овладеть простыми арифметическими действиями, например, счетом. Первоклассник не может прибавлять к числу даже по единице, посчитать предметы. Некоторые дети не могут правильно переписать цифры с доски или из учебника. К концу первого класса, когда большинство детей уже знает всю таблицу умножения, такие дети не могут выучить таблицу умножения даже на «2». Все математические действия у детей с этим расстройством ниже положенных норм, в то время как в других областях и по другим школьным предметам они обнаруживают нормальные способности. При дальнейшем обучении у таких детей обнаруживается неспособность запоминать при арифметических действиях цифры «в уме» и следить за правильной последовательностью выполнения арифметических действий — например, сложение и вычитание производить только после выполнения умножения и деления. Во втором и третьем классах у детей с легким нарушением способности к математическому счету может появиться некоторый прогресс за счет механической памяти. Но когда математика становится более сложной, они вновь обнаруживают свою несостоятельность, например, они не могут следить за математическими знаками «+ и «-», не способны правильно решить задачу, особенно усложненную, например, на время, скорость и расстояние. Чем более усложняется программа, тем более явной становится неспособность овладеть высокими уровнями оперирования математическими символами. В более старших классах у подростков с недостаточной способностью к арифметическому счету обнаруживаются и другие нарушения — понимание и называние математических терминов, математических операций или концепций и превращение письменных задач в математические символы, способность к распознаванию или чтению цифровых символов или арифметических знаков и объединение их в группы. Если это нарушение вовремя не распознается и не лечится, то оно может сохраниться и у взрослых. Такие люди не могут работать в областях, где требуются навыки счета, но если у них нет других сопутствующих нарушений, например, неспособности к чтению или письменному изложению, то они могут заниматься интеллектуальными или творческими видами деятельности.
|