Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Власть и империя (теории образования государства)
Третья основа социальности — власть. Искусство подчинения стаи-стада (этноса) с древнейших времен предполагало иерархию «вождей и людей». Этот порядок уходит корнями в социальное поведение пралюдей и представляет собой ключевой принцип общественных (групповых) отношений в живой природе. Два разных подхода к сущности государства — «интегративный» и «конфликтный». Главной чертой, отличающей государство от предшествующих ему форм социально-политической организации, является монополия на узаконенное применение насилия. Наиболее популярные модели становления государственности включают следующие внутренние и внешние факторы: организационно-управленческие и рестрибутивные обязанности, контроль над средствами производства и значимыми ресурсами, внешний обмен и торговля, идеология, война. Нетрудно заметить, что в целом речь идет о разных сторонах единого процесса монополизации различных общественно полезных функций. Государство как разросшаяся семья, как общественный договор, как машина насилия одного класса над другим — варианты внутренней интеграции сообщества. 1. Для Гумпловича источником появления государства, классов и иных социальных групп были столкновения между «ордами», каждая из которых составляла определенное антропологическое и этническое единство. В результате таких столкновений на сравнительно высоких этапах общественной эволюции победители порабощают побежденных — так возникает государство. Л. Гумплович определяет государство как " организацию господства меньшинства над большинством ", организацию властвования в интересах правящей группы. Согласно Л. Гумпловичу, государство возникает в ходе исторического развития, в результате борьбы рас (иногда он говорит о борьбе племен или орд). Оно возникает насильственным путем завоевания и порабощения одной расы другой. В отличие от представителей расово-антропологической школы в социологии, Л. Гумплович не определяет расу биологически. По его мнению, она представляет из себя исторически сложившуюся этническую общность, объединенную социокультурными моментами. С образованием государства, по мысли Л. Гумпловича, из победителей формируется правящий класс, а из побежденных - подчиненный класс. На базе этих классов происходит социальная дифференциация общества. Она представлена Л. Гумпловичем множеством гетерогенных социальных групп, образующихся на основе экономических, материальных и нравственных " обобществляющих моментов" множеством сословий, разделяющих элементы общества по потребностям, которые они удовлетворяют. Используя понятие " класс", Л. Гумплович делит все социальные группы и все сословия по политическому принципу " господства" на подчиненные и господствующие социальные элементы. Государство или, как говорит Л. Гумплович, правящий класс, для самосохранения, развития своего могущества и благосостояния, осуществляет господство, принуждая подвластных к работе на себя. Первоначально, господствующий класс осуществляет властвование путем грубой силы. Впоследствии, через поддержание определенного правопорядка в государстве, определенного правового баланса между сферами властвования неравных социальных элементов в государстве. Гибель государства Л. Гумплович связывает со сменой господствующего класса в нем. Согласно Л. Гумпловичу, форма правления во всяком государстве переходит от " неограниченного" единовластия к " ограниченному", и завершается " представительным народовластием". Социальное развитие государства, как считает Л. Гумплович, наряду с изменением формы государственного правления, характеризуется возрастанием юридического равноправия низших слоев с высшими, подвластных с властвующими. В течение этого развития " высшие классы столько теряют в своих преимуществах, сколько низшие приобретают в правах". Однако эти изменения никогда не приводят к установлению социального равенства. 2. Ф. Оппенхеймер обосновал основной вариант развития государства как покорение земледельческого народа кочевниками-скотоводами или морскими разбойниками. 3. Р. Карнейро считает, что именно войны вели к становлению государственности. С ростом народонаселения, при ограниченности земельных угодий в раннеземледельческих обществах, шло усиление социальной напряженности, захватнические войны и покорение побежденных. Факторами были: высокая концентрация полезных ресурсов и высокая скученность населения в центрах расселения отдельных популяций. Система социальных рангов и статусов порождалась именно развитием военного делаю Три главных пути политогенеза: военный, аристократический и плутократический. (1) Военный — самый распространенный — институционализация власти и становление государство идут через резкое возрастание роли военной организации и превращение военного предводителя в единоличного правителя, а его ближайшего окружения, родственного и неродственного, в привилегированную прослойку, из которой впоследствии вырастала аристократия; механизмами политогенеза служат военно-демократические и военно-иерархические формы организации власти; этот путь изучен на материале древних германцев, ряда народов Северной Америки, бантуязычных народов Южной и Юго-Восточной Африки. (2) Аристократический — постепенное превращение родоплеменной верхушки в эксплуататорский класс с сосредоточением власти во всех сферах общественной жизни, включая военную (что препятствует формированию особой военной элиты); этот путь свойствен полинезийским обществам с раннеполитическими образованиями — Гавайи, Тонга, Самоа. (3) Плутократический — объединение спутников вокруг богатых и влиятельных индивидов; авторитет (бигмен) становится независимым от соплеменников и формальных руководящих органов. Этот путь у многих народов Меланезии, ЮВ Азии. В этологии «агрессия» — злость, злоба, ненависть, ярость (К. Лоренц). Агрессия всегда сопровождается приступом страха, а страх может перерасти в агрессию… В обычной жизни наша агрессивность ежедневно разряжается через массу незначительных конфликтов с окружающими… Ограждая агрессивную личность от раздражителей, мы не снижаем ее агрессивность, а только накапливаем.
|