Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Философско-методологические проблемы психологии (К. Г. Юнг).
Во время лечебных сеансов он, в отличие от Фрейда, никогда не укладывал пациентов на кушетку, отмечая, что у него нет намерения кого-либо тащить сразу в постель! Вместо этого Юнг усаживал пациента напротив себя в удобное кресло. Иногда он напевал во время сеанса, а иногда был нарочито груб. Однажды он заявил пациенту, который пришел точно в назначенное время: «Нет, нет! Сегодня я уже больше никого не могу видеть. Идите домой и лечитесь сегодня сами». Юнг впервые познакомился с идеями Фрейда в 1900 году, прочитав работу «Толкование сновидений». Он оценил книгу как подлинный шедевр. В 1906 году между ним и Фрейдом началась переписка, а год спустя он приехал к Фрейду в Вену. В 1909 году Юнг сопровождал Фрейда во время его поездки в Соединенные Штаты в университет Кларка, где, как и Фрейд, выступал с лекциями. Если Фрейд характеризует либидо преимущественно в терминах сексуальной сферы то для Юнга это жизненная энергия вообще, в которой секс присутствует только как один из компонентов. По Юнгу, базовая жизненная энергия либидо проявляется в росте и размножении, а также в других видах деятельности — в зависимости от того, что в данный момент времени является наиболее важным для конкретного человека. Юнг отвергал фрейдовское понятие эдипова комплекса. Он объяснял привязанность ребенка к матери чисто житейскими потребностями ребенка и способностью матери их удовлетворять. По мере роста ребенка у него появляются сексуальные потребности, которые накладываются на прежде доминировавшие потребности в еде. Юнг высказал предположение, что энергия либидо приобретает гетеросексуальные формы лишь в пубертатный период. Он не отрицал напрочь наличия сексуальных сил в детском возрасте, однако свел сексуальность до положения лишь одного из многих влечений в психике. Юнг не использовал в своей концепции понятие эдипова комплекса потому, что таковой опыт отсутствовал в его собственных детских переживаниях. Он отзывался о своей матери как о женщине излишне полной и непривлекательной, а потому и никак не мог понять, на каком основании Фрейд утверждал, будто каждый мальчик испытывает в детстве сексуальное влечение к собственной матери. В отличие от Фрейда, у Юнга не было никаких проблем, связанных со сферой секса. Он так же не делал, в отличие от Фрейда, никаких попыток ограничить свою половую жизнь. С точки зрения Фрейда, человек есть продукт своих детских переживаний. Для Юнга же человек определяется не только прошлым, но в равной мере и своими целями, ожиданиями и надеждам.Человек может меняться и, подчас, довольно значительно, на протяжении всей своей жизни. Выделил психологические типы. Юнг утверждал, что душа (в теории Юнга термин, аналогичный личности) состоит из трех отдельных, но взаимодействующих структур: эго, личного бессознательного (комплексы) и коллективного бессознательного (архетипы). Идея словесно-ассоциативного теста (аналитик слов и клиент – слово) и смотрим на чем остановился, как зацепился. В отличие от Фрейда – развитие всю жизнь. Согласно Юнгу, конечная жизненная цель — это полная реализация «Я», то есть становление единого, неповторимого и целостного индивида. Развитие каждого человека в этом направлении уникально, оно продолжается на протяжении всей жизни и включает в себя процесс, получивший название иидивидуация. Сознание и бессознательное обязательно должны уравновешивать друг друга, в бессознательном поведении проявляются установки, противоположные сознательным стремлениям. Индивидуация – процесс достижения самости (скинуть маску). Итог осуществления индивидуации, очень непросто достигаемый, Юнг называл самореализацией. Такая же идея психоанализа – с помощью сознания больного осознать бессознательное. Вопрос «почему во снах все трактуется как бессознательное» Юнгом объясняется как дань сложившейся исторически традиции. У Фрейда – все символично во сне; у Юнга – выражение вытесненных желаний (неизвестное нам мы пытаемся ухватить доступным нам языком, с помощью аналогий – это и есть символ по Юнгу). Проблема самопознания – никто себя не знает (все имеют представления о социальных ролях), а нужно понять именно индивидуальное (неповторимое, уникальное). Поэтому научное познание, которое имеет дело со средним не подходит (оно оперирует неким усредненным образом, который к индивиду отношения не имеет).
|