Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методы научного познания и их классификация. Методы эмпирического исследования. (См. 17)
Методом (от греч. methodos — путь к цели) называется правило, прием, способ познания. В целом метод — это система правил и предписаний, позволяющих исследовать какой-либо объект. Ф. Бэкон называл метод «светильником в руках путника, идущего в темноте». Методология — более широкое понятие и может быть определена как: § совокупность применяемых в какой-либо науке методов; § общее учение о методе. Поскольку критериями истины в ее классическом научном понимании являются, с одной стороны, чувственный опыт и практика, а с другой — ясность и логическая отчетливость, все известные методы можно разделить на эмпирические (опытные, практические способы познания) и теоретические (логические процедуры). Эмпирические методы познания Основой эмпирических методов являются чувственное познание (ощущение, восприятие, представление) и данные приборов. К числу этих методов относятся: § наблюдение — целенаправленное восприятие явлений без вмешательства в них; § эксперимент — изучение явлений в контролируемых и управляемых условиях; § измерение - определение отношения измеряемой величины к § эталону (например, метру); § сравнение — выявление сходства или различия объектов или их признаков. Чистых эмпирических методов в научном познании не бывает, гак как даже для простого наблюдения необходимы предварительные теоретические основания — выбор объекта для наблюдения, формулирование гипотезы и т.д. Теоретические методы познания Собственно теоретические методы опираются на рациональное познание (понятие, суждение, умозаключение) и логические процедуры вывода. К числу этих методов относятся: § анализ — процесс мысленного или реального расчленения предмета, явления на части (признаки, свойства, отношения); § синтез - соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое; § классификация — объединение различных объектов в группы на основе общих признаков (классификация животных, растений и т.д.); § абстрагирование - отвлечение в процессе познания от некоторых свойств объекта с целью углубленного исследования одной определенной его стороны (результат абстрагирования — абстрактные понятия, такие, как цвет, кривизна, красота и т.д.); § формализация - отображение знания в знаковом, символическом виде (в математических формулах, химических символах и т.д.); § аналогия - умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на основе их сходства в ряде других отношений; § моделирование — создание и изучение заместителя (модели) объекта (например, компьютерное моделирование генома человека); § идеализация — создание понятий для объектов, не существующих в действительности, но имеющих прообраз в ней (геометрическая точка, шар, идеальный газ); § дедукция - движение от общего к частному; § индукция — движение от частного (фактов) к общему утверждению. Теоретические методы требуют эмпирических фактов. Так, хотя индукция сама по себе — теоретическая логическая операция, она все же требует опытной проверки каждого частного факта, поэтому основывается на эмпирическом знании, а не на теоретическом. Таким образом, теоретические и эмпирические методы существуют в единстве, дополняя друг друга. Все перечисленные выше методы — это методы-приемы (конкретные правила, алгоритмы действия). Более широкие методы-подходы указывают только на направление и общий способ решения задач. Методы-подходы могут включать в себя множество различных приемов. Таковы структурно-функциональный метод, герменевтический и др. Предельно общими методами-подходами являются философские методы: § метафизический — рассмотрение объекта в покос, статике, вне связи с другими объектами; § диалектический — раскрытие законов развития и изменения вещей в их взаимосвязи, внутренней противоречивости и единстве. Абсолютизация одного метода как единственно верного называется догматикой (например, диалектического материализма в советской философии). Некритичное нагромождение различных несвязанных методов называетсяэклектикой.
|