Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Примечания. 9 Сказано, что отец Моисея бы
1 Втор., 34: 10. * Там же, 34: 1. 2 Там же, 34: 6. 3 Там же, 34: 10. 4 Исх., 2: 1. 5 Там же, 2: 1. 6 Там же, 2: 2. 7 См.: Zohar. Pt. II. Fol. 11a–12a; Pt. III. Fol. 48–52. Самым загадочным образом, превосходящим даже обычную витиеватость текста Зогара, сказано, что этим «некто» (мужем) из племени Левиина был архангел Гавриил, которого именуют «некто» (муж), как написано: «Муж Гавриил, которого я видел прежде в видении» (Дан., 9: 21). «Племя Левиино» или «дом Левиин» означает Общество (Общину) Израиля – вероятно, ссылка на Школу Святости наверху в сфире Бина. Дочь Левиина – это душа. Смысл в том, что земные родители Моисея лишь олицетворяют все это. 8 Ин., 1: 13. 9 Сказано, что отец Моисея был обручен Шхине, – в том, очевидно, смысле, что она была расположена к нему или осеняла его. Иначе он и не мог бы родить Законодателя Израиля. Но к этому еще добавлено, что дочь Левиина, с которой он обручился, была Шхина – вероятно, в том смысле, что она олицетворяла ее здесь, на земле (Zohar. Pt. II. Fol. 19a; Pt. III. Fol. 92; Pt. I. Fol. 120b; Pt. II. Fol. 83). 10 Ibid. Pt. II. Fol. 78b; Pt. III. Fol. 329. 11 Пс., 17: 11. 12 Zohar. Pt. III. Fol. 260b; Pt. VI. Fol. 7. 13 Ibid. Pt. I. Fol. 234b; Pt. II. Fol. 523. Эта позиция мотивируется тем, что для полноты совершенства необходимо не только единство со всем, что наверху, но и со всем, что внизу. Талмудическую традицию по этому вопросу найдем в трактате Шабат, хотя высказываемое там расходится с Зогаром, поскольку в трактате факт Моисеевой отделенности от жены приводится в числе его величайших заслуг. 14 Исх., 18: 5. 15 Zohar. Pt. III. Fol. 223a; Pt. V. Fol. 564. 16 Ibid. Pt. III. Fol. 180a; Pt. V. Fol. 472. 17 Ibid. Pt. II. Fol. 69b; Pt. III. Fol. 308. Аргумент носит чисто казуистический характер и строится на том, что в Писании якобы дети Моисея усваиваются только его жене, а затем – в высказывании рабби Шимона, искажающем Исх., 18: 5, – утверждается, будто Иофор привел к Моисею своих собственных сыновей. 18 Втор., 3: 26. 19 Zohar. Pt. III. Fol. 260b; Pt. VI. Fol. 7. 20 Ibid. Pt. I. Fol. 286b; Pt. VI. Fol. 72. Что следует из слов: «Моисей сказал Ему: если Твое Присутствие не пойдет с нами, не выводи нас отсюда» (Русская синодальная Библия: «Моисей сказал Ему: если не пойдешь Ты сам с нами, не выводи нас отсюда». – Пер.). 21 Ibid. Pt. II. Fol. 37b; Pt. III. Fol. 178. 22 Действием благодати Закона, содержавшегося в первых Скрижалях. 23 Ibid. Pt. I. Fol. 76a; Pt. I. Fol. 447. 24 Ibid. Pt. II. Fol. 5a; Pt. III. Fol. 19. 25 Кроме, разумеется, естественной интерпретации, что если пророк и поступил так, то исключительно по указанию Святого Благословенного. * О мистике Меркавы см.: Шолем Г. Указ. соч. Гл. II. 26 Zohar. Pt. I. Fol. 28b; Pt. I. Fol. 179. 27 Ibid. 28 Ibid. Pt. II. Fol. 99a; Pt. III. Fol. 398. 29 Ibid. Pt. III. Fol. 261b; Pt. VI. Fol. 10. 30 Ibid. Pt. II. Fol. 40b. Верный Пастырь; Pt. III. Fol. 189. 31 Ibid. Pt. I. Fol. 52a, b; Pt. I. Fol. 302, 303. См. также: Ibid. Pt. I. Fol. 36b; Pt. I. Fol. 226. Может быть, за этим стоит не более чем произвольное суждение. С точки зрения зогарических учителей, в первых Скрижалях Закона, должных быть обнародованными, было нечто столь грандиозное и превосходящее весь привычный жизненный опыт падшей человеческой природы, что для Израиля это было Законом Рая, и приятие его ими предполагало возвращение к райскому состоянию. 32 Исх., 19: 8. 33 Канон критического подхода достигается, как кажется, при противопоставлении двух пассажей Писания: «И увидел Израиль силу великую [великое дело], которую явил Господь» (Исх., 14: 31) – что во французском переводе Зогара передано как: «И увидел Израиль руку великую Господа», следуя, по-видимому, за Вульгатой («Et manum magnam quam exercuerat Dominus contra eos») (Русская синодальная Библия: «И увидели Израильтяне руку великую, которую явил Господь») – что, как предполагается, следует понимать в том смысле, что Израиль созерцал небесный блеск (сияние) и наслаждался видением вышних светов. Второй пассаж звучит так: «И увидел Моисея Аарон и все сыны Израилевы, и вот, лице его сияет, и боялись подойти к нему» (Исх., 34: 30). Чтобы выявить смысл этого сопоставления, достаточно заметить, что первый отрывок относится к периоду сразу после перехода через Чермное море и не имеет ни малейшего отношения к пребыванию народа у подножия горы Синай, что произошло через три месяца (Исх., 19: 1). 34 Исх., 32: 19. 35 Zohar. Pt. I. Fol. 63b; Pt. I. Fol. 371. 36 Ibid. Pt. I. Fol. 63b; Pt. I. Fol. 371. Одним из результатов этого отделения от змея, по мысли Зогара, должно было быть упразднение смерти. 37 Ibid. Pt. II. Fol. 84a, b; Pt. III. Fol. 347. 38 Ibid. Pt. II. Fol. 84b; Pt. III. Fol. 348. 39 Ibid. Pt. III. Fol. 271b; Pt. IV. Fol. 27; Pt. III. Fol. 273; Pt. VI. Fol. 39. 40 Ibid. Pt. II. Fol. 226b; Pt. IV. Fol. 248. 41 Ibid. Pt. II. Fol. 84b; Pt. III. Fol. 348. См. также: Ibid. Pt. II. Fol. 84a; Pt. III. Fol. 347. 42 Ibid. Pt. II. Fol. 84a; Pt. III. Fol. 347. 43 Исх., 32: 19. В Зогаре говорится, что они сами выпали из его рук (Zohar. Pt. II. Fol. 195a, b; Pt. IV. Fol. 188). 44 Ibid. 45 Ibid. Pt. I. Fol. 26b; Pt. I. Fol. 167. 46 Ibid. Pt. I. Fol. 28b; Pt. I. Fol. 181. «И сказал Господь Моисею… и дам тебе скрижали каменные, и закон и заповеди, которые я написал для научения их» (Исх., 24: 12). По Зогару, слово «закон» означает написанное, а слово «заповедь» относится к устному Закону (Zohar. Pt. III. Fol. 40b; Pt. V. Fol. 109). 47 Ibid. Pt. II. Fol. 26b; Pt. I. Fol. 22b. 48 Ibid. Pt. III. Fol. 6b; Pt. V. Fol. 17. 49 Ibid. Pt. II. Fol. 61b; Pt. V. Fol. 170. 50 Разумеется, надо понимать со дней патриархов и пророков. Что касается дела Древа Познания, Закон, с этой точки зрения, предназначен был сохранить представителей избранного народа по образу размножения человеческого рода в мире вне пределов мистического Сада Эдема; дело же Древа Жизни для тех, кто продолжал бы бытие под ним, заключалось в мистическом положениии размножении. Нет оснований полагать, будто Сыны Учения постигли эту тайну во всей полноте: они приподняли край за весы. 51 Ibid. Pt. I. Fol. 48b; Pt. I. Fol. 282. 52 На основании того, что она образована «Полным Именем» – то есть Яхве Элохимом, Божественным Мужчиной и Женщиной. 53 Он подобен мулу из Истории Святого Грааля – «животное на стороне Бога». 54 Ibid. Pt. I. Fol. 268a; Pt. II. Fol. 633, 634. 55 Втор., 34: 6. 56 Zohar. Pt. I. Fol. 27b; Pt. I. Fol. 175. 57 Мишна – это служанка, занимающая место госпожи (Ibid. Pt. I. Fol. 28b; Pt. I. Fol. 175).
|