Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Улицы и места связанные с деятелями культуры
Многие места и улицы, или места с тех далёких моментов претерпели значительные изменения. Некоторые здания исчезли, некоторые перестроены, а некоторые остались на месте. К примеру улица Суворова начала формироваться в XIV—XV веках. До XIX века носила названиеВзгорская. В XVI—XVII веках проходила по территории Взгорского замка. В те времена на улице располагались Введенская церковь и гостиный двор. С 1840—1850-х гг. улица называлась Офицерской. В начале XX века к 100-летию со дня смерти А. В. Суворова была переименована в Суворовскую улицу. Тогда на улице располагалась контора почты и телеграфа, синагога, акцизное управление, мужское духовное училище. В начале улицы находилась Воскресенская церковь и Ратуша. После революции улица была названа именем революционера В. Володарского. С названием Володарская изображена на плане Витебска 1922 года (литография С. Селютина). На улице находились здания художественного техникума, фабрики металлических изделий, финансового отдела [15]. Во время Великой Отечественной войны некоторые здания на улице были разрушены. В послевоенный период на улице были построены 2—5-этажные дома. Летом 2009 года закончено восстановление Воскресенской церкви. В 2009—2011 годах участок от начала улицы до пересечения с улицей Урицкого вымощен плиткой «под брусчатку», после чего стал пешеходным. Улица Крылованачала застраиваться в XVI веке. Первоначально называлась Богородицкой, во имя находившейся на Успенской (тогда Лысой) горке православной церкви Пресвятой Богородицы [16, с. 486]. В XVII веке улица находилась на территории Взгорского замка. В XIX веке носила название Соборная. Позже — Успенская. В конце XIX – начале XX века на улице находились: Успенский собор (разрушен в 1936), Витебская духовная семинария. Некоторое время улица носила имя баснописца И. А. Крылова, но в 1974 году была переименована в честь комиссара С.Н. Крылова, до революции жившего на улице в доме №10. В августе 2010 года улицу замостили плиткой, установили декоративные фонари. Улица стала пешеходной [13, с. 58]. Все художники города Витебска, так, или иначе были связаны с Народным художественным училищем, расположенным на этой улице. Здесь в свое время вёл живописно-рисовальные классы Пэн, получил образование и был некоторое время преподавателем рисования Горбовец. Училище торжественно открыто 28 января 1919 года уполномоченным Коллегии по делам искусств вВитебской губернии Марком Шагалом, хотя приём в него начался уже 11 ноября 1918 г. Первоначально размещалось в национализированном со всей обстановкой особняке банкира И. В. Вишняка, дом № 10 по Бухаринской улице (ныне улица Марка Шагала, 5). С лета 1923 года, уже в качестве техникума, находилось на Володарской улице (ныне улица Суворова, 3). Название изменялось несколько раз: · Первое высшее художественное училище (1919—1920), · Свободные государственные художественные мастерские (1920—1921), · Высшие государственные художественно-технические мастерские (1921—1922), · Государственный художественно-практический институт (1922—1923), · 1 сентября 1923 реорганизовано в Витебский художественный техникум, · Белорусский художественный техникум (1924—1934), · Витебское художественное училище (с 1934)[3]. В 1920 году создана группа УНОВИС. При училище действовали художественно-декоративные мастерские, а до 1925 года работал музей современного искусства. Кроме экспозиции Пэна там присутствует еще около 11000 экспонатов. Среди них 1084 работы масляной живописи, 6457 графики, 164 скульптуры, 3144 декоративно-прикладного искусства, 233 иконы. Из постоянных экспозиций: · Белорусское искусство XVIII — сер. XIX веков. · Русская живопись и декоративно-прикладное искусство конца XVIII — начала XIX веков. · Коллекция работ Иегуды Пэна (183 работы[). · Работы белорусских художников—преподавателей и учеников Витебского художественного техникума. · Работы витебских художников 1960—1980-х годов. Живопись. · Коллекция работ Петра Явича (около 30 работ). · Коллекция работ Феликса Гумена[11]. СамоЗдание построено в 1883 году по проекту архитектора Л. Каминского для окружного суда. В архитектуре преобладают черты позднего классицизма. При строительстве здания была срыта значительная часть Замковой горы. Сохранилось Старосемёновское кладбище, на котором до сих пор похоронен художник. Расположено по улице 7-я Полоцкая. Кладбище возникло не позднее середины XIX века (сохранилось захоронение 1852 года). В начале XX века состояло из трёх частей: гражданской православной (она называлась тогда Семёновским кладбищем, откуда и пошло совр. название), лютеранской и военной. Однако, в советские годы захоронения православных гражданских стали возникать по всей территории кладбища. Для 1930—50-х годов характерно использование старых гранитных надмогильных памятников начала XX века для новых захоронений (с перебиванием имён и эпитафий на новые). Официально кладбище закрыто для захоронений в 1972 году, однако на кладбище существуют могилы, появившиеся в конце 2000-х годов. Перед входом на главную аллею лютеранской части кладбища сохранились остатки кирпичных ворот XIX — начала XX вв [3]. Совсем по-иному теперь выглядит Витебская гимназия, которую закончил Семёнов Д. Д.. Здание находится на улице Крылова. В её здании сначала размещался Детскосельский военный госпиталь. В мае 1920 года в здании бывшей гимназии располагался временный пункт управления Западным фронтом в советско-польской войне во главе с командующим фронта Михаилом Тухачевским. 24 июня 1921 года строение было передано педагогическому институту. В 1973 (1975) году памятник архитектуры был снесён при реконструкции Замковой улицы[11]. В гимназии находилась старейшая городская библиотека, основанная одновременно с открытием народного училища в 1794 году. В 1803 году в ней было всего 275 книг, но к 1887 году её фонды насчитывали уже более 14 тысяч томов. С жизнью замечательных людей тесно связано пересечение Совецкой с улицей Путна, в народе называемое «Успенской горкой». Название связано с церковью Успения Пресвятой Богородицы. Храм возвели еще в XIV веке. Самое старое здание на Успенской горке - бывший дворец губернатора. Построен в 1772 году как особняк шляхтичей Кудиновичей. Позже дом передали дворянскому собранию. А в 1806 году его перестроили под дворец губернатора. Через пять лет у здания с южной стороны появилась двуэтажная пристройка. В 1812 году во дворце две недели жил Наполеон Бонапарт. Перед зданием по его приказу устроили площадь для построения солдат. Для этого разрушили несколько домов и снесли церковь. Особняк помнит и других известных людей. В 1814-м во дворце принимали кавалерист-девицу Надежду Дурову. В 1831-м здесь остановился великий князь Константин, брат императора Николая I. В Витебске он заразился холерой и умер. Его тело находилось в Успенском соборе, затем покойного перевезли в Санкт-Петербург. В 1853-1854 годах во дворце бывал русский писатель Иван Лажечников. После революции особняк заняла новая власть: комитет Витебской организации РСДРП(б), потом - губисполком, горсовет. В конце 1930-х годов здесь разместились отдел НКВД, угрозыск. Теперь на ее месте расположено зание Витебского государственного музыкального колледжа имени И. И. Соллертинского. Именно этой консерваторией в свое время руководил знаменитый дирижёр. Создание Витебской народной консерватории в 1918 г. явилось результатом инициативы группы местной музыкальной интеллигенции, объединившейся в профессиональном союзе оркестрантов. Во главе этой группы оказались музыканты Б. М. Суходрев, А. Л. Бессмертный и композитор М. В. Анцев. С весны 1918 г. они добились организационного решения в Народном комиссариате по просвещению, проводили большую подготовительную работу по привлечению в новое учебное заведение высококвалифицированных педагогических кадров из столиц, обратились непосредственно к Н. А. Малько с предложением возглавить консерваторию. Выводы. До наших дней не дошла квартира Пэна, где художник обустроил свою первую художественную школу(1896 году Пэн поселился в Витебске[ в квартире из двух комнат на Гоголевской улице возле Соборной площади, где и была создана «Школа рисования и живописи художника Пена»). Но, если пройтись по этой улице(современная ул. Ленина), то можно наткнуться на художественный музей, где будет представлено большинство работ этого художника.
|