![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
I. Об интеграции как методическом явлении и её возможностях в начальном обучении ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
«На сегодняшний день ни в одном словаре или справочнике 1) объединение в целом каких-либо частей, элементов; 2) процесс взаимного приспособления и объединения национальных хозяйств двух или более государств с однотипным общественным строем. „Наличие однотипных частей или элементов и возможность их естественного подчинения единой цели и функции в ряде учебных предметов есть основа для определения термина “интеграция» в методике, т.е. в науке о закономерностях обучения, воспитания и развития учащихся средствами определенного учебного предмета и их совокупностью. Вот как характеризуют интеграцию как методическое явление авторы статьи «Как организовать интегрированный урок?» И. Коложвари и Л. Печникова: " … четвертый год, изучая возможности интегрированного урока, мы убедились, что за этой методикой большое будущее. Благодаря ей в сознании учеников формируется более активная и всесторонняя картина мира, ребята начинают активно применять свои знания на практике, потому что знания легче обнаруживают свай прикладной характер, и учитель по-новому видит и раскрывает свой предмет, яснее осознавая его соотношение с другими науками. Все школьные дисциплины обладают своеобразным интеграционным потенциалом, но их способность сочетаться, эффективность интегрированного курса зависят от многих условий. Поэтому прежде чем создавать новую программу, педагогам и методистам необходимо учесть те обстоятельства, которые помогут сделать вывод о необходимости и возможности интеграции". Для этого учитель прежде всего анализирует уровень подготовленности учеников своего класса, оценивает их психологические особенности и познавательные интересы. Трудности, существующие в их учебной деятельности, могут быть одной из причин использования метода интеграции. Порой успешное изучение школьниками одного предмета зависит от наличия у них определенных знаний и умений по другому. Например, умение списывать грамотно и быстро текст в большей мере зависит от умения бегло и правильно читать. Но даже если такое точное указание на возможное партнёрство отсутствует, строго оценивая содержательный план своего предмета, учитель может увидеть, что «изолированное» преподавание нередко ущербно и недостаточно. Ведь мы всё более отчётливо понимаем, что мир един, что В программах многих дисциплин есть немало «перекрёстков»: совпадающих тем, общих проблем и вопросов, нередко изучаются явления, рассматриваются с разных позиций те же объекты. Всё это «заявка» на интеграцию, хотя бы по отдельным темам. Но всё же наиболее глубока основа объединения, когда учителя выявляют в преподавании своих предметов такие поля взаимодействия, которые сближают перспективные цели обучения. Чтобы воплотить замысел достичь поставленной цели, требуется Вполне естественно, что в каждом классе есть группы Особенностью интегрированного урока является то, что в Но необходимо помнить, что урок — важнейшее звено всей работы. Именно через неё реализуем все главные задачи интегрированного курса и приходим в итоге к успеху или неудаче, если не сумели этого сделать. Однако само понятие интегрированного урока остаётся весьма спорным. Каковы же его признаки? Во-первых, таковым можно считать урок, решающий конкретные и перспективные задачи курса интегрированного, т.е. представляющего собой новое сложное единство, лежащее в качественно иной плоскости, чем те два или три предмета, на основе которых он спланирован. Поэтому ни присутствие нескольких учителей, ни механическое объединение материала учебных дисциплин не являются показателем уровня интегрированности. Уровень этот определяется тем кругом задач, которые возможно выполнить только благодаря интегрированию. В первую очередь это интенсификация познавательного интереса и процесса выработки общеучебных умений и навыков? на основе решения одного и того же вопроса интегрированного курса. Урок учителя могут проводить вместе или отдельно, но результат достигается только их совместными объединениями усилиями, Приведём простейший пример: многочисленные новые учителя пятиклассников обычно предъявляют им противоречивые требования к оформлению работы у тетрадях, и малыши теряются, долго не могут сориентироваться, найти золотую середину. В этом ярко проявляется один из недостатков многих школ: В рамках же интегрированного урока, курса учителя могут «Самые распространенные бывают уроки второго и третьего Третий уровень связан с задачами сравнительно — обобщающего изучения материала и выражается в умении школьников сопоставлять и противопоставлять явления и объекты. И здесь, как и в предыдущих случаях, необходимо соблюдать основные условия: если урок ведёт один учитель, то должен быть парный ему урок второго учителя-предметника, где анализируются те же факты и проблемы. Очень полезны, поэтому взаимопосещения учителей, чтобы согласовать и скорректировать педагогические действия. Наиболее глубоким представляется четвертый уровень интеграции, когда школьники сами начинают сопоставлять факты, суждения об одних и тех же явлениях, событиях, устанавливать связи и закономерности между ними, применяют совместно выработанные учебные умения. Вероятно, именно этот уровень следует признать высшим, До сих пор мы говорили о принципах интегрирования. А какие могут быть формы интегрированных уроков? Необходимо ещё раз отметить, что их может вести и один учитель. Роль второго С учетом того или иного распределения обязанностей между учителями и учениками интегрированные уроки имеют самые различные формы, в том числе и нестандартные. Вот некоторые из них. На уроке обмена знаниями ребята делятся по группам и каждая из них сообщает другим о своих изысканиях на заданную тему. Наиболее эффективна такая форма при совпадении тем учебных предметов. На уроках взаимопроверки идёт работа в группах и парах. Она требует большой подготовки учащихся. При всех видах деятельности ощущается острая необходимость в объективных и точных критериях оценки. Требуется, чтобы, проверяя знания своих одноклассников, каждый школьник имел удобную и хорошо известную шкалу (систему) показателей, по которым он может качественно оценивать ответы. Урок творческого поиска предполагает, что дети самостоятельно ищут решение поставленной проблемы. Но методы поиска предварительно хорошо продуманы учителями и освоены учениками на предыдущих занятиях. Такой урок может иметь высокую эффективность и значимость. Урок — издание газеты или научного альманаха. Для него Контрольные работы по курсу могут проходить или как защита творческой работы, или как зачёт. Интересны зачёты не только экзаменационного или олимпиадного типа, но и собеседование по теме, решение задач проблемного характера, зачёт-конкурс или аукцион. Всё вышеуказанное в большей мере можно отнести к среднему звену школы. Однако направлением данной работы является изучение возможностей интеграции в начальном звене. Так, как же обстоят дела с проблемой интегрированных уроков в начальных классах? Данная проблема в начальной школе имеет свои История методики обучения русскому языку в начальной школе свидетельствует, что интеграция как процесс приспособления В методике начального обучения русскому языку есть и условно отрицательный факт интеграции — это комплекс программ Таким образом, чем младше ученик, чем он меньше умеет, и Однако иной поворот приобретает факт интеграции курса Конечно, в начальном обучении интегрируются и другие Ведь интеграция — это не смена деятельности и не простое В практике начального обучения необходимо использовать, Интеграция позволяет научить ребёнка самостоятельно добывать знания, развивать интерес к учению, повышать его интеллектуальный уровень, В начальных классах она носит свои особенности и носит Дети знакомятся со многими явлениями, понятиями, предметами уже на раннем этапе обучения, но имеют о них самые элементарные представления. По мере обучения они получают всё новые и новые знания, пополняя и расширяя уже имеющиеся. В этом основная сложность интегрированных уроков, т.к. необходимо сохранить динамическое развитие любой темы от её введения до Интегрированные уроки снимают утомляемость и перенапряжение учащихся за счёт переключения с одного вида деятельности на другой. Однако, как отмечалось выше, в первые два года обучения в школе не следует особо акцентировать на интеграции, т.к. у ребёнка ещё не большой багаж знаний, не сформировались грамматические, вычислительные, технические навыки. Кроме того, одно из обязательных и основных требований Эти вопросы должны стоять перед учителем начальных классов, который всерьёз занят проблемой интеграции на этом этапе В свою очередь к учителю предъявляется очень много требований. Интегрированный урок требует от учителя дополнительной I- Цель урока (Это может быть необходимость сокращения 2. Подбор объектов, т.е. источников информации, которые 3. Определение системообразующего фактора, т.е. нахождение основания для объединения разнопредметной информации (Это — идея, явление, понятие или предмет). 4. Создание новой структуры курса, т.е. изменение функционального назначения знаний. 5. Переработка содержания. (Разрушение старых форм, создание новых связей между отдельными элементами системы). Немаловажное значение имеет то, знает ли учитель, когда и какие предметы можно и необходимо интегрировать, чтобы добиться наиболее эффективного результата при обучении младших »В первом классе лучше интегрировать следующие предметы: чтение, письмо, изобразительное искусство, труд. Только чтение и только письмо очень утомляют ребёнка и развивают у него отрицательные эмоции". А задача учителя первоклассников заключается именно в том, чтобы, с первых дней учёбы в школе у ребенка ни в коем случае не угас интерес к учению, не потухли огоньки в его глазах, чтобы ребёнок с радостью шёл на урок. «Чередование вышеперечисленных предметов поддерживает интерес ребёнка к процессу познания и активизирует деятельность. В третьем классе можно интегрировать чтение, русский В четвёртом классе можно использовать все возможные варианты интеграции предметов, даже включая те предметы, которые появляются сейчас в начальных классах по новым программам. Не стоит забывать и такой факт, что в системе обучения Так, уроки обучения грамоте (обучение чтению и письму) - Изначально интегрированный курс — внеклассное чтение. Изначально интегрированный курс природоведения: основы естествознания и география. Так же изначально интегрированный курс математики- арифметика, элементы алгебры, геометрия, способствующие лучшему усвоению арифметического материала, и в то же время подготовка к изучению алгебры, геометрии, основ трудового обучения. : Кроме названных изначально интегрированных курсов, следует выделить возможные сочетания таких предметов, как чтение — русский язык, чтение — природоведение, чтение — изобразительное искусство, чтение — природоведение — изобразительное искусство, русский язык — чтение — изобразительное искусство, чтение — природоведение — труд, русский язык – природоведение — изобразительное искусство. Главной особенностью интегрированного урока является то, В следующих параграфах рассмотрим связи чтения с другими предметами и связи русского языка с другими предметами. Приведём фрагменты некоторых интегрированных уроков, проведённых на практике. А так же рассмотрим возможности интеграции вышеперечисленных предметов.
|