![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Болезнь и излечение
Болезнь затрагивает всего человека. Физическое воздействие может причинять человеку боль, то есть душевное переживание. В свою очередь душевный шок, испуг может вызвать и физические реакции, даже привести к смерти. Эти острые последствия, которые легко наблюдаемы, могут иметь место и при менее значительных, но более продолжительных воздействиях. Конечно, сегодня известны воздействия духовного рода, приводящие к физическим заболеваниям, и наоборот, но этих знаний недостаточно, чтобы охватить проблему болезни и ее значение для человека. Базисом медицины сегодня является естествознание. Но болезнь не является естественнонаучной проблемой. Поэтому понятно, что эти основные вопросы сегодня еще не выяснены. «Хотя основой сегодняшней медицины являются картины болезни, эта медицина не в состоянии дать удовлетворительное и универсальное определение того, что такое, собственно говоря, болезнь, и что она должна значить как таковая». Понимание болезни и вопрос о смысле симптома болезни ни в коем случае не являются теоретическими размышлениями, не имеют для лечения важное практическое значение: если видят, например, что заболевание вызвано тем, что пациент одержим тем или иным демоном, тогда совершенно естественно, что пытаются этого демона изгнать. Если же видят, что болезнь вызвана тем, что человек поражен бактериями, то пытаются, что в свою очередь, вполне понятно, эти бактерии убить, уберечь от них человека и тому подобное. Если причину болезни видят в нехватке какой-либо субстанции, то кажется само собой разумеющимся, что ее вводят. То же относится к слабости. Ее стимулируют, поддерживают, чем-то заменяют и так далее. Все вышеназванные примеры играют в развитии медицины действительно существенную роль. Решающим является то, что признаваемое необходимым лечение следует из восприятия болезни. Согласно всеобъемлющему учению о человеке, которое лежит в основе антропософского образа человека, есть две большие группы болезней, относящиеся друг к другу полярно, то есть они так противостоят друг другу, что взаимно уравновешиваются. Это воспалительные — имеются в виду сопровождающиеся высокой температурой — болезни, которым противостоят склеротические, то есть основанные на уплотнении болезни, к которым относятся также рак и сахарный диабет. То, что эти группы полярны друг другу, означает также, что они могут взаимно уничтожаться и находятся в постоянном переменном взаимодействии, как это имеет место у коромысла: понижение одной стороны может быть вызвано как излишним весом в этой части, так и отсутствием противовеса с другой стороны. Так и болезнь или симптом могут быть действительно поняты лишь тогда, когда соответствующее нарушение рассматривается с точки зрения противовеса.— Впрочем, сегодня человек привык мыслить линейно, то есть, что одно развивается из другого и отдельные ветви не имеют затем контакта друг с другом, что приводит к односторонней, то есть неправильно понятой специализации. Противоположный способ рассмотрения, представленный, прежде всего, Гете, говорит о том, что из первоосновы возникла пара противоположностей, которую следует понимать как целое, когда одно без другого невозможно и не может быть понято. Это легче всего показать на примере электричества и магнетизма: наличие северного полюса обуславливает южный полюс, и без плюса не существует минуса. Оба возникли из одного единства. Это относится к описанным противоположным тенденциям болезни — воспалению и склерозу. Поясним это на примере: Тот факт, что воспаление и образование рака имеют нечто общее друг с другом, соотносятся друг с другом как чаши весов, в прошлом освещался с очень многих сторон и почти всегда с тем выводом, что существует определенный антагонизм, то есть, что они являются противниками в определенной мере даже взаимоисключают друг друга. Так, оказалось, что склонность к воспалениям при раковых заболеваниях есть нечто редкое, что больные раком обладают иммунитетом к инфекционным болезням, и прежде всего, что немногие случаи спонтанного излечения от рака большей частью наступали вследствие болезни, сопровождавшейся высокой температурой. Если взаимовлияние воспаления и рака известно уже давно, но все же не привело к практическим последствиям, то причина этого в том, что отсутствует понятие полярности для полного понимания этого отношения. С другой стороны, недостаточно оценивается значение температуры как интегрирующего фактора при воспалении и ее целительное, то есть растворяющее и обновляющее воздействие. Согласно исследованиям французского лауреата нобелевской премии Львоффа защита от вирусов гораздо больше зависит от температуры организма, чем от гуморальных или клеточных реакций. Соответствующими исследованиями удалось показать, что, например, совсем нецелесообразно понижать температуру при вирусной инфекции жаропонижающими средствами. Это способствует увеличению количества вирусов, поражений и большей смертности. Благодаря этим исследованиям экспериментально подтверждено то, что теоретически следовало из понимания описанной противоположности. Следствием проникновения в сущность контрастного характера этих двух групп заболеваний — воспаления и уплотнения пли образования рака — является то, что они в известной степени могут устранять друг друга, то есть одна болезнь может излечить другую тенденцию заболевания — может быть, это шокирующий факт, тем более, что люди стремятся по возможности устранить все болезни. И все же эти взаимосвязи не совсем неизвестны; так, например, греческий мудрец Парменид сказал уже в 500 г. до Р. X.: «Дай мне средство, вызывающее температуру, и я излечу любую болезнь». Правда, сегодня мы можем вызвать температуру, но все-таки не можем излечить любую болезнь. В основе этого изречения лежит знание о целебной силе температуры, которое в новое время открыто вновь лишь отчасти, но еще не осознано в полном его значении. Таким образом, приведенный выше факт следует понимать так, что немногие случаи исцеления от рака, а именно, без врачебного вмешательства, основаны большей частью на другой дополнительной болезни, чаще всего роже. Она уничтожила застывающую, холодную тенденцию раковой болезни. Поэтому врачи снова и снова предпринимали попытки использовать температуру для лечения рака. Впрочем, технически это не совсем просто и прежде всего едва ли возможно на поздних стадиях. По это никак не отменяет того, что здесь содержатся основные терапевтические возможности. Следующее следствие глубокого понимания полярных процессов болезни имеет далеко идущее значение: устраняя легкое, но сопровождающееся высокой температурой заболевание, можно снять препятствие на пути более тяжелой, по «холодной» болезни. Так как сегодня можно сделать очень многое и мы располагаем высокоэффективными средствами понижения температуры, все эти возможности используют, но не учитывают тот крайний случай, что в зависимости от обстоятельств острая безобидная болезнь, сопровождающаяся температурой, может являться попыткой организма предотвратить в будущем более тяжелое хроническое либо смертельное заболевание, такое, как рак. Так, уже давно показано, что больной раком в своей предыстории перенес только треть болезней, сопровождающихся температурой, особенно детских, по сравнению с другими больными». С учетом этих воззрений практикуемое ныне повсеместно традиционное подавление температуры приобретает новое значение, если учесть более поздние последствия в смысле смещения тенденций заболевания. Во многих случаях решение проблемы «необъяснимого» увеличения определенных болезней можно было найти путем изучения других, противоположных заболеваний. Из упомянутого полярного способа рассмотрения хода болезни могут следовать плодотворные выводы для патологии и терапии, скажем, представление, что здоровье состоит не в отсутствии воспалительных и склеротических тенденций в организме, а в равновесии двух этих полярных сил. Далее, из этого основополагающего взгляда на здоровье и болезнь следует, что обе описанные тенденции болезни, воспаление и склероз, присущи человеку, и без этих тенденций он не может быть здоровым. Затвердение столь же необходимо, как и размягчение. Если бы в организме не было процессов затвердения, у человека не было бы костей и зубов. С другой стороны, если бы не было растворения, связанного с воспалением, тогда человек не смог бы расти и регенерироваться, так что «старые» субстанции не могли бы удаляться, он был бы постоянно болен из-за сплошных «шлаков». Получат ли эти тенденции болезненное значение, зависит от времени и места, то есть когда и где они появляются. Отсюда следует, что способность заболеть относится к сущности человека и может ему помочь. Тем самым болезнь приобретает смысл, в котором ей сегодня в основном отказывают. Болезнь есть крайнее выражение необходимой человеку тенденции заболевания. Она является, таким образом, результатом слишком односторонней и продолжительной тенденции. Это развитие обусловлено жизненными обстоятельствами человека. Но так как душой овладевает или должен овладевать дух, болезнь болезнь болезнь болезнь является в конечном счете духовной и тем самым явно человеческой проблемой. При этом болезнь не следует воспринимать как своего рода наказание, но как предупреждение, как коррекцию, чтобы что-то изменить. Легко понять, что боль является защитой и тем самым принципиально исполнена смысла. Без боли, например, вообще не замечали бы ожогов. Смыслом и задачей этого является привести человека к себе самому и сделать для него возможным его человеческое бытие в высшем смысле. «Если бы мы, будучи людьми, не могли заболевать, то мы не могли бы быть духовными существами; ибо мы являемся духовными существами только благодаря тому, что имеем в себе возможность заболеть». (Р. Штайнер). Само собой разумеется, есть внешние воздействия, которые могут вызвать болезнь, такие, как яды, несчастные случаи, стресс и тому подобное. Но столь же существенны и реакции организма на это. Одно и то же повреждение может вызвать у впечатлительной или ослабленной натуры худшие последствия, чем у здорового, то есть находящегося в равновесии человека. Тем самым болезнь является не только данностью, во власти которой мы находимся, но и призывом к коррекции, а именно, сделать что-нибудь против нее. Это происходит во имя конечной цели болезни, излечения. Во всяком случае, она является напряжением для организма, почему при ней требуется, например, покой.
|