Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Они будут запрещать предосудительное.






Предосудительное (мункар) – это всё, что запретили Аллах и Его посланник, да благословит его Аллах и приветствует. Предосудительное может быть связано с нравственными качествами, с вопросами поклонения, с вопросами взаимоотношений между людьми.

Верующие люди удерживают других от всего предосудительного, стремясь очистить религию, защитить рабов Аллаха и уберечь общество от распространения нечестия и получения наказания Аллаха.

Призыв к одобряемому и удерживание от предосудительного – это две великие опоры, который сохраняют исламскую общину, её величие и единство. Именно поэтому призывать к одобряемому и удерживать от порицаемого обязаны все мусульмане и мусульманки по мере своих сил.

Аллах Всевышний сказал:

﴿ و َ ل ْ ت َ ك ُ ن م ّ ِ ن ك ُ م ْ أ ُ م ّ َ ة ٌ ي َ د ْ ع ُ و ن َ إ ِ ل َ ى ا ل ْ خ َ ي ْ ر ِ و َ ي َ أ ْ م ُ ر ُ و ن َ ب ِ ا ل ْ م َ ع ْ ر ُ و ف ِ و َ ي َ ن ْ ه َ و ْ ن َ ع َ ن ِ ا ل ْ م ُ ن ك َ ر ِ و َ أ ُ و ْ ل َ ئ ِ ك َ ه ُ م ُ ا ل ْ م ُ ف ْ ل ِ ح ُ و ن َ (104) و َ ل ا َ ت َ ك ُ و ن ُ و ا ْ ك َ ا ل ّ َ ذ ِ ي ن َ ت َ ف َ ر ّ َ ق ُ و ا ْ و َ ا خ ْ ت َ ل َ ف ُ و ا ْ م ِ ن ب َ ع ْ د ِ م َ ا ج َ ا ء ه ُ م ُ ا ل ْ ب َ ي ّ ِ ن َ ا ت ُ و َ أ ُ و ْ ل َ ئ ِ ك َ ل َ ه ُ م ْ ع َ ذ َ ا ب ٌ ع َ ظ ِ ي م ٌ ﴾

«Пусть среди вас (о, верующие,) будет группа людей, которые будут призывать (людей) к добру, повелевать одобряемое и запрещать предосудительное. Именно они окажутся преуспевшими (в этом мире и в Вечной жизни). Не походите на тех, которые разделились (на партии и группы) и впали в разногласия после того, как к ним явились ясные знамения. Именно им уготованы великие мучения» [413].

Если бы не призыв к одобряемому и удерживание от предосудительного, то исламская община разделилась бы на партии и группы, каждая из которых радовалась бы тому, что у неё. Исламская община была возвеличена именно посредством этого. Аллах Всевышний сказал:

﴿ ك ُ ن ت ُ م ْ خ َ ي ْ ر َ أ ُ م ّ َ ة ٍ أ ُ خ ْ ر ِ ج َ ت ْ ل ِ ل ن ّ َ ا س ِ ت َ أ ْ م ُ ر ُ و ن َ ب ِ ا ل ْ م َ ع ْ ر ُ و ف ِ و َ ت َ ن ْ ه َ و ْ ن َ ع َ ن ِ ا ل ْ م ُ ن ك َ ر ِ و َ ت ُ ؤ ْ م ِ ن ُ و ن َ ب ِ ا ل ل ّ ه ِ ﴾

«Вы являетесь лучшей из общин, появившейся на благо человечества, повелевая (людям) совершать одобряемое, удерживая (их) от предосудительного и веруя в Аллаха» [414].

А о тех, кто оставил призыв к одобряемому и удерживание от предосудительного было сказано:

﴿ ل ُ ع ِ ن َ ا ل ّ َ ذ ِ ي ن َ ك َ ف َ ر ُ و ا ْ م ِ ن ب َ ن ِ ي إ ِ س ْ ر َ ا ئ ِ ي ل َ ع َ ل َ ى ل ِ س َ ا ن ِ د َ ا و ُ و د َ و َ ع ِ ي س َ ى ا ب ْ ن ِ م َ ر ْ ي َ م َ ذ َ ل ِ ك َ ب ِ م َ ا ع َ ص َ و ا و ّ َ ك َ ا ن ُ و ا ْ ي َ ع ْ ت َ د ُ و ن َ (78) ك َ ا ن ُ و ا ْ ل ا َ ي َ ت َ ن َ ا ه َ و ْ ن َ ع َ ن م ّ ُ ن ك َ ر ٍ ف َ ع َ ل ُ و ه ُ ل َ ب ِ ئ ْ س َ م َ ا ك َ ا ن ُ و ا ْ ي َ ف ْ ع َ ل ُ و ن َ ﴾

«Неверующие сыны Исраила были прокляты языком Давуда и Исы (Иисуса), сына Марьям (Марии). Это произошло потому, что они ослушались (Аллаха) и преступали границы дозволенного. Они не удерживали друг друга от предосудительных поступков, которые они совершали. Как же скверно было то, что они делали!» [415]

Если верующие воплотят в себе эти описания так, как велел Аллах, будут проявлять твердость и решимость и приготовят силу, то придёт помощь от Аллаха с Его дозволения. Аллах Всевышний сказал:

﴿ و َ ع ْ د َ ا ل ل ّ َ ه ِ ل َ ا ي ُ خ ْ ل ِ ف ُ ا ل ل ّ َ ه ُ و َ ع ْ د َ ه ُ و َ ل َ ك ِ ن ّ َ أ َ ك ْ ث َ ر َ ا ل ن ّ َ ا س ِ ل َ ا ي َ ع ْ ل َ م ُ و ن َ (6) ي َ ع ْ ل َ م ُ و ن َ ظ َ ا ه ِ ر ً ا م ّ ِ ن َ ا ل ْ ح َ ي َ ا ة ِ ا ل د ّ ُ ن ْ ي َ ا و َ ه ُ م ْ ع َ ن ِ ا ل ْ آ خ ِ ر َ ة ِ ه ُ م ْ غ َ ا ف ِ ل ُ و ن َ ﴾

«Таково обещание Аллаха, и Аллах не нарушает Своего обещания, однако большинство людей не знают этого. Они знают о мирской жизни только явное и беспечны к Последней жизни» [416].

Мусульмане могут получить от Аллаха такую помощь, какую они даже не ожидали увидеть. Помощь Аллаха не ограничивается земными факторами, и для нее нет трудностей и препятствий.

Например, ‘адиты возгордились по причине своих сил и сказали: «Кто может превзойти нас силой?!» Но Аллах Всевышний сказал:

﴿ أ َ و َ ل َ م ْ ي َ ر َ و ْ ا أ َ ن ّ َ ا ل ل ّ َ ه َ ا ل ّ َ ذ ِ ي خ َ ل َ ق َ ه ُ م ْ ه ُ و َ أ َ ش َ د ّ ُ م ِ ن ْ ه ُ م ْ ق ُ و ّ َ ة ً و َ ك َ ا ن ُ و ا ب ِ آ ي َ ا ت ِ ن َ ا ي َ ج ْ ح َ د ُ و ن َ (15) ف َ أ َ ر ْ س َ ل ْ ن َ ا ع َ ل َ ي ْ ه ِ م ْ ر ِ ي ح ً ا ص َ ر ْ ص َ ر ً ا ف ِ ي أ َ ي ّ َ ا م ٍ ن ّ َ ح ِ س َ ا ت ٍ ل ّ ِ ن ُ ذ ِ ي ق َ ه ُ م ْ ع َ ذ َ ا ب َ ا ل ْ خ ِ ز ْ ي ِ ف ِ ي ا ل ْ ح َ ي َ ا ة ِ ا ل د ّ ُ ن ْ ي َ ا و َ ل َ ع َ ذ َ ا ب ُ ا ل ْ آ خ ِ ر َ ة ِ أ َ خ ْ ز َ ى و َ ه ُ م ْ ل َ ا ي ُ ن ص َ ر ُ و ن َ ﴾

«Неужели они не видели, что Аллах, Который сотворил их, превосходит их силой? Они отвергали Наши знамения. Мы наслали на них морозный (завывающий) ветер в злополучные дни, чтобы дать им вкусить муки позора в мирской жизни. А мучения в Последней жизни будут еще более позорными, и им не будет оказана помощь» [417].

Фараон возгордился по причине своей власти над Египтом, но Аллах потопил его в тех водах, которыми он так гордился. Его царство было даровано Мусе, мир ему, и его последователям, хотя Муса по мнению Фараона был презренным человеком, который даже не мог ясно изъясняться.

Курайшиты возгордились, посчитав себя могущественными и великими. Они горделиво вышли из своих домов в сторону Бадра, напыщенно показывая себя перед людьми. Они говорили: «Мы не вернемся в Мекку, пока не достигнем Бадра и не останемся там на три дня. Мы будет закалывать там животных, готовить пищу, пить вино, дабы о нас услышали все арабы и стали после этого испытывать перед нами трепетный страх». Но пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижники разгромили их, после чего трупы курайшитов остались гнить в колодцах Бадра. А люди начали говорить об их унижении и бесчестье до самого Судного Дня.

Если мы в наши дни схватимся за причины получения помощи Аллаха, станем соблюдать свою религию правдиво и искренне, то Аллах непременно поможет нам против наших врагов так же, как помог нашим предшественникам. Аллах Всевышний сказал:

﴿ س ُ ن ّ َ ة َ ا ل ل ّ َ ه ِ ف ِ ي ا ل ّ َ ذ ِ ي ن َ خ َ ل َ و ْ ا م ِ ن ق َ ب ْ ل ُ و َ ل َ ن ت َ ج ِ د َ ل ِ س ُ ن ّ َ ة ِ ا ل ل ّ َ ه ِ ت َ ب ْ د ِ ي ل ً ا ﴾

«Таково было установление Аллаха для тех, которые жили прежде, и ты не найдешь изменения в установлении Аллаха» [418].

 

ا ل ل ّ َ ه ُ م ّ َ ه ي ي ء ل ن ا م ن ْ أ س ب ا ب ِ ا ل ن ص ر ِ م ا ب ه ن َ ص ْ ر ُ ن َ ا و ع ز ت ُ ن ا و ك ر ا م ت ُ ن ا و ر ف ع ة ُ ا ل إ ِ س ل ا م و ذ ُ ل ا ل ك ف ر ِ و ا ل ع ص ي ا ن ِ إ ن ك ج و ا د ٌ ك ر ي م ُ

و ص ل ّ َ ى ا ل ل ه و س ل ّ َ م ع ل ى ن ب ِ ي ن ا م ح م د ٍ و ع ل ى آ ل ِ ه ِ و ص ح ب ِ ه أ ج م َ ع ي ن


 

Глава двадцать первая

О достоинстве десяти последних дней и ночей Рамадана

Последние десять дней и ночей Рамадана содержат в себе великое благо, обильную награду и величайшие достоинства.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в эти последние десять дней и ночей старался совершать намного больше благих деяний, чем в другие дни.

Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, рассказывала: «Во время Рамадана посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, проявлял больше усердия (в делах поклонения), чем в (любой иной месяц), а в последние десять дней (Рамадана) он проявлял больше усердия, чем в (другие его дни)» [419].

Также сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Когда наступали (последние) десять (дней Рамадана), пророк, да благословит его Аллах и приветствует, потуже затягивал свой изар [420], занимался по ночам делами поклонения и будил (членов) своей семьи [421]» [422].

Также сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «В первые двадцать дней (Рамадана) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обычно (не только) совершал молитву и постился, (но и) спал. Но когда наступали последние десять дней (Рамадана) он упорно (поклонялся Аллаху) и потуже затягивал свой изар» [423].

В этих хадисах указание на достоинство этих десяти последних дней и ночей. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в эти дни обычно гораздо сильнее усердствовал в поклонении, чем в другие дни. Он больше молился, читал Коран, поминал Аллаха и раздавал милостыню. В эти дни он удалялся от своих жён, полностью посвящая себя молитве и поминанию Аллаха. Последние десять ночей пророк, да благословит его Аллах и приветствует, проводил в ночных молитвах, читал Коран, поминал Аллаха своим сердцем и языком. Он знал о почете этих ночей и старался застать ночь Предопределения, о достоинствах которой будет сказано в следующей главе. Также пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в эти ночи будил членов своей семьи, дабы они тоже совершали молитвы и поминали Аллаха.

Следовательно, последние десять дней и ночей – это великий шанс и великая добыча для того, кому Аллах оказал в этом помощь. Разумный верующий не должен упускать этот драгоценный шанс для себя и членов своей семьи. Ведь, этих ночей всего лишь считанное количество. Возможно, человек в эти дни и ночи получит дар от своего Покровителя и обретет счастье в обоих мирах.

Однако большинство мусульман проводят это бесценное время, занимаясь тем, что не приносит им пользы. Они не спят ночами, занимаясь ложными забавами, но когда приходит время молитв в конце ночи, они засыпают, упуская обильное благо. А, ведь, возможно такое, что они не доживут до следующего Рамадана. Поистине, это – великое лишение и тяжелая потеря!

Шайтан играет и хитрит с ними, сбивая их с пути Аллаха и обольщая их. Аллах Всевышний сказал:

﴿ إ ِ ن ّ َ ع ِ ب َ ا د ِ ي ل َ ي ْ س َ ل َ ك َ ع َ ل َ ي ْ ه ِ م ْ س ُ ل ْ ط َ ا ن ٌ إ ِ ل ا ّ َ م َ ن ِ ا ت ّ َ ب َ ع َ ك َ م ِ ن َ ا ل ْ غ َ ا و ِ ي ن َ ﴾

«Воистину, ты не властен над Моими рабами, за исключением заблудших, которые последуют за тобой» [424].

Разумный человек не будет брать шайтана своим покровителем вместо Аллаха, зная о том, что шайтан является его врагом. Аллах Всевышний сказал:

﴿ أ َ ف َ ت َ ت ّ َ خ ِ ذ ُ و ن َ ه ُ و َ ذ ُ ر ّ ِ ي ّ َ ت َ ه ُ أ َ و ْ ل ِ ي َ ا ء م ِ ن د ُ و ن ِ ي و َ ه ُ م ْ ل َ ك ُ م ْ ع َ د ُ و ّ ٌ ب ِ ئ ْ س َ ل ِ ل ظ ّ َ ا ل ِ م ِ ي ن َ ب َ د َ ل ً ا ﴾

«Неужели вы признаете его (шайтана) и его потомков своими покровителями и помощниками вместо Меня, тогда как они являются вашими врагами? Плохая это замена для беззаконников!» [425]

А также:

﴿ إ ِ ن ّ َ ا ل ش ّ َ ي ْ ط َ ا ن َ ل َ ك ُ م ْ ع َ د ُ و ّ ٌ ف َ ا ت ّ َ خ ِ ذ ُ و ه ُ ع َ د ُ و ّ ً ا إ ِ ن ّ َ م َ ا ي َ د ْ ع ُ و ح ِ ز ْ ب َ ه ُ ل ِ ي َ ك ُ و ن ُ و ا م ِ ن ْ أ َ ص ْ ح َ ا ب ِ ا ل س ّ َ ع ِ ي ر ِ ﴾

«Воистину, сатана является вашим врагом, и относитесь к нему как к врагу. Он зовет свою партию (своих последователей) к тому, чтобы они стали обитателями Пламени» [426].


Последние десять дней и ночей Рамадана пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обычно проводил в мечети, совершая и‘тикаф.

И‘тикаф – это неотлучное пребывание в мечети для того, чтобы поклоняться Аллаху. Это – желательное действие, указание на которое содержится как в Коране, так и в Сунне.

Аллах Всевышний сказал:

﴿ و َ ل ا َ ت ُ ب َ ا ش ِ ر ُ و ه ُ ن ّ َ و َ أ َ ن ت ُ م ْ ع َ ا ك ِ ف ُ و ن َ ف ِ ي ا ل ْ م َ س َ ا ج ِ د ِ ﴾

«Не вступайте с ними (с супругами) в близость, когда вы пребываете в мечетях» [427].

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижники совершали и‘тикаф.

Передают, что Абу Са'ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, провёл в уединении в мечети (и‘тикаф) первые десять дней Рамадана, а потом и вторые, находясь в тюркской палатке [428], у входа в которую лежала циновка. Как-то раз он взял эту циновку рукой и придвинул её к палатке, а потом высунул голову и обратился к людям, которые приблизились к нему. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: ― Поистине, ожидая наступления этой ночи [429], я провёл в уединении первые десять дней месяца, а потом и вторые. Потом ко мне явился некто, и мне было сказано: " Она будет одной из десяти последних ночей месяца, и кто из вас захочет провести это время в уединении, пусть так и сделает"» [430].

Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, которая сказала: «В последние десять дней Рамадана пророк, да благословит его Аллах и приветствует, всегда неотлучно находился в мечети, и это продолжалось до тех пор, пока Аллах не упокоил его, а после него так же стали поступать и его жёны» [431].

Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Во время Рамадана пророк, да благословит его Аллах и приветствует, всегда неотлучно находился в мечети в течение десяти дней, а в год его смерти он провёл там двадцать дней» [432].


 

Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, решил провести определённое время в мечети, а когда он подошёл к тому месту, где хотел находиться, оказалось, что там уже было несколько палаток, а именно: палатка ‘Аиши, палатка Хафсы и палатка Зайнаб[433]. Увидев их, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Считаете ли вы [434], что они сделали это из благочестия? [435]» — после чего ушёл и не стал оставаться в мечети (в Рамадане), но провёл там десять (дней) в Шаввале[436].

Имам Ахмад ибн Ханбаль, да помилует его Аллах, сказал: «Я не знаю никаких разногласий в том, что неотлучное пребывание в мечети (и‘тикаф) – это желательное действие (сунна)».

Совершая и‘тикаф, человек удаляется от людей, чтобы поклоняться Аллаху в мечети. Совершая и‘тикаф, человек желает достичь милости и награды Аллаха и застать ночь Предопределения. Поэтому человек, совершающий и‘тикаф, должен заниматься поминанием Аллаха, чтением Корана, молитвой и другими обрядами поклонения. Он должен сторониться мирских разговоров, если только речь не идёт о кратких разговорах со своей семьей или с кем-то другим, когда имеется нужда.

Передают, что жена пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Сафийа, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Однажды, ночью, когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, неотлучно находился в мечети, я пришла навестить его. Поговорив с ним некоторое время, я встала, чтобы вернуться домой, и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, встал вместе со мной, чтобы проводить меня» [437].

Если человек совершает и‘тикаф, то ему запрещено вступать в половую близость с супругами, и запрещено всё, что предшествует половой близости (поцелуи, объятия, и так далее). Аллах Всевышний сказал:

﴿ و َ ل ا َ ت ُ ب َ ا ش ِ ر ُ و ه ُ ن ّ َ و َ أ َ ن ت ُ م ْ ع َ ا ك ِ ف ُ و ن َ ف ِ ي ا ل ْ م َ س َ ا ج ِ د ِ ﴾

«Не вступайте с ними (с супругами) в близость, когда вы пребываете в мечетях» [438].

Нет ничего страшного в том, что некоторая часть человеческого тела на время покидает мечеть[439].

Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Находясь в мечети, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, просовывал ко мне (в комнату) свою голову, а я мыла её» [440]. А в другой версии сказано: «Находясь в мечети, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, просовывал ко мне (в комнату) свою голову, а я расчесывала её» [441].

Что же касается ситуации, когда человек полностью всем своим телом покидает мечеть, то здесь возможны три случая:

1 ― Человек выходит из мечети из-за какой-то необходимости ― например, человеку надо справить большую или малую нужду, или надо совершить омовение, или надо поесть и попить. В данном случае разрешено выходить из мечети, если невозможно сделать то, что человеку необходимо, прямо в мечети. Если же человек может совершить то, что ему необходимо, прямо в мечети, то выходить из нее не разрешается.

Например, если душевая и туалет находится в отдельном помещении прямо в мечети, то человек не должен выходить из мечети, так как в этом нет необходимости. Или, например, человек может поесть и попить прямо в мечети — в таком случае ему также не разрешается выходить из неё.

2 ― Человек выходит из мечети для совершения чего-либо желательного в религии ― например, человек хочет навестить больного или посетить похоронную процессию. В этом случае разрешается выйти из мечети, только если человек оговорил это условие, прежде чем начал совершать и‘тикаф. Например, если родственник человека сильно болен или находится при смерти, то ему разрешается перед началом и‘тикафа сделать оговорку о том, что он будет навещать его.

3 ― Человек выходит из мечети для совершения того, что противоречит и‘тикафу ― например, человек хочет выйти из мечети, чтобы заняться торговлей, или чтобы вступить в близость с супругой, и так далее. Это противоречит самой сути и‘тикафа (уединения в мечети для поклонения) и поэтому нарушает его.

و ص َ ل ّ َ ى ا ل ل ه و س ل ّ م ع ل ى ن ب ي ّ ِ ن ا م ح م د ّ ٍ و آ ل ِ ه ِ و ص ح ب ِ ه أ ج م ع ي ن

Глава двадцать вторая

Ночь Предопределения

Среди последних десяти ночей Рамадана есть ночь предопределения, которую Аллах превознёс над другими ночами. Аллах Всевышний отозвался с похвалой об этой ночи в Своём ясном Писании, сказав: «Мы ниспослали его (Коран) в благословенную ночь (предопределения), и Мы предостерегаем (людей). В ней (в течение этой ночи) решаются все мудрые дела по повелению от Нас. Мы посылаем пророков и Писания по милости твоего Господа, Слышащего, Знающего, Господа небес, земли и (всего) того, что между ними, если только вы обладаете убежденностью. Нет божества, достойного поклонения, кроме Него. Он оживляет (Свои творения) и умерщвляет (их). Он - ваш Господь и Господь ваших отцов» [442].

Аллах Всевышний назвал эту ночь благословенной, ибо эта ночь несёт в себе много блага, милости и благодати (барака). Поистине, Благодатный Коран был ниспослан именно в эту ночь. Аллах Всевышний указал на то, что в эту ночь решаются все мудрые дела. То есть, ангелы получают информацию из Хранимой Скрижали о сроках жизни, уделе и других вещах на целый год. Это – предопределение Могущественного, Знающего!

Аллах Всевышний также сказал: «Воистину, Мы ниспослали его (Коран) в ночь предопределения. Откуда ты мог знать, что такое ночь предопределения? Ночь предопределения лучше тысячи месяцев. В эту ночь ангелы и Дух (Джибриль) нисходят (с небес) с дозволения их Господа по всем Его повелениям. Она благополучна вплоть до наступления зари» [443].

«Ночь предопределения лучше тысячи месяцев…» — то есть: по своему достоинству, почёту и даруемой людям награде. Поэтому тому, кто проводит эту ночь в поклонении с верой и надеждой на награду Аллаха, прощаются все прошлые грехи.

«В эту ночь ангелы и Дух (Джибриль) нисходят (с небес) …» — ангелы – это рабы Аллаха, которые поклоняются Ему днём и ночью. Аллах Всевышний сказал:

﴿ و َ م َ ن ْ ع ِ ن د َ ه ُ ل َ ا ي َ س ْ ت َ ك ْ ب ِ ر ُ و ن َ ع َ ن ْ ع ِ ب َ ا د َ ت ِ ه ِ و َ ل َ ا ي َ س ْ ت َ ح ْ س ِ ر ُ و ن َ (19) ي ُ س َ ب ّ ِ ح ُ و ن َ ا ل ل ّ َ ي ْ ل َ و َ ا ل ن ّ َ ه َ ا ر َ ل َ ا ي َ ف ْ ت ُ ر ُ و ن َ ﴾

«А те (ангелы), кто находится рядом с Ним, не превозносятся над поклонением Ему и не устают. Они славят Его днем и ночью без устали» [444].

А в ночь предопределения ангелы нисходят на землю, неся с собой благо, благодать (барака) и милость.

«Она благополучна вплоть до наступления зари…» — ночь предопределения является благополучной для верующих, ибо в эту ночь от Огня освобождается огромное количество рабов Аллаха. Ночь предопределения длится вплоть до наступления зари.

В этой благородной суре указание на некоторые достоинства ночи предопределения.

Во-первых, Аллах Всевышний ниспослал в эту ночь Коран, который является руководством для людей и причиной их счастья.

Во-вторых, Аллах Всевышний сказал: «Откуда ты мог знать, что такое ночь предопределения?» Это указывает на почёт и величие этой ночи.

В-третьих, ночь предопределения лучше тысячи месяцев.

В-четвертых, в ночь предопределения нисходят ангелы, неся с собой благо, благодать (барака) и милость.

В-пятых, ночь предопределения – это благополучие, ибо в течение этой ночи рабов Аллаха освобождают от наказания.

В-шестых, Аллах Всевышний ниспослал о достоинстве этой ночи целую суру, которая будет читаться вплоть до Дня Воскресения.

Помимо всего вышеперечисленного, у этой ночи много других достоинств.

Передается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тому, кто выстаивал (в молитвах) ночь предопределения с верой и надеждой на награду Аллаха, простятся его прежние грехи» [445].

«…с верой и надеждой на награду Аллаха…» — то есть: с верой в Аллаха и с верой и надеждой на ту награду, которую Аллах обещал тем, кто проведёт эту ночь в поклонении.

Ночь предопределения – это одна из ночей месяца Рамадан, ибо Аллах Всевышний ниспослал Коран именно в месяце Рамадан. Аллах Всевышний сказал:

﴿ إ ِ ن ّ َ ا أ َ ن ز َ ل ْ ن َ ا ه ُ ف ِ ي ل َ ي ْ ل َ ة ِ ا ل ْ ق َ د ْ ر ِ ﴾

«Воистину, Мы ниспослали его (Коран) в ночь предопределения» [446].

А в другом аяте Он сказал:

﴿ ش َ ه ْ ر ُ ر َ م َ ض َ ا ن َ ا ل ّ َ ذ ِ ي َ أ ُ ن ز ِ ل َ ف ِ ي ه ِ ا ل ْ ق ُ ر ْ آ ن ُ ﴾

«В месяц Рамадан был ниспослан Коран» [447].

Это указывает на то, что ночь предопределения – это одна из ночей Рамадана. И эта ночь имеет место каждый год вплоть до Судного Дня. Более того известно, что ночь предопределения – это одна из десяти последних ночей Рамадана.

Сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ждите (наступления) ночи предопределения в последние десять ночей Рамадана» [448].

Более того известно, что ночь предопределения чаще всего выпадает на нечетные ночи месяца Рамадан.

Сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ждите (наступления) ночи предопределения в одну из десяти последних нечётных (ночей) Рамадана» [449].

Более того известно, что ночь предопределения чаще всего выпадает на последние семь ночей Рамадана.

Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом, что в своё время нескольким людям из числа сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует, было открыто во сне, что ночью предопределения будет одна из семи последних ночей Рамадана, и тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я вижу, что ваши сновидения сходятся на семи последних ночах, так пусть же тот, кто ждёт ночи предопределения, ожидает её (наступления) в течение семи последних (ночей)» [450].

Передают со слов Ибн 'Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ожидайте её (ночь предопределения) в последние десять ночей Рамадана, и если кто-нибудь из вас проявит слабость [451] в первые три ночи, пусть ни в коем случае не проявляет её в семь оставшихся ночей» [452].

Более того известно, что ночь предопределения чаще всего выпадает именно на 27-ую ночь Рамадана.

Сообщается, что Убей ибн Ка‘б, да будет доволен им Аллах, сказал: «Это — двадцать седьмая ночь. (Я говорю так, ибо у меня есть) знак, о котором нам сообщил посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказавший, что на следующий день после этой ночи солнце взойдёт, не испуская лучей» [453].

Однако следует заметить, что ночь предопределения не выпадает на одну и ту же ночь каждый год. Например, в одном году она может выпасть на 27-ую ночь, а в следующем году уже на 25-ую ночь. Это происходит согласное желанию Аллаха и Его мудрости.

Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ждите ночь предопределения в последние десять ночей Рамадана, когда останется девять, или семь, или пять (ночей до конца месяца)».

Сказал ибн Хаджар, да помилует его Аллах, в книге «Фатх уль-Бари»: «Я считаю верным, что ночь предопределения выпадает на одну из последних десяти нечетных ночей Рамадана, и что она постоянно меняется» [454].

Аллах Всевышний скрыл точное знание о ночи предопределения от Своих рабов из-за милости к ним, дабы они совершали больше деяний, пытаясь застать эту ночь. В последние десять ночей верующие совершают много молитв, много поминают Аллаха и обращаются к Нему с мольбами, и это приближает их к Нему и увеличивает их награду. Аллах Всевышний скрыл точное знание о ночи предопределения от Своих рабов, чтобы испытать их — кто будет усердствовать, пытаясь застать эту ночь, а кто будет лениться и проявлять упущение. Если человек стремится к чему-то, то он проявляет усердие, желая достичь этого, и не чувствует усталости.

Бывает такое, что Аллах Всевышний открывает эту ночь кому-то из Своих рабов, показывая им определенные признаки. Например, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я увидел во сне, что она (ночь предопределения) будет одной из нечётных ночей, а утром я буду совершать земные поклоны в воде и глине» [455].

Братья мои, в ночь предопределения Аллах Всевышний приближает к Себе Своих избранных рабов и отвечает на их мольбы. Творящим добро в эту ночь записывается великая награда. Поистине, ночь предопределения лучше тысячи месяцев! Старайтесь же, да помилует вас Аллах, застать эту ночь в поклонении Аллаху. Остерегайтесь беспечности по отношению к этой ночи!

О, Аллах, сделай нас из числа тех, кто проведёт месяц Рамадан, соблюдая пост, и застанет ночь предопределения, получив обильную награду.

ا ل ل ّ َ ه ُ م ّ َ ا ج ْ ع ل ْ ن َ ا م ن ا ل س ا ب ق ي ن َ إ ل ى ا ل خ ي ر ا ت ِ ، ا ل ه ا ر ب ي ن َ ع ن ا ل م ن ك َ ر ا ت ، ا ل آ م ن ي ن َ ف ي ا ل غ ر ف ا ت ، م ع ا ل ّ َ ذ ِ ي ن َ أ ن ع م ت َ ع ل ي ه م و َ و َ ق َ ي ْ ت َ ه ُ م ْ ا ل س ي ئ ا ت ِ ، ا ل ل ّ َ ه ُ م ّ َ أ ع ِ ذ ْ ن ا م ن م ُ ض ل ا ّ َ ت ِ ا ل ف ت ن ِ ، و ج ن ب ن ا ا ل ف و ا ح ش َ م ا ظ ه َ ر َ م ن ه ا و م ا ب ط َ ن

ا ل ل ّ َ ه ُ م ّ َ ا ر ز ُ ق ْ ن َ ا ش ك ر َ ن ع م ت ِ ك و ح س ن َ ع ب ا د ت ك َ ، و ا ج ْ ع ل ْ ن َ ا م ن أ ه ل ط ا ع ت ِ ك و و ل ا ي ت ك ، و آ ت ن ا ف ي ا ل د ن ي ا ح س ن ة ً و ف ي ا ل آ خ ر ة ح س ن ة ً و ق ن َ ا ع ذ َ ا ب َ ا ل ن ا ر ، و ا غ ف ر ل ن َ ا و ل و ا ل ِ د ِ ي ن ا و ل ِ ج م ي ع ِ ا ل م س ل م ي ن َ ب ر ح م ت ك ي ا أ ر ح م َ ا ل ر ّ َ ا ح م ي ن

 

و ص ل ّ َ ى ا ل ل ه و س ل ّ َ م ع ل ى ن ب ي ّ ِ ن َ ا م ح م د ٍ و ع ل ى آ ل ِ ه ِ و ص ح ب ه أ ج م ع ي ن

 


 

Глава двадцать третья

Описание Рая

Братья мои, спешите к прощению от вашего Господа и к Раю, ширина которого подобна ширине небес и земли. В этом Раю есть то, чего не видел человеческий глаз, и то, о чём не слышало человеческое ухо, и то, что даже не приходило человеку на ум.

Аллах Всевышний сказал:

﴿ م ّ َ ث َ ل ُ ا ل ْ ج َ ن ّ َ ة ِ ا ل ّ َ ت ِ ي و ُ ع ِ د َ ا ل ْ م ُ ت ّ َ ق ُ و ن َ ت َ ج ْ ر ِ ي م ِ ن ت َ ح ْ ت ِ ه َ ا ا ل أ َ ن ْ ه َ ا ر ُ أ ُ ك ُ ل ُ ه َ ا د َ آ ئ ِ م ٌ و ِ ظ ِ ل ّ ُ ه َ ا ﴾

«Вот описание Рая, обещанного тем, кто остерегается (наказания Аллаха). Там текут реки, не иссякают яства, и не исчезает тень» [456].

А также:

﴿ م َ ث َ ل ُ ا ل ْ ج َ ن ّ َ ة ِ ا ل ّ َ ت ِ ي و ُ ع ِ د َ ا ل ْ م ُ ت ّ َ ق ُ و ن َ ف ِ ي ه َ ا أ َ ن ْ ه َ ا ر ٌ م ّ ِ ن م ّ َ ا ء غ َ ي ْ ر ِ آ س ِ ن ٍ و َ أ َ ن ْ ه َ ا ر ٌ م ِ ن ل ّ َ ب َ ن ٍ ل ّ َ م ْ ي َ ت َ غ َ ي ّ َ ر ْ ط َ ع ْ م ُ ه ُ و َ أ َ ن ْ ه َ ا ر ٌ م ّ ِ ن ْ خ َ م ْ ر ٍ ل ّ َ ذ ّ َ ة ٍ ل ّ ِ ل ش ّ َ ا ر ِ ب ِ ي ن َ و َ أ َ ن ْ ه َ ا ر ٌ م ّ ِ ن ْ ع َ س َ ل ٍ م ّ ُ ص َ ف ّ ً ى و َ ل َ ه ُ م ْ ف ِ ي ه َ ا م ِ ن ك ُ ل ّ ِ ا ل ث ّ َ م َ ر َ ا ت ِ و َ م َ غ ْ ف ِ ر َ ة ٌ م ّ ِ ن ر ّ َ ب ّ ِ ه ِ م ْ ﴾

«Вот описание Рая, обещанного тем, кто остерегается (наказания Аллаха)! В нем текут реки из воды, которая не застаивается, реки из молока, вкус которого не изменяется, реки из вина, дарующего наслаждение пьющим, и реки из очищенного меда. В нем (в Раю) для них уготованы любые фрукты и прощение от их Господа» [457].

А также:

﴿ و َ ب َ ش ّ ِ ر ِ ا ل ّ َ ذ ِ ي ن آ م َ ن ُ و ا ْ و َ ع َ م ِ ل ُ و ا ْ ا ل ص ّ َ ا ل ِ ح َ ا ت ِ أ َ ن ّ َ ل َ ه ُ م ْ ج َ ن ّ َ ا ت ٍ ت َ ج ْ ر ِ ي م ِ ن ت َ ح ْ ت ِ ه َ ا ا ل أ َ ن ْ ه َ ا ر ُ ك ُ ل ّ َ م َ ا ر ُ ز ِ ق ُ و ا ْ م ِ ن ْ ه َ ا م ِ ن ث َ م َ ر َ ة ٍ ر ّ ِ ز ْ ق ا ً ق َ ا ل ُ و ا ْ ه َ ذ َ ا ا ل ّ َ ذ ِ ي ر ُ ز ِ ق ْ ن َ ا م ِ ن ق َ ب ْ ل ُ و َ أ ُ ت ُ و ا ْ ب ِ ه ِ م ُ ت َ ش َ ا ب ِ ه ا ً و َ ل َ ه ُ م ْ ف ِ ي ه َ ا أ َ ز ْ و َ ا ج ٌ م ّ ُ ط َ ه ّ َ ر َ ة ٌ و َ ه ُ م ْ ف ِ ي ه َ ا خ َ ا ل ِ د ُ و ن َ ﴾

«Обрадуй (о, посланник) тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, тем, что (в Последней жизни) им уготованы Райские сады, в которых текут реки. Всякий раз, когда им (обитателям Рая) будут подавать плоды для пропитания, они будут говорить: " Это уже было даровано нам прежде". Но им будут давать нечто похожее. У них там будут очищенные супруги, и они пребудут там вечно» [458].

А также:

﴿ و َ د َ ا ن ِ ي َ ة ً ع َ ل َ ي ْ ه ِ م ْ ظ ِ ل َ ا ل ُ ه َ ا و َ ذ ُ ل ّ ِ ل َ ت ْ ق ُ ط ُ و ف ُ ه َ ا ت َ ذ ْ ل ِ ي ل ً ا (14) و َ ي ُ ط َ ا ف ُ ع َ ل َ ي ْ ه ِ م ب ِ آ ن ِ ي َ ة ٍ م ّ ِ ن ف ِ ض ّ َ ة ٍ و َ أ َ ك ْ و َ ا ب ٍ ك َ ا ن َ ت ْ ق َ و َ ا ر ِ ي ر َ ا (15) ق َ و َ ا ر ِ ي ر َ م ِ ن ف ِ ض ّ َ ة ٍ ق َ د ّ َ ر ُ و ه َ ا ت َ ق ْ د ِ ي ر ً ا (16) و َ ي ُ س ْ ق َ و ْ ن َ ف ِ ي ه َ ا ك َ أ ْ س ً ا ك َ ا ن َ م ِ ز َ ا ج ُ ه َ ا ز َ ن ج َ ب ِ ي ل ً ا (17) ع َ ي ْ ن ً ا ف ِ ي ه َ ا ت ُ س َ م ّ َ ى س َ ل ْ س َ ب ِ ي ل ً ا (18) و َ ي َ ط ُ و ف ُ ع َ ل َ ي ْ ه ِ م ْ و ِ ل ْ د َ ا ن ٌ م ّ ُ خ َ ل ّ َ د ُ و ن َ إ ِ ذ َ ا ر َ أ َ ي ْ ت َ ه ُ م ْ ح َ س ِ ب ْ ت َ ه ُ م ْ ل ُ ؤ ْ ل ُ ؤ ً ا م ّ َ ن ث ُ و ر ً ا (19) و َ إ ِ ذ َ ا ر َ أ َ ي ْ ت َ ث َ م ّ َ ر َ أ َ ي ْ ت َ ن َ ع ِ ي م ً ا و َ م ُ ل ْ ك ً ا ك َ ب ِ ي ر ً ا ﴾

«Тени (райских деревьев) будут близки к ним, и плоды будут подчинены им полностью. Обходить их будут (юные слуги) с сосудами из (чистого) серебра и кубками из хрусталя - хрусталя серебряного, соразмерных размеров. Поить их там будут из чаш вином, смешанным с имбирем, из источника, названного Сальсабилем. Их будут обходить (прислуживая им) вечно юные отроки. Взглянув на них, ты примешь их за рассыпанный жемчуг (из-за их красоты). Взглянув же (на любое место в Раю), ты увидишь там благодать и великую власть [459]» [460].

А также:

﴿ ف ِ ي ج َ ن ّ َ ة ٍ ع َ ا ل ِ ي َ ة ٍ (10) ل ّ َ ا ت َ س ْ م َ ع ُ ف ِ ي ه َ ا ل َ ا غ ِ ي َ ة ً (11) ف ِ ي ه َ ا ع َ ي ْ ن ٌ ج َ ا ر ِ ي َ ة ٌ (12) ف ِ ي ه َ ا س ُ ر ُ ر ٌ م ّ َ ر ْ ف ُ و ع َ ة ٌ (13) و َ أ َ ك ْ و َ ا ب ٌ م ّ َ و ْ ض ُ و ع َ ة ٌ (14) و َ ن َ م َ ا ر ِ ق ُ م َ ص ْ ف ُ و ف َ ة ٌ (15) و َ ز َ ر َ ا ب ِ ي ّ ُ م َ ب ْ ث ُ و ث َ ة ٌ ﴾

« (Они находятся) в Вышних садах. Они не услышат там словоблудия. Там есть источник текущий. Там воздвигнуты ложа, расставлены (перед обитателями вечных садов) чаши, разложены подушки, и разостланы (мягчайшие) ковры» [461].

А также:

﴿ ي ُ ح َ ل ّ َ و ْ ن َ ف ِ ي ه َ ا م ِ ن ْ أ َ س َ ا و ِ ر َ م ِ ن ذ َ ه َ ب ٍ و َ ل ُ ؤ ْ ل ُ ؤ ً ا و َ ل ِ ب َ ا س ُ ه ُ م ْ ف ِ ي ه َ ا ح َ ر ِ ي ر ٌ ﴾

«Там (в Раю) они (обитатели Рая) будут украшены золотыми браслетами и жемчугом, а их одеяния будут из шелка» [462].

А также:

﴿ ع َ ا ل ِ ي َ ه ُ م ْ ث ِ ي َ ا ب ُ س ُ ن د ُ س ٍ خ ُ ض ْ ر ٌ و َ إ ِ س ْ ت َ ب ْ ر َ ق ٌ و َ ح ُ ل ّ ُ و ا أ َ س َ ا و ِ ر َ م ِ ن ف ِ ض ّ َ ة ٍ ﴾

«На них (на обитателях Рая) будут зеленые одеяния из атласа (тонкого шёлка) и парчи (плотного шёлка). Они будут украшены серебряными браслетами» [463].

А также:

﴿ م ُ ت ّ َ ك ِ ئ ِ ي ن َ ع َ ل َ ى ر َ ف ْ ر َ ف ٍ خ ُ ض ْ ر ٍ و َ ع َ ب ْ ق َ ر ِ ي ّ ٍ ح ِ س َ ا ن ٍ ﴾

«Они (обитатели Рая) будут лежать, прислонившись, на зеленых подушках и прекрасных матрацах» [464].

А также:

﴿ م ُ ت ّ َ ك ِ ئ ِ ي ن َ ف ِ ي ه َ ا ع َ ل َ ى ا ل ْ أ َ ر َ ا ئ ِ ك ِ ل َ ا ي َ ر َ و ْ ن َ ف ِ ي ه َ ا ش َ م ْ س ً ا و َ ل َ ا ز َ م ْ ه َ ر ِ ي ر ً ا ﴾

« (Возлежа) облокотившись там на (разукрашенных) ложах, не увидят они там ни солнца (жары), ни стужи» [465].


 

А также:

﴿ إ ِ ن ّ َ ا ل ْ م ُ ت ّ َ ق ِ ي ن َ ف ِ ي م َ ق َ ا م ٍ أ َ م ِ ي ن ٍ (51) ف ِ ي ج َ ن ّ َ ا ت ٍ و َ ع ُ ي ُ و ن ٍ (52) ي َ ل ْ ب َ س ُ و ن َ م ِ ن س ُ ن د ُ س ٍ و َ إ ِ س ْ ت َ ب ْ ر َ ق ٍ م ّ ُ ت َ ق َ ا ب ِ ل ِ ي ن َ (53) ك َ ذ َ ل ِ ك َ و َ ز َ و ّ َ ج ْ ن َ ا ه ُ م ب ِ ح ُ و ر ٍ ع ِ ي ن ٍ (54) ي َ د ْ ع ُ و ن َ ف ِ ي ه َ ا ب ِ ك ُ ل ّ ِ ف َ ا ك ِ ه َ ة ٍ آ م ِ ن ِ ي ن َ ﴾

«Воистину, остерегающиеся (наказания Аллаха) пребудут в безопасном месте, в Райских садах и среди источников. Они будут облачены в атлас и парчу и будут восседать друг против друга. Вот так! Мы сочетаем их с черноокими, большеглазыми девами. Там они будут просить любые фрукты, будучи в безопасности» [466].

А также:

﴿ ا د ْ خ ُ ل ُ و ا ا ل ْ ج َ ن ّ َ ة َ أ َ ن ت ُ م ْ و َ أ َ ز ْ و َ ا ج ُ ك ُ م ْ ت ُ ح ْ ب َ ر ُ و ن َ (70) ي ُ ط َ ا ف ُ ع َ ل َ ي ْ ه ِ م ب ِ ص ِ ح َ ا ف ٍ م ّ ِ ن ذ َ ه َ ب ٍ و َ أ َ ك ْ و َ ا ب ٍ و َ ف ِ ي ه َ ا م َ ا ت َ ش ْ ت َ ه ِ ي ه ِ ا ل ْ أ َ ن ف ُ س ُ و َ ت َ ل َ ذ ّ ُ ا ل ْ أ َ ع ْ ي ُ ن ُ و َ أ َ ن ت ُ م ْ ف ِ ي ه َ ا خ َ ا ل ِ د ُ و ن َ ﴾

«Войдите же в Рай радостными вместе со своими женами. Их (в Раю) будут обносить блюдами из золота и чашами. Там будет то, чего жаждут души и чем услаждаются глаза. Вы пребудете там вечно» [467].

А также:

﴿ ف ِ ي ه ِ ن ّ َ ق َ ا ص ِ ر َ ا ت ُ ا ل ط ّ َ ر ْ ف ِ ل َ م ْ ي َ ط ْ م ِ ث ْ ه ُ ن ّ َ إ ِ ن س ٌ ق َ ب ْ ل َ ه ُ م ْ و َ ل َ ا ج َ ا ن ّ ٌ (56) ف َ ب ِ أ َ ي ّ ِ آ ل َ ا ء ر َ ب ّ ِ ك ُ م َ ا ت ُ ك َ ذ ّ ِ ب َ ا ن ِ (57) ك َ أ َ ن ّ َ ه ُ ن ّ َ ا ل ْ ي َ ا ق ُ و ت ُ و َ ا ل ْ م َ ر ْ ج َ ا ن ُ ﴾

«Там (в Райских садах) будут девы, потупляющие взоры, с которыми прежде не имели близости ни человек, ни джинн. Какую же из милостей вашего Господа вы считаете ложью? Они (райские гурии) подобны (по своей красоте) рубинам и кораллам» [468].

А также:

﴿ ف ِ ي ه ِ ن ّ َ خ َ ي ْ ر َ ا ت ٌ ح ِ س َ ا ن ٌ (70) ف َ ب ِ أ َ ي ّ ِ آ ل َ ا ء ر َ ب ّ ِ ك ُ م َ ا ت ُ ك َ ذ ّ ِ ب َ ا ن ِ (71) ح ُ و ر ٌ م ّ َ ق ْ ص ُ و ر َ ا ت ٌ ف ِ ي ا ل ْ خ ِ ي َ ا م ِ ﴾

«Там (в Райских садах) есть девы благие (нравом), прекрасные (внешностью). Какую же из милостей вашего Господа вы считаете ложью? Они - черноокие и большеглазые, удерживаемые в шатрах» [469].

А также:

﴿ ف َ


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.035 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал