Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Капитализм дал возможность людям создавать ценности
Мясник и пекарь осуществляют товарообмен. Мясник обменивает кусок мяса на буханку хлеба. При этом оба получают выгоду. Предположим, у пекаря дела пошли лучше, чем у мясника. Вскоре он уже достаточно наторговал, чтобы купить более совершенную печь. И теперь процесс выпечки хлеба стал еще более эффективным, чем прежде, что увеличило поток потребителей в магазине пекаря: хлеб более качественный, а цена не так высока, как прежде. Так вот капитализм и преобразовал этот мир. Каждый, кто может что‑ то продать, получает выгоду. Его капиталы растут, и у него появляется возможность покупать машины, благодаря которым повышается производительность, в результате чего прибыль увеличивается еще больше.
Индустриализация усовершенствовала модель капитализма (и разрушила культуру, заменив ее внешним блеском)
Капиталистическая система совершенствовалась, проходила стадии концентрации – и так до тех пор, пока не превратилась в настоящего монстра. Руководители ее стремились не только к тому, чтобы совершить как можно больше торговых сделок, повышая качество продукции и снижая цены, но и к тому, чтобы изменить (причем в масштабе всего мира) две вещи, которые никогда не изменялись со времен мамонтов. Они преследовали цель изменить культуру. Лидер индустриального мира – это достаточно значительная и сильная фигура, располагающая средствами, позволяющими действовать с размахом, присущим королевской особе. Но он не издает королевских указов, он использует возможности рекламы, воздействуя таким образом и на правительства, и на парламенты и предлагая жирную приманку всякому, кто согласится подчиниться его воле. Благодаря промышленникам и их баснословным прибылям у нас изменилось само определение успеха. Изменилась сущность образования. Даже то, как мы проводим свое время, мир вещей, которые нас окружают, – все это претерпело изменения вследствие широкой рекламы, всеобщего образования и массового производства. Например, промышленники лоббируют в парламенте строительство завода на берегу прекрасной реки, а потом сбрасывают в нее отходы производства. Они загружают нудной работой, исключающей проявление инициативы, представителей среднего управляющего звена, превращая их в обыкновенных исполнителей. Они суют свой нос везде и всюду: и в то, как правительство управляет страной, и в сферу образования, и в область науки, и в деятельность религиозных организаций. И все это не вызывало вопросов, пока созданная ими система производства позволяла нам жить в относительном достатке, кормить семьи и получать необходимое медицинское обслуживание. Индустриальная система построила больницы и видеоклубы, метро и сеть ресторанов «Макдональдс». Разве это было так уж плохо? Но изменения в нашей культуре пошли дальше, чем ожидало большинство. И вслед за первым пришло другое изменение… Изменение нашей мечты. Огромное воздействие более чем вековой идеологической обработки нельзя переоценить. Мы приняли пропаганду индустриального общества с таким энтузиазмом, что изменилась сама природа нашей мечты. Сегодня для того, чтобы почувствовать себя человеком с большой буквы, нужно иметь больше денег, более крепкое здоровье и более высокий уровень влияния на других, чем когда‑ либо ранее. Но дело не только в этом. Наш образ жизни фундаментально отличается от образа жизни людей, живших сто лет назад. Правящему классу индустриальной системы нужно, чтобы вы мечтали о защищенности и о тех выгодах, которые приносит конформизм. Промышленники заинтересованы в том, чтобы постоянно навязывать вам все новые и новые товары, которые они выбрасывают на рынок (и тут от вас требуется все большая и большая готовность соглашаться со всем, чего от вас требуют). Они извлекают выгоду из наших стремлений, поскольку мы должны только и мечтать о том, как будем продвигаться вверх по корпоративной лестнице, их лестнице. Двигатель капитализма – конкуренция. А основа конкуренции – тот факт, что кто‑ то все время терпит крах. Кому‑ то не удается «схватить» новую идею, создать прочную организацию, кого‑ то повергает ниц новый конкурент. Индустриализация снизила риск возможных неудач, укрепила статус‑ кво и сцементировала власть. Вырасти настолько, чтобы не потерпеть фиаско, – цель каждого промышленника, но если все вокруг этого добились, значит, основной принцип конкуренции отошел в прошлое и капитализм уже больше не функционирует должным образом.
|