Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие и элементы мировой валютной системы.
Мировая валютная система - форма орг-ции валютных отношений в рамках мирового хоз-ва, закрепленная межгос-ыми и м/народными договоренностями. М/народные валютные отношения - совокупность общественных отношений, склад-ющихся при функц-нии валюты в мировом хоз-ве и обслуж-ющих взаимный обмен результатами деят-ти национальных хоз-в. Обязательные условия мировой валютной системы: 1)механизм установления и поддержания валютных курсов; 2)условие конвертируемости валют; 3)режим работы валютных и золотых рынков; 4)м/народные платежные ср-ва; 5)порядок балансирования м/народных платежей; 6)права и обязанности межгос-ных институтов, регулирующих валютные отношения. Основные элементы: 1. Мировой денежный товар; 2. М/народные ликвидные активы; 3. Валютный курс; 4. Валютный (форексный) рынок; 5. М/народные валютно-финансовые орг-ции; 6. Межгос-нные договоренности. 1.Мировой денежный товар принимается каждой страной в кач-ве эквивалента вывезенного из нее богатства и обслуживает м/народные отношения. Первым м/народным денежным товаром выступало золото. Далее мировыми деньгами стали национальные валюты ведущих мировых держав. В наст время в этом качестве распространены СДР (специальные права заимствования: это коллективная расчетная единица, эмитированная М/народнымВФ для стран-участниц в качестве специальной м/народной валюты для расчетов между гос-ми. Имеют безналичную форму в виде записей на банковских счетах). 2.М/народные ликвидные активы – валютные активы, кот-ые могут быть использованы банками, компаниями и гос-вами для погашения м/народных долговых обязательств и представляющие собой резервы м/народных платежных ср-в, к кот-ым в наст время относятся валюты ведущих промышленно развитых стран. 3.Валютный курс - ст-ть денежной единицы одной страны, выраженная в денежной единице другой страны или м/народных валютных единицах. 4.Валютный рынок – рынок, на кот-ом осуществляются операции по покупке или продаже иностранной валюты, платежных документов в иностранных валютах, а также операций по движению капитала иностранных инвесторов. 5.М/народные валютно-фин-вые орг-ции - орг-ции, создаваемые на основе межгосударственных соглашений в сфере м/народных фин-сов. 6.Межгосударственные договоренности — соглашения, заключенные двумя или несколькими суверенными государствами на определенный срок или навечно.
7. Международный кредит: сущность, функции, виды. Международный кредитный рейтинг. М/народный кредит - кредит, предоставляемый гос-вами, банками, фирмами, другими юр или физ лицами одних стран правительству, банкам, фирмам других стран. Это движение ссудного капитала, связанное с предоставлением валютных и товарных ресурсов на условиях возвратности, срочности, обеспеченности и уплаты %. Сущность м/народного кредита проявляется через его функции. Функции м/народного кредита: 1) Перераспределения: Перевод временно-свободных фин-вых ресурсов из одних сфер хоз деят-ти в другие, обеспечивающие высокую прибыль. 2) Экономия издержек обращения: Ликвидация временного разрыва м/у поступлением и расходованием ден ср-в субъектов хозяйствования, кот-ые испытывают недостаток фин-вых ресурсов. 3) Ускорение концентрации капитала: М/народный кредит позволяет существенно расширить масштаб произв-ва, обеспечивая дополнительную массу прибыли. 4) Обслуживание товарооборота: Кредит активно воздействует на ускорение товарного и денежного обращения, вытесняя из него наличные деньги. 5) Ускорение научно-технического прогресса: Финансирование деят-ти научно-технических орг-ций. Роль кредита в развитии произв-ва: положительная (обеспечивает непрерывность воспроизв-ва и его расширение, углубление м/народного разделения труда) и отрицательная (усиливает диспропорции общественного воспроизв-ва, стимулируя скачкообразное расширение прибыльных отраслей, сдерживает развитие отраслей, в которые не привлекаются иностранные заемные ср-ва). Виды м/народного кредита 1. По срокам: краткоср. - до 1 года; среднеср. - от 1 года до 10 лет; долгоср. - свыше 10 лет. 2. По источникам: внутренние; иностранные; смешанные; кредитование внешней торговли. 3. По назначению: коммерческие кредиты (обслуживающий м/народную торговлю); фин-вые кредиты (используются для приобретения цен бумаг, погашение внешнего долга); промежуточные кредиты (предназначенные для обслуживания смешанных форм вывоза капиталов, Т и У). 4. По валюте займа: предоставляемые в валюте страны-должника или страны кредитора; предоставляемые в валюте третьей страны (доллар США и евро). 5. По обеспечению: обеспеченные (товарами, коммерческими док-тами); необеспеченные (бланковые). 6. По видам: товарные (при экспорте товаров с отсрочкой платежа); валютные. 7. В зависимости от кредитора: А) частные – форма коммерч кредита, предоставляется экспортером одной страны импортеру другой страны в форме отсрочки платежа за товар. Б) банковские – предоставляются экспортерами и импортерами под залог материально-товарных ценностей. В) брокерский – предоставляется банком или фин-вой компанией на покупку цен бумаг. Г) правительственные (гос займы) – предоставляются правительствам стран на основании межправительственных соглашений. А также: Ролловерные - средне- или долгосрочный кредит, предоставляемый по плавающей ставке, фиксируемой через равные промежутки времени (3-6 месяцев). Вексельный - экспортер, заключив соглашение о продаже товара, выставляет переводной вексель (тратту) на импортера, кот-ый, получив коммерч документы, акцептирует его, т. е. дает согласие на оплату в указанные на нем сроки. Акцептно-рамбурсный кредит - основан на сочетании акцепта векселей экспортера банком третьей страны в переводе суммы векселя импортером банку-акцептанту. Условия этого вида кредита - лимит, сроки, %ная ставка, порядок оформления, использ-ния и погашения, определяются на основе предварительной межбанковской договоренности. Обеспеченность кредита обусловливается реализацией товара. Кредит покупателю - банк экспортера непосредственно кредитует иностранного покупателя, т.е. фирмы страны-импортера и их банки. Тем самым импортер приобретает необходимые товары с оплатой счетов поставщика за счет ср-в кредитора с отнесением зад-сти на покупателя или его банк. Кредит.рейтинг – инструмент, кот-ый отражает комплексную оценку способности заемщика к полному и своевременному выполнению долговых обязат-в на весь срок погашения долга или период обращения цен бумаги с учетом прогноза возможных изменений эк-кой среды и социально-политической ситуации. Кредит.рейтинги могут присваиваться эмитенту (суверенному Прав-ву, регион.и мест.органам власти, корпорациям, фин.институтам, страх.компаниям и фондам) или отдельному долговому обязат-ву. Все рейтинги строятся по принципу рейтинговой шкалы, в которой выделяются типы, категории и классы рейтингов.
М/народные фин-вые орг-ции — орг-ции, созданные на основе межгосударственных соглашений в сфере м/народных фин-ов. Участниками соглашений могут выступать гос-ва и негос-ные институты. М/народные фин орг-ции создаются путём объединения фин ресурсов странами-участниками для решения определенных задач в области развития мировой эк-ки и м/народных эк-ких отношений. Целями м/народной фин орг-ции могут быть развитие сотрудничества, обеспечение целостности, стабилизация сложных ситуаций, сглаживание противоречий всемирного хозяйства. Задачи м/народных фин орг-ций: анализ ситуации, тенденций и факторов развития мировой эк-ки; операции на мировом валютном и фондовом рынке с целью регулирования мировой эк-ки, поддержания и стимулирования м/народной торговли; инвестиц-ая деят-сть (кредитование в области м/народных и внутренних национальных проектов); кредитование гос проектов; финансирование программ м/народной помощи; финансирование научных исследований; благотворительная деят-сть. Примеры м/народных фин-вых орг-ций: 1)М/народный валютный фонд: Цели МВФ: Способствовать развитию м/народного сотрудничества.Поддерживать стабильность валют.Содействовать расширению и сбалансированному росту м/народной торговли и др. Основные функции МВФ: содействие м/народному сотрудничеству в денежной политике; расширение мировой торговли; кредитование; стабилизация денежных обменных курсов; консультирование стран-дебиторов (должников); разработка стандартов, сбор и публикация м/народной фин-вой статистики. 2) К Всемирному банку (ВБ) причисляют: МБРР и его дочернюю структуру – М/народную ассоциацию развития, Международная фин-вая корпорация, Многостороннее агентство гарантирования инвестиций (МАГИ). Цели ВБ являются: 1.содействие реконструкции и развитию народного хозяйства стран-членов; 2.поощрение частных и иностранных инвестиций посредством предоставления гарантий и участия в займах и инвестициях частных кредиторов и других инвесторов; 3.стимулирование сбалансированного роста м/народной торговли и поддержание сбалансированного платежного баланса стран-членов. 3)Международный банк реконструкции и развития (МБРР): Цели: 1) оказание помощи в реконструкции и развитии экономики стран‑ членов; 2) содействие частным иностранным инвестициям; 3) содействие сбалансированному росту м/народной торговли и поддержание равновесия платёжных балансов; 4) сбор и публикация стат инф-ции. МБРР предоставляет кредиты для эк-кого развития как гос-ным, так и частным предприятиям при наличии гарантий их правительством. Членами МБРР могут быть только страны-члены МВФ. 4)Международная ассоциация развития (МАР). Цель: оказание помощи самым бедным странам за счёт добровольных пожертвований стран-членов. МАР предоставляет беспроцентные займы со сроком погашения 20, 35, 40 лет. Источники ресурса – взносы в уставный капитал, часть перечисленной прибыли МБРР, т.к. МАР ведет свою деятельность на некоммерческих началах.
М/народная фин-вая система – фундамент управления глобальной эк-кой. Её основой являются институты, устанавливающие порядок осуществления платежей при совершении м/народных сделок. М/народные фин-вые системы - совокупность эк-ких, валютно-денежных и кредитных отношений м/у странами, закрепленная в м/народных договорных и государственно-правовых нормах. МФС – это сфера трансграничного движения фин. ресурсов, а также лиц-поставщиков и получателей этих ресурсов. Трансграничное движение фин.ресурсов осуществляются м/народной платежной системой - совокупностью инструментов и методов, с помощью кот-ых проводятся платежи м/у резидентами различных стран. МФС явилась результатом интеграции внешних секторов нац. фин. систем. наиболее (развитые страны мира с открытой экономикой.) Институциональную структуру фин. системы страны можно представить организациями банковской и кредитной систем, фондового рынка, фин. посредниками и контролирующими органами. Национальные фин. системы могут быть разделены на те, в кот-ых преобладают операции и влияние банковского сектора, и те, в кот-ых превалируют фин. операции, выполняемые небанковскими фин. институтами. Виды фин систем: В универсальной фин. системе законодательно не ограничивается выполнение банками тех операций фин. обслуживания, кот-ые не относятся к банковским. Это -фундаментальный признак. Классическим образцом такой системы считается немецкая. В сегментированной фин. системе банкам нельзя выполнять небанковские ф-ции. Дополнительным признаком является более жесткое разграничение сфер деят-ти и отдельных операций. При сегментированной системе банковские операции по приему депозитов и выдаче кредитов законодательно отделены от операций по выпуску и размещению цен бумаг промышленных компаний и ряда других видов услуг (страхование, сделки с недвижимостью, трастовые операции). Эти операции выполняются специализированными орг-циями. существуют смешанные фин. системы и сегментированные системы с элементами универсализации.
Социально-экономическая роль и виды макроэкономического планирования и прогнозирования Макроэк-кое планирование - проектирование желаемого будущего макроэк-ки и результативных путей его достижения. Макроэк-кое прогнозирование - создание вероятностного научного суждения о будущем макроэк-ки. Необходимость МПП определяется тем, что оно позволяет гос-ву: 1.снизить остроту социально-эк-ких проблем, эк-ких кризисов, массовых безработиц, высоких темпов инфляции.2.установить цели и приоритеты эк-кого развития гос-ва.3.обеспечить объективность в оценке ресурсов гос-ва в будущем и спланировать их воспроизводство.4.создать условия для стабильного эк-кого роста и повышения уровня жизни граждан. Принципы МПП: 1.системность - подразумевает исследование кач-ных и колич-ных закономерностей в эк-ке, а также построение такой логически слаженной цепочки исследования, согласно кот-ой процесс обоснования и выработки какого-либо решения будет отталкиваться от определения общей для всей системы цели, а также подчинять деят-ть всех подсистем достижению этой цели; 2.объективный учет будущего; 3.научность; 4.беспристрастность; 5.наличие вариантов - требует проведения многовариантных прогнозных разработок (альтернатив). В соответствии с этим принципом в основу должен браться наилучший вариант из нескольких возможных; 6.целенаправленность - требует, чтобы каждый план носил целевой характер, т.е. был бы направлен на достижение определенных целей. Цель МПП - достижение устойчивого эк-кого роста гос-ва и высокого уровня жизни населения. Задачи: 1)определение основных параметров развития эк-ки; 2)выявление необходимых ресурсов; 3)определение приоритетов; 4)выявление возможностей для прогрессивного развития эк-ки; 5)информирование населения, орг-ций о будущем развитии эк-ки гос-ва. Виды МПП. 1) По срокам: - краткосрочное (до 3 лет); - среднесрочное (3-6 лет); долгосрочное (больше 6 лет). Закон «О стратегическом планировании в РФ» 2) По масштабам: - федеральное; - региональное; - муниципальное; - отраслевое; - межотраслевое. 3) По сфере применения: - социальное; - научно-техническое; -инновационное; - инвестиционное; - экологическое; - финансовое и т.д. Планирование делится: 1) По качеству цели: - стратегическое (долгосрочное план-ие, нацелено на качественно новые параметры развития); - тактическое (краткосрочное план-ие, без постановки качественно новых целей). 2) По характеру целей: - стабилизационное (план-ие развития отдельных секторов эк-ки); - структурное (план-ие с целью устранения глубоких структурных диспропорций); - чрезвычайное (план-ие развития в ЧС). 3) По степени обязательности исполнения: - директивное (имеет обязательный для исполнения характер по отношению к объектам планирования); - регулятивное; - индикативное (носит рекомендательный характер). Прогнозирование делится на: 1)поисковое (определение будущего состояния на основании тенденций); 2)нормативное (исходя из цели прогнозируют развитие событий).
Методы планирования и прогнозирования экономических и социальных процессов План - совокупность действий, мероприятий, кот-ые последовательно соединены м/у собой для достижения целей с указанием сроков выполнения и ответственных лиц. Прогноз - вероятностное научное суждение о будущем, будущая модель объекта прогнозирования, научное предвидение. Методы МПП делятся на: 1.балансовый: Увязка потребностей страны в различных видах продукции, материальных, трудовых, фин-вых ресурсах с возможностью проив-ва и источников ресурсов. 2.нормативный: Технико-эк-кое обоснование прогнозов и планов с использованием норм и нормативов. 3.программно-целевой метод: Отбор основных целей соц-ного, эк-кого, научно-технического развития и разработки мероприятий по их достижению в намеченные сроки и сбалансированном обеспечении ресурсами с учетом эффективного их использования. 4.формализованный: Основанный на фактически имеющейся инф-ции об объекте прогнозирования и его прошлом развитии. - Метод экстраполяции: При формировании прогнозов с помощью экстраполяции обычно исходят из статистически складывающихся тенденций изменения тех или иных колич-ных характеристик объекта. - Метод моделирования: Методы информационного моделирования с помощью компьютерных технологий, статистического и логического моделирования. 5.экспертный: Базируется на инф-ции, кот-ую поставляют специалисты-эксперты в процессе систематизированных процедур выявления и обобщения мнения. - Метод интервью: Предполагает личное общение с опрашиваемым, при кот-ом исследователь (или его полномочный представитель) сам задает вопросы и фиксирует ответы. - Метод мозгового штурма: Отбирается группа квалифицированных экспертов, но оценки и выводы делаются в ходе заседания. Все эксперты делятся на 2 группы: первая генерирует идеи (выставляет оценки), а вторая — их анализирует. При этом запрещается критиковать ту или иную идею. Идея, с которой согласится большинство экспертов, и считается правильной. - Метод составления сценариев: Дается картина исследуемого объекта в будущем на основе сложившийся ситуации: оптимистический сценарий, пессимистический и средний (наиболее вероятностный). - Метод дерева целей: Основан на принципе разделения общей цели системы управления на подцели, кот-ые делятся на цели нижележащих уровней. - Матричный метод: Составляется стратегическая матрица, образованная пересечением координат, кот-ые отражают величину 2-х факторов. Решения на основании этой матрицы принимаются на основе того, в какой квадрант этой матрицы попадает наибольшее кол-во оценок. - SWOT анализ: Определяются сильные и слабые стороны, а также возможности и угрозы окруж. среды. - PEST анализ: Выявление политических, эк-ких, социальных и технологических аспектов внешней среды. - Метод Дельфи. Проводится сначала индивид-ый опрос экспертов анонимно. Полученные ответы сопоставляются спец.работниками, и обобщенные результаты вновь отправляются членам группы. На основе этой инф-ции члены группы сохраняют анонимность, делают дальнейшие предположения о будущем. Основные федеральные правовые акты в сфере макроэкономического планирования и прогнозирования Правовое регулирование макроэкон плинир-я и прогноз-я осуществляется на всех уровнях управления (фед, рег, муницип). Основы регулирования этой сферы заложены в Конституции. Например, в ст. 71 Конституции в качестве предметоведения в РФ указано установление основ фед-льной политики и принятия фед. Программ в области гос-ого, эк-кого, соц-ного и т.д. развития РФ. На федеральном уровне правовые акты МПП: 1.ФЗ №172 «О стратегическом планировании в РФ»; 2.БК РФ; 3.Градостроительный Кодекс РФ; На региональном уровне: 1.Устав СПб от 14.01.1998г. 2.Проект закона СПб «О стратегическом планировании в СПб». На муниципальном уровне: Устав муниципального образования г.Пушкин.
|