Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Проспект Ленина-Горького-Малышева – Воеводина
Комплекс зданий и сооружений Екатеринбургского железоделательного завода. 1723 – конец 19в. Там, где сейчас находится Исторический сквер в 1723г. под руководством генерала Вильгельма де Генина и капитана В.Н.Татищева началось строительство металлургического завода. Он был построен всего за полгода и стал крупнейшим не только на Урале, но и во всей Европе.
Мы с вами находимся на самом популярном и любимом месте наших горожан, это исторический сквер, где зародилась история нашего города. Екатеринбург называют детищем петровских реформ, и это действительно так. Петр 1, желая поднять благосостояние России, понимал, что это возможно через развитие торговли и промышленности. Потребовалась мощная металлургическая база. В то время промышленность была в упадке. Старые промышленные районы не могли обеспечивать страну. А уральские заводы, хоть и внесли огромный вклад в победу в Северной войне, однако, были изрядно истощены, из четырех казенных заводов реальную прибыль давали два (Каменский, Алапаевский), остальные пять заводов принадлежали Демидовым. И тогда Петр 1 в 1770 году отправляет Василия Никитича Татищева (артиллерийский капитан, талантливый администратор) на Урал, чтобы навести порядок на заводах. Тогда существовал Уктусский завод, основанный в 1704 году на мелководной речке Уктуске. Татищев, приехав на Урал, сразу увидел все неудобства этого уктусского завода, и в январе 1721 отыскал место для нового завода. Именно то самое где сейчас стоит Екатеринбург. Екатеринбург с самого начала задумывался как центр всех уральских заводов, место Татищев выбрал удобное и в смысле в географических условий «посредине всех заводов» и природных условий, в районе богатом лесом и рудой, драгоценными камнями, на реке Исети. Весной 1721 фактически начато строительство завода, которое было приостановлено из-за затянувшейся тяжбы, ссоры Татищева и Демидовых. Точку в этом споре поставил Вильям де Геннин (генерал, друг Петра 1). Разобравшись в деле, полностью принял сторону Татищева. Начальником горнозаводского управления на Урале становится Геннин, а его заместителем Татищев. В 1723 году активно возобновилось строительство завода. А летом этого же года на строительстве было занято около 4 тысяч человек – среди них солдаты тобольского полка, крестьяне, каменщики, мастера с заводов Урала и других регионов России.
Капсула времени, карта города, имена первых строителей города, барельеф «Рождение города». В камень под фигурой строителя города вмурована бронзовая лента, на которой упоминаются имена тех, кто участвовал в закладке города, а напротив в глубоком колодце помещена до срока капсула времени (обращение к жителям города, фотографии, книги, фильмы о нем, вскроют ее 2023 году в день 300 летия города). Строительством руководил Татищев. Мастеровые Клеопин и Гордеев составили первые рабочие чертежи основных объектов екатеринбургского, а затем и В-И заводов. Строительство началось с возведения крепости для безопасности от «неспокойного народа» - охваченных недовольством башкир, т.к завод строился на окраине обжитой русской земли. А также с плотины. Плотина – сердце завода, завод живет энергией воды. Кстати, о происхождении слова завод, поскольку, промышленные постройки воздвигались за водой, их стали называть заводами. Пределы крепости сегодня видны с плотины, крепостной вал екатеринбургского завода в первые годы его жизни проходил на уровне нынешних: Малышева (каменный мост) – на юге, Первомайской (дом горного начальника) – на севере, Вайнера (угол Вайнера Ленина) – на западе, К.Либкнехта – на востоке. С самого основания завода-крепости правая его сторона была Торговой – тут выстроены 1 ые торговые ряды и лавки, а левая – церковной.
Итак, строительство велось быстрыми темпами, завод был построен всего за полгода, станет крупнейшим современным металлургическим промышленным центром не только на Урале, но и в Европе. Первые английские станки были сделаны из уральского железа, благодаря нашим ресурсам английская промышленность оказалась на высоком уровне, при строительстве Эйфелевой башни использовали уральскую сталь, а при возведении Статуи Свободы в Нью-Йорке уральская медь.
18 ноября 1723 году – пуск завода- эта же и дата основания города Екатеринбурга. Имел более 30 различных цехов. Место у платины называли Монеткой, т.к. в 1725 году при заводе был основан Платный двор или Монетный двор(от шведского слова «плата» - монета), здесь чеканили монеты из первой российской меди, в 18-19 вв 80% всей медной монеты в России изготавливали в Екатеринбурге, 1726 – камнерезная мастерская, которая потом стала знаменитой гранильной фабрикой. Завод плавил чугун, медь, делал механизмы, инструменты, пушки, ядра, топора, также существует предположение, что первый самовар был изготовлен именно здесь. Начиная с 1735 года на территории Екатеринбургского завода, развернул свою деятельность монетный двор — огромное предприятие с рядом фабрик и подсобных цехов. Монетный двор приносил большой доход государству, что способствовало дальнейшему укреплению авторитета Екатеринбурга не только на Урале, но и в России в целом. Огромное значение для развития города имело открытие вблизи него месторождений золота и цветных камней. На базе Екатеринбургского завода помимо монетного двора стала существовать также и гранильная фабрика, достигшая своего расцвета в первой половине XIX века. В городе активно развивались ремесла: ювелирное, слесарное и другие. 1763 года, когда через Екатеринбург стал проходить основной торговый путь из европейской части России в Сибирь, что активизировало торговлю.
Обычный завод именовался по названию реки, на которой возводилась плотина. Но этот завод был необычный. Требовалась указать дистанцию между ним и всеми прочими заводами края. 1 августа с Уктусса перевезли все дела Оберг-бергамта в дом черте крепости на правом берегу. В тот же день в разговорах исчезли Исетский завод. Строящийся Екатеринбург стал столицей Урала. День святой Екатерины (покровительницы горного дела в Швеция, Саксония, большинство рабочих, мастеровых были выходцы из этих стран). Существует три версии топонимии города Екатеринбурга: 1-в честь императрицы Екатерины, 2- в честь покровительницы горного дела, 3 – существует письмо де Геннина к матери, в котором пишет, что строит на Урале завод и назовет его в ее честь. Самое первое сооружение – Плотинка, от первичного города уцелела одна плотина, хотя внешний вид ее менялся. ПЛОТИНА. В то время она была самым замечательным гидротехническим сооружением на Урале. Построена из лиственных бревен, которые в воде не гниют, а только крепчают, деревянный сруб был прочно набит глиной и укреплен камнем. В теле плотины имелись три прореза: два ларевых – для подачи воды к водоналивным колесам – и один в центре – для пропуска вешних вод. Возведением плотины — первого сооружения Екатеринбурга — руководил «плотинный мастер» с демидовских заводов Леонтий Злобин. Кстати, Венеция стоит на нашей уральской лиственницы.
Глыба родонита Напротив центрального прореза, что служил для спуска вешних вод, стоит глыба родонита на блестящем металлическом цоколе, символ каменных и золотых богатств края. Старинное русское название минерала Родонита – Орлец. На Руси бытовало поверье, если положить в люльку кусочек орлеца, то малыш вырастит отважным и гордым, словно парящий в небесах орел. Не зря орел, царь птиц, никому не подчиняющийся и проводящий большую часть жизни в полете, живущий на немыслимой высоте горных пиков, появился на российском гербе – и не зря розово-красный камень, камень цвета крови и новых побед, назвали орлецом. Свобода самовыражения, любовь и умиротворенность – главные дары родонита и если представить себе символическое изображение нашей страны, то так легко увидеть мысленным взором гигантского орла, парящего в алом рассветном небе, смело стремящегося к горизонту новых надежд и еще непокоренных высот. Так же, Считается, что этот камень может пробудить жизнь в отчаявшемся человеке, дать ему надежду и направить на путь добра и света, родонит способен разбудить в человеке скрытые таланты, развить их и принести своему хозяину известность и всеобщее признание.
Сам металлургический завод просуществовал всего несколько десятилетий. В 30-х годах 18 века начал сокращать производство и терять свое значение как крупное металлургическое предприятие, город, связанный с рудниками и заводами всего Урала, продолжал развиваться, постепенно превращаясь в административный центр горной промышленности, вокруг которого вырос наш город.
В начале 19 века Екатеринбургский казенный железоделательный завод был закрыт, потом на его территории открыли механическую фабрику. Затем в середине 19 века на этом месте устроили Главные мастерские Пермской железной дороги. Прямо из ворот нынешнего Исторического сквера по железной дороге поезда двигались по Покровскому к станции Екатеринбург 2 (ныне Шарташ). Водонапорная башня была построена в 80 х годах 19 века, для обслуживания железной дороги. А позже здесь поселятся люди, которые будут тут жить до 60 х годов, в это время началась реконструкция тогда заводской территории, сейчас плотинка (1887 году на заводской территории открылась Сибирско-Уральская научно-промышленная выставка, на которой широко были представлены достижения горнозаводского дела, работы кустарей и продукты сельскохозяйственного производства). Каменные постройки появились на заводе уже в 18 веке. На западной стороне сквера у лестницы были расположены домны и плавильные печи, здесь у плотины монетка, гранильная фабрика и механические цеха.
Белые здания под зелеными крышами, расположенные в восточной части сквера – это, то что осталось от прежнего завода. Бывшая кузница и котельная для изготовления небольших изделий (1865) – сегодня это музей природы краеведческого музея Музей истории архитектуры. Корпус лесопильной мельницы старого Екатеринбургского завода. Построен в 1832-1838гг. и перестроен архитектором Малаховым под контору главного механика завода и чертежную; Слесарный и сборочный цех(1848), магазин для хранения леса(1857). Здесь музей под открытым небом, выставлены образцы техники 19 века с уральских заводов. Старый каменный мост на Покровском проспекте. Это и есть самый первый из каменных мостов, построенных в городе. До этого все мосты были деревянными. Но вначале 19 в. Они уже не выдерживали нагрузки и постоянно требовали ремонта. Поэтому в 1839 году решили построить в городе пять каменных мостов. Этот – на покровском проспекте – проектировал архитектор Сарториус Э.Х.
Старые заводские ворота к бывшей южной границе крепости. Ворота старые, настоящие. Музей ИЗО, это самое старое здание на территории сквера. История этого строения весьма замечательна. Здесь в 1749 году было построено здание, предназначавшееся для госпиталя Монетного двора; оно же использовалось как тюремное помещение. С течением времени выяснилось, что здание вообще многофункционально здесь проходили спектакли екатеринбургской труппы актеров, а на старых снимках Монетки видно надпись на этом здании «Александровская богадельня». Геологическая аллея. На западной стороне сквера других построек кроме Госпиталя или музея ИЗО нет, здесь проходит геологическая аллея, тут представлены почти все породы деревьев, которые можно встретить в нашей местности (кроме сосны), а также образцы горных пород (разновидности мрамора). На этой же стороне, ниже фрагмент каменной стены, которая отделяла территорию сквера от улицы, тянулась от плотины до моста. Памятник отцам города. Памятник де Генину и Татищеву возвышается там, где в 1723г. они основали и построили на Исети мощный завод – крепость Екатеринбург. Скульптору П.Чусовитину досталась нелегкая задача объединить воедино образы людей, которые самоотверженно трудясь ради отчизны, не всегда ладили друг с другом. И выход был найден – в центре постамента, между двумя фигурами поднимается возвышение в виде алтаря, на который оба первооткрывателя положили руки. Это символический Алтарь Отечества, на который они принесли свои труды и думы, что навеки объединило их. В строительстве памятника были заняты многие. Бетонную основу (а в нее вложено около 300 кубометров) делали уральские строители. Добротный серый гранит шел с Сибирского карьера. А вот красным гранитом ведали приглашенные из Днепропетровска каменотесы. Гранитные заготовки пьедестала и основании памятника, уже обработанные там, были приведены сюда в готовом виде. Ажурные фонари – великолепной каслинской работы. Над литьем фигур работали литейщики Уралмаша. Пластическое решение в духе парадного портрета, характерного для русской скульптуры. Памятник открыт в августе 1998г, в день празднования 275 годовщины рождения города. Василий Никитич Татищев, начальник горных заводов, а также историк, географ, картограф, геолог, исследователь и знаток Урала, организатор металлургической промышленности ему принадлежит честь отыскания места, на котором стоит Екатеринбург, горного города, центра всех здешних заводов. Татищев нашел точку «посредине всех заводов», центр пересечения всех горнозаводских связей, на реке Исети, место одновременно в Европе и в Азии. Это было богатое место: руда, лес, драгоценный, поделочный и строительный камень. Место надежное и сытное. Тут Татищев планировал провести главный Сибирский тракт(тогда проходивший ч/з Верхотурье), перетащить Ирбитскую ярмарку, сосредоточить горное управление, основать школы, ввести новые производства. Вилим Иванович Геннин (Георг Вильгельм де Генин) –генерал майор. Поступил на русскую службу в 1697 г., Сначала принимал участие в северной войне. В 1712г. достраивал пушечно-литейный двор и пороховые заводы в Петербурге. В 1713-1722 был комендантом и начальником горных заводов Олонецкого края, где проявил себя как администратор и инженер. В тоже время он работал над проектом канала между Волгой и Москвой. 29 апреля 1722 Петр 1 направил Генина на Урал. Инструкция давала ему широкие полномочия. Ему было поручено «исправить железные заводы». Мамин указывал, что «Генин внес собой прекрасное знание горного дела, неусыпное рвение и честность» он разобрал конфликт между Татищевым и Демидовым и принял сторону Татищева. Специалист горного дела построил на Урале девять заводов. Построен был и Екатеринбургский завод, представлявший сложный промышленный комплекс на нем в 30-е годы 18 века действовали более 30 цехов. Здесь были объединены основные металлургические процессы. На заводе открыли камнерезное и гранильное производства. Генин был горным начальником уральских заводов в 1722-1734гг. после возвращения с Урала в 1734 Геннин стал управляющим главной артиллерийской канцелярии перестраивал тульские заводы заведовал Сестрорецкими заводами. Награжден орденами Станислава и Александра Невского. Неширокая улица М.Горького, одна из самых старых в городе, раньше она называлась Механической, потому что шла мимо мастерских и фабрик – пильной, хлебной, якорной, потом механической, а позднее – железнодорожных мастерских. Теперь идет вдоль Исторического сквера. Площадь Труда (прежде Екатерининская ). На этой площади 1 октября 1723 была заложена первая в нашем городе церковь во имя великомученицы Екатерины (покровительница горного дела). Эта церковь пропала в пожаре, и в 1758 году на том же самом месте был заложен богатый каменный собор. Собор был построен в стиле русского барокко, весьма распространенного в России 18 века на колокольне были часы, по которым сверял время весь город. Собор был снесен в 30-х годах 20 века. Его чугунные узорные плиты уложили на пол чугунолитейного цеха на Уралмаше. Теперь здесь сквер и фонтан «Каменный цветок» (широкая чаша фонтана сделана из розового мрамора, а вот цветок сам металлический, хотя, казалось бы камня у нас много). Часовня во имя святой великомученицы Екатерины. Когда то на этом месте высился величавый Екатерининский собор, возведенный в конце 18 века в честь святой Великомученицы Екатерины, покровительницы нашего города. Но в тридцатом году нашего столетия он разделил судьбу многих российских церквей и соборов, не вписавшихся в быт нового Советского государства- с него сняли колокола, а стены разнесли по кирпичикам. В 1990 г., по благословению архиепископа екатеринбургского и Курганского Мелхиседека, на месте, где, как предполагается, размещался собор, установили сначала деревянный, а потом металлические кресты. Строительство же часовни началось в 1997 г., в октябре. Здание часовни выполнено по проекту известного екатеринбургского архитектора и реставратора Александра Долгова. На возведение часовни пошло около 95 строительных материалов и обошлось в 2 млн.400 тыс.рублей. средства поступали как от частных лиц так и от организаций. Сейчас часовня находится в ведении Екатеринбургской епархии.
Улица проспект Ленина Ровесница города, самая старинная улица, является главной, центральной улицей города, как и в прежние времена. Называлась Большой, с 30 х годов 18 века Першпективная, дал название Геннин. Улица Ленина главная улица родилась вместе с городом проходя через плотину, она с самого начала играла роль связующей линии между Церковной и Торговой сторонами, западной и восточной половинами города.
Ползунов Ура́ льский госуда́ рственный ко́ лледж и́ мени И. И. Ползуно́ ва — старейшее профессиональное учебное заведение, в 1721 году по инициативе В. Н. Татищева были открыты словесные и арифметические школы при Алапаевском, Кунгурском и Уктусском казенных заводах.
На базе Уктусской школы в 1724 году организована Екатеринбургская горнозаводская школа, ставшая крупным учебным комплексом Урала. Первоначально училище располагалось в здании нынешней гимназии № 9, а на новом месте пребывает с 1877. Гимназия №9 На набережную рабочей молодежи (прежде Гимназическую), выходит здание 9-й школы(гимназии). Здесь и прежде была гимназия. А до 1877 года в этом здании размещалось горное училище, Чупин (разносторонний ученый, почетный член общества УОЛЕ, крупнейший знаток Урала, состоял на ответственной службе, был управляющим горного училища) имел здесь казенную квартиру. На плотине стоят памятники Консерватория Первое каменное здание в Екатеринбурге было построено в 1739 году и принадлежало Горной канцелярии. Тогда это был двухэтажный дом с шикарными колоннами и решетками каслинского литья. В 1840 году по проекту Михаила Малахова здание было перестроено, а с 1934 года и по сей день в нем располагается консерватория. Уральская государственная консерватория (академия). Удивительна история одного из первых каменных зданий в городе. Построено оно было в 1739-1743 годах по проекту Иоганна фон Баннера. Оно состояло из двух этажей и высокой крыши в голландском стиле. Называлось оно официально - «Обербергамт», по русски, среди жителей - Канцелярия Главного правления Сибирских и Казанских заводов. Здесь велась работа по управлению заводами (более 150), многочисленными рудниками и приисками, которые располагались по обе стороны Уральского хребт Почти через 100 лет после строительства «Обербергамта», архитектор М.П.Малахов соорудил над Уральским горным правлением третий этаж, а по краям было поставлено два портика с четырьмя колоннами каждый. В таком виде фасадная сторона здания практически сохранилась до наших дней.
На плотине стоят памятники двум писателям, всецело посвятившим себя Уралу –Мамина-Сибиряк (скульптур Антонов) и Бажову (скульптур Манизер). Лучше, чем Мамин-Сибиряк, о Екатеринбурге никто не сказал. Городской пруд. Одна из старейших достопримечательностей города. Создан он платиной, единственным сооружением, дошедшим до нас с первых дней жизни города. К городскому пруду тянулись лучшие здания и усадьбы старого Екатеринбурга. На бывшей Гимназической расположились лучшие здания, усадьбы старого Екатеринбурга. Пруд очень долго был чистым, в реке Исети купались почти 60-х годов 20 века. Исеть- река небольшая, теперь прямо маленькая, прежде была полноводнее, по ней даже небольшие суда ходили. На бывшей гимназической расположились: служебная резиденция главного лесничего уральских горных заводов и резиденция главного начальника горных заводов хребта Уральского, где первым хозяином был Глинка. Два старых особняка построены в первой трети 19 века по проекту архитектора Малахова. По уральской традиции они и должны располагаться рядом: до конца 18 века металлургические заводы работали только на древесном угле, так что без леса существовать не могли. И горным начальником (1837-1856) был генерал Владимир Андреевич Глинка, личность весьма замечательная. Особое положение Урала и Екатеринбурга предоставляло ему огромную власть: «Я царь и бог уральского хребта». Глинка жил открыто ти устраивал шумны балы, все именитые гости бывали у него в доме. С террасы этого дома Жуковский нарисовал вид Екатеринбурга. Глинка силу свое сознавал, Мамин-Сибиряк рассказывает любопытный анекдот о встрече Глинки с пермским губернатором Огаревым, тоже большим вельможей. Однажды зимой на проселочной дороге встретились вельможные кареты, и никто не пожелал уступать дорогу. Губернатор, высунувшись из кареты выкрикнул: - Уральский хребет едет! На что услышал ответ Глинки: - А за мной вся уральская шкура! По легенде губернатор все таки уступил дорогу. Был вспыльчив, но отходчив. В молодые годы увлекся политикой, был членом союза благоденствия, друзей не забывал, постоянно помогал сосланному в Сибирь Кюхельбекеру. Дом красив и теперь и снаружи, и внутри: много лет там размещалась закрытая спецбольница. Строгий особняк в стиле русского классицизма. Построен в первой четверти 19 века как личная резиденция начальника горных заводов Урала. Архитектор Малахов. У дома богатая история, связанная не только со строительством, но и с личностью первого владельца. Приехавший из Петербурга на Урал генерал Глинка и здесь хотел обустроиться на широкую ногу. Первый проект каменного дома был составлен в 1817г. В 1825 он появился на плане города. Отделка полностью была закончена лишь к 1837г, который стал датой окончания строительства. Парадную резиденцию с роскошными апартаментами- для приемов местных и заезжих гостей имелся большой зал – отличал едва ли не столичный уровень. Сооружение относится к числу наиболее значимых усадебных комплексов архитектуры классицизма на Урале. Глинка. Государственный деятель, главный начальник горных заводов уральского хребта, дворянин. Под его покровительством был открыт первый городской профессиональный театр. Прекрасным образцом усадебной архитектуры 19 века является резиденция главного горного начальника, украшающая центр Екатеринбурга. Резиденция главного горного начальника (Набережная Рабочей Молодежи, 3, ныне областная больница №2) - тип характерной для уральских поселений усадьбы управляющего заводом или заводовладельца. Она построена в начале 30-х годов 19в. на западном берегу пруда. Прежняя, зимняя, резиденция уральских горных начальников - деревянное, изрядно обветшавшее здание - сгорела в 1812 году. Тогда было принято решение построить новый дом, уже каменный, проект его поручили составить М.П. Малахову. В план Екатеринбурга 1825 года дом был уже внесен, однако окончательно он был построен лишь в начале 30-х годов.
Строительство совпало со временем превращения Екатеринбурга в крупный административно-промышленный, горный город. Личность нового владельца усадьбы была весьма примечательной и известной не только в Екатеринбурге, но и на всем горнозаводском Урале. Владимир Андреевич Глинка (1790 - 1862) был назначен главным начальником уральских заводов в 1837 году и служил почти 20 лет - дольше, чем кто-либо из его предшественников или преемников. Генерал был грозен, но справедлив и сделал много полезного для Екатеринбурга и заводского Урала в целом. В этот период власть горного начальника достигла наивысшего развития. Генерал Глинка, бывший царский вельможа, стремился обставить жизнь свою в " азиатской столице" на петербургский манер. Он любил устраивать шумные балы, двери его дома были распахнуты перед именитыми гостями и знаменитостями, посещавшими Екатеринбург. Сохранился рисунок, сделанный из окна этого особняка известным русским поэтом Василием Андреевичем Жуковским, который посетил Екатеринбург в 1837 г., сопровождая в путешествии великого князя Александра Николаевича - будущего царя Александра Второго.
В молодости В.А. Глинка был участником многих войн, входил в тайное общество декабристов. Находясь на высоком посту, генерал не забыл друзей юности, осужденных за участие в петербургском восстании 1825 г. Поэт-декабрист Вильгельм Карлович Кюхельбекер называл Глинку «лучшим, испытанным в счастии и несчастии другом». Другой декабрист - Федор Гаврилович Вишневский был взят Глинкой на службу чиновником по особо важным поручениям, и, вероятно проживал в этом доме в 1838 - 1842 гг. В 1856 - 1857 гг. дом генерала Глинки посещали декабристы, возвращавшиеся из ссылки.
Главный вход в дом градоначальника раскрыт прямо на набережную, подчеркивая городской характер усадьбы, ее слияние с окружающей застройкой. Двор, в котором расположены все служебные постройки, расположенный позади дома, образовал замкнутое пространство, обнесенное оградой с двумя въездами - парадным, со стороны набережной, и " черным" - с переулка. В хозяйственном дворе располагались каретники, конюшни и иные постройки. При этом хозяйственный двор обнесен высокой каменной стеной, тогда как сад, полностью раскрыт на набережную и отделен от нее ажурной чугунной оградой, позволяющей видеть все внутреннее пространство. Решетка ограды - замечательный образец каслинского литья. Ясность ее композиции в сочетании со сдержанным изяществом деталировки делает ее одним из интереснейших образцов художественного литья в архитектуре малых форм.
Главный дом усадьбы - двухэтажная постройка с мезонином. По центру находится главный вход с широким, выступающим вперед крыльцом. Архитектор применил ярусную композицию, которая зрительно вытянула здание по вертикали. Архитектурные формы ярусов становятся легче по направлению кверху: от массивности аркады первого яруса к воздушной изящности колоннады верхнего, третьего яруса, высота которого, по сравнению со вторым, резко уменьшена. Это создает оптическую иллюзию размещения его на большей, чем в действительности высоте и увеличивает зрительно высоту всего здания.
Декоративное убранство фасадов в целом отличается лаконичностью. Немногочисленные детали - розетки, барельефы, вставленные в прямоугольные и арочные ниши, не нарушают, а, наоборот, подчеркивают целостность стены своим откровенно декоративным характером. Центр композиции поддержан более нарядным декорированием стены, находящейся за портиком, применением ионических полуколонн в качестве обрамления балконной двери, а также тонким ажурным рисунком кованой решетки ограждения балкона.
Рядом расположен Дом главного лесничего (Набережная Рабочей молодежи, 2), построенный по проекту архитектора М.П. Малахова в 1830-е годы.
Должность главного лесничего уральских горных заводов просуществовала с 1838 г. по январь 1918 г. и, поскольку уральская промышленность работала на древесном угле, была одной из важнейших. Главный лесничий следил за расходованием древесины в казенных и частных округах, занимался охраной и восстановлением лесов. Первый главный лесничий с 1838 по 1857 гг. был Иван Иванович Шульц, который сразу приступил к лесовосстановительным работам на Урале, для чего даже изобрел специальную сеялку. Истинными защитниками уральского леса были и преемники Шульца, среди которых отметим Н.Г. Мальгина (1857 - 1874) и В.Н. Мылова (1874 - 1896).
Каменный двухэтажный дом с мезонином возведен рядом с резиденцией горного начальника и ориентирован главным фасадом на пруд. В застройке набережной и в панораме исторического ядра города оба здания образуют гармоничный классический ансамбль. Компактный, строго симметричный объем с центральным ризалитом и короткими боковыми крыльями украшен высоким четырехколонным портиком коринфского ордера. Мезонин увенчан треугольным фронтоном. На уровне первого этажа фасады отделаны штукатуркой «под руст». Над окнами второго этажа расположены лепные рельефы. Композиция и убранство дома характерны для стилистики классицизма.
Левобережная набережная – труда, бывшая Тарасовская. Здесь на углу дом полный обаяния и тайн. Молва к нему щедра. Говорят, будто хозяин дома Севастьянов возымел тщеславное желание вызолотить купол своего дома и подал будто бы прошение городскому голове, в котором это свое желание подробно изложил. Городской голова желание это осудил. По заказу надворного советника Севастьянова дом проектировал ученик Малахова Падучев. Датой строительства обычно называют 1866г. однако, на этом месте еще в конце 18 века в начале 19 в существовало каменное здание, видимо послужившее основой для дома Севастьянова. Каменный трехэтажный дом с бельведером. В композиции доминирует мощная угловая ротонда с ярусами глубоких лоджий. Лицевые фасады и ротонда имеют сложную систему членений и богатое убранство в формах «неоготики». Не менее фантастично, чем фасады, выглядят сохранившиеся интерьеры дома. Особенно великолепно отделаны помещения в ротонде и зал на втором этаже. Сохранился уникальный камин с высоким зеркалом в роскошной раме, форма которого будто перенесена из дворцовых интерьеров в стиле рококо. В 208 году было принято решение о реконструкции здания под резиденцию президента России на саммите ШОС. В ходе работ, в здании проведен капремонт, отреставрированы фасады, интерьеры, пристроен новый корпус, в котором оборудован зал для парадных приемов, были восстановлены исторические цвета: белый, зеленый, терракотовый. Является образцом готического направления в уральском зодчестве второй пол.19 века. В 2008 году центральный банк выпустил в обращение памятную серебряную монету номиналом 3 рубля с изображением Дома Севастьянова.
Здание аптеки Горного ведомства, 1821, замечательный уральский архитектор Малахов. 20-40 е годы 18 века Екатеринбург являлся по сути заводским поселком с населением около 1 тыс. человек. Но как другой растущий город нуждался в своих врачах, аптеках, госпитале. Первая аптека была организована при заводском госпитале в 30 х годах 18 века. Первоначально здание было деревянным и служила как жильем для доктора медицины штадт-физика Якова Грифа, так и аптекой. В различные периоды жизни нашего города здесь располагались всевозможные учреждения и организации. С 30-60 18 века – аптека; 1860-1896 – главная контора екат.горных заводов, 1920 –канцелярия главного лесничего екат.заводов, 22-30 – губернский отдел охраны труда, 35-68 учреждения уральского военного округа, 69-80 отделения союза писателей и общества «знание» а с1992 новый хозяин музей истории ювелирного и камнерезного искусства Урала.
Усадьба Тарасовых 30 е годы 19 века, авторство приписывают архитектору Малахову. Начало Тарасовской усадьбы восходит к концу 18 века. Правда, тогда были и другие хозяева и выглядела она иначе. Тарасовы купили дом в мае 1836. Именно они ее благоустроили и сделали лучшей по всей набережной. И благополучно владели ею до 1917 года. В ансамбль входит главный дом и два боковых флигеля и ограда. Главный дом усадьбы и правый флигель во второй пол.19 века получили новое убранство фасадов в стилевых формах эклектики. Усадьба - один из ценных образцов классицизма в застройке центра Екатеринбурга. В советское время в здании располагался Дом учителя. Но после большого пожара много лет дом оставался бесхозным и был запущен основательно. Идея восстановления дома и размещения в нем резиденции губернатора принадлежит самому Росселю. Но реставрационным работам предшествовали серьезные и дорогостоящие дренажные работы, т.к. скала, на которой стоит здание, оказалась прошитой глубокими трещинами, по которым поднималась вода. Это позволило спасти целый исторический квартал между улицами Ленина, Пушкина, Горького и пер.Почтовый. На противоположной стороне пруда располагается бывшая усадьба Зотова-Тарасова (Горького, 23). По одной из версий, здание было построено, по другой - куплено и перестроено в 1819 - 1821 гг. Григорием Федотовичем Зотовым. Авторство приписывают архитектору М.П. Малахову.
Г.Ф. Зотов был крепостным, но благодаря своему таланту сделал головокружительную карьеру - стал управляющим Верх-Исетского горнозаводского округа. На этом посту он принес своему владельцу, корнету Алексею Ивановичу Яковлеву, столь ощутимую прибыль, что благодарный заводчик дал ему вольную. В 1824 г. во время визита в Екатеринбург император беседовал с Зотовым и был поражен его умом. К тому времени Г.Ф. Зотов уже был управляющим Кыштымских заводов наследников купца Льва Ивановича Расторгуева, среди которых был и сын Зотова - Александр. За злоупотребления, допущенные на этом посту, в том числе и за организацию убийства двух рабочих, Г.Ф. Зотов и один из совладельцев Кыштымского округа П.Я. Харитонов были сосланы в 1837 г. в финский город Кексгольм.
Дом на берегу пруда отошел в казну, а затем был куплен екатеринбургским купцом Саввой Лукичем Тарасовым (1801 - 1872). Новый владелец перестроил здание, придав ему столь нарядный вид, что всю набережную, на которой он стоял стали величать Тарасовской.
В ансамбль входят главный дом, два боковых флигеля и ограда. Состав и расположение построек характерны для архитектуры усадеб русского классицизма и основаны на композиционных схемах «образцовых» проектов. Каменный двухэтажный главный дом усадьбы и правый флигель во второй половине 19 века получили новое убранство фасадов в стилевых формах эклектики.
В Советские времена в Тарасовском особняке располагался Дом учителя. После сильного пожара здание несколько лет пустовало, ходили слухи об отдаче его под размещение консульства США. Но после больших восстановительных работ усадьба Зотова-Тарасова была превращена в резиденцию губернатора Свердловской области.
Золотосплавная химическая лаборатория 1850-е годы, вторая половина 19 века, архитектор Турский. Во втрой половине 19 века извлечение золота из руд на Урале стало производится химическом способом. Для этого вида работ в Екатеринбурге была образована эта лаборатория.
Дом Злоказова. Перестроен в 1896г Архитектор Дютель Расположен на участке с садом. Состав построек – каменный двухэтажный дом, ограда, сторожка и службы. Первоначально небольшой усадебный дом был кардинально перестроен. В результате постройка обрела черты респектабельного городского особняка. В композиции выделяются два фасада – лавный и садовый. Главный фасад ассиметричен. В убранстве использованы классические и барочные детали. На садовом фасаде выделяется большой балкон с кованной решеткой ограждения, орирающиеся на четыре массивные колонны.
В 1892 году в Екатеринбурге было всего 29 пивных лавок, а в 1908 году в Екатеринбурге существовали уже 63 пивные лавки. Такой резкий рост реализации пива появился в связи со строительством в Екатеринбурге крупного пивоваренного завода и завода в Талице. Братьями Злоказовыми в 1907 г был основан пивобезалкогольный завод. А 7 января 1908 года городская управа выдала Злоказовым удостоверение в том, «что к постройке торговым домом пивоваренного завода вместо бывшей Уральской суконной фабрики на собственном усадебном месте, находящемся в выгоне г. Екатеринбурга, претензий со стороны Городского Управления не имеется». Промышленника Фёдора Алексеевича Злоказова к строительству пивзавода на месте собственной суконной фабрики побудил обнаруженный на территории фабрики артезианский водоносный слой. Как тогда, так и сейчас главной составляющей вкусного пива была качественная вода. 18 марта 1909 года газета «Уральский Край» пишет: «13 марта открыто действие вновь выстроенного пивоваренного завода братьев Злоказовых. Завод был пущен в ход под названием Исетский пивоваренный». Дом Злоказова в Екатеринбурге, ул. Пролетарская, 3 ТОРГОВЫЙ ДОМ «БРАТЬЯ ЗЛОКАЗОВЫ», основан в 1882 екатеринбургским купцом 1 гильдии Петром 3локазовым (ок. 1835—1897) и купеческими братьями Николаем (ок. 1842—1904) и Федором Алексеевичами 3локазовами (1844—1912). Три брата Злоказовых оказались «тысячниками». Мельников-Печерский описал их в своих романах «В лесах» и «На горах». Основной капитал — 90 тыс. руб.
Главная контора фирмы находилась в с.Тюбук Екатеринбургского уезда. Кроме того, имелись конторы в Екатеринбурге, Иркутске, Ирбите, Ишиме, Златоусте, Каслях, Нижнем Тагиле, Перми, Семипалатинске, Тобольске, Томске, Тюмени, Омске, Челябинске, Шадринске. 3локазовы вели крупную торгово-промышленную деятельность: им в разные годы принадлежали 4 винокуренных (Петровский, Петропавловский, Синаро-Уральский, Черкаскульский), 2 пивоваренных (Ирбитский, Исетский), 1 водочный (Екатегинбургский), 2 химических (Воздвиженский хромпиковый и Полевской сернокислотный), 2 стекольных (Воздвиженский и Петровский), 1 чугуноплавильный (Никольский) заводы, мукомольная мельница, 2 суконные фабрики (Екатеринбургская и Арамильская), а также пароходоство (2 парохода, 9 барж), Воздвиженская и Черкаскульская лесные дачи и т.д. Долгое время фирма делала ставку на произ-во и торг. водкой и пивом, уступая по объему торговли только А.Ф.Поклевскому-Козелл. После 1895 3локазовы построили ректификационные цеха на всех своих винокуренных з-дах, а также ректификационные заводы в Ирбите и Златоусте. Это позволило им в условиях гос. монополии на торговлю спиртными напитками получить право поставки спирта на казенные винные склады. Одновременно 3локазовы расширили производство сукна, пива, хим. продукции. В 1910 ТД был ликвидирован. Его имущество, оцениваемое в 9 млн руб., разделено на 3 части Мария Николаевна 3локазова (по мужу Вадарская) получила лесные дачи, Воздвиженские, Полевской и Черкаскульский з-ды. Владимир Петротвич 3локазов стал владельцем Арамильской суконной фабрики и пароходства. Товариществово «Ф.А. Злоказов и Сыновья» унаследовало остальные предприятия. Новые фирмы успешно существовали вплоть до 1919.
Литературный квартал Дом Метенкова Дом В.Л. Метенкова (К. Либкнехта, 36 / Первомайская, 22). Владельцем дома был известный на Урале фотограф-художник Вениамин Леонтьевич Метенков, член Русского Императорского географического общества, участник международных, общероссийских и уральских выставок, автор альбомов и открыток с видами Урала и Екатеринбурга. Очередной «Певец Урала». ПЕРВЫЙ ГОРОДСКОЙ ТЕАТР. Театр был построен на средства Рязановых (городской голова Екатеринбурга, купцы-старообрядцы, золотопромышленники играли ведущую роль в самоуправлении Екатеринбурга, но по инициативе и желанию горного начальника Глинки. Первым антрепренером был Соколов, приехавший в Екатеринбург с молоденькими актрисами, почти девочками, обученными в домашней театральной школе в имении Тургеневых. С девочками прибыла специальная нянька, которая должна была за ними приглядывать и которая тоже входила в состав труппы. Впоследствии в Екатеринбурге были собраны немалые деньги для того, чтобы откупить актрис у матери великого писателя И.С.Тургенева. Ставились «большинство из тех современных пьесок…которые проникли с бульваров Парижа во все уголки мира» (путешествие по среднему Уралу А.Купфера). Здесь же в ноябре 1896 один из первых сеансов кинематографа в Екатеринбурге.
Вознесенский холм это самое высокое место в городе. Как это высота называлась раньше, точных сведений не имеется. (принцип строить высокие здания и церкви исключительно на высоких местах и тем самым выявлять рельеф – небрежно забыт). На вознесенской горке в самые начальные для города времена находился загородный дом В.Н.Татищева, а десятилетия спустя, в 1792 году, на этом же месте заложили Церковь Вознесения Христова. После строительства здесь церкви Вознесения Господня за этой горкой прочно закрепилось название Вознесенской. Строили церковь почти сто лет. После революции церковь была закрыта, какое то время здесь располагался музей революции, а потом краеведческий музей. Склон, как и вся Вознесенская горка, счастливыми человеческими судьбами мало отмечен. Одни объясняют это тем, что вокруг горы якобы проходит тектонический разлом, образуя «черную дыру». Другие связывают несчастья со старым языческим кладбищем, которое было обнаружено еще 1723 году при закладке города.
Одновременно с закладкой храма в 1794-95 годах начал строится дом Льва Ивановича Расторгуева, богатый купец, владелец Кыштымских, Каслинских заводов, золотопромышленник, старообрядец. Усадьба Расторгуева – самая знаменитая в Екатеринбурге, а также является выдающимся архитектурным памятником города. Мамин-Сибиряк со скрупулезной точностью описал ее в романе «Приваловские миллионы», называет его «чем –то вроде акрополя или кремля». Она хорошо сохранилась и является отличным примером классической русской усадьбы 19 века. Строилась в 2 этапа, достраивал этот замечательный архитектурный ансамбль Малахов, парк образовался значительно позднее основных построек при зяте Расторгуева – Харитонове, причем с первых дней сад (парк) был открыт для посетителей. Т.е. это первый общественный сад в городе. Раскинулся он на северном склоне Вознесенского холма с искусственным озером (раньше здесь плавали лебеди), тенистыми аллеями, беседками. Деревья для сада, уже взрослые, тридцати -сорокалетние, отбирались в лесу поздней осенью и привозились в усадьбу. Этим липам и лиственницам более 200 лет – это самые старые деревья Екатеринбурга. Сегодня этот парк популярное, любимое место для прогулок горожан. Усадьбу Расторгуев строил в течение 12 лет, что довольно странно, ведь недостатка в рабочих и материальных ресурсов не было. Связывают такой длительный срок работ с тем, что помимо видимого строили невидимое, речь идет о тайных подземных ходах, подвалах. Вообще Дом хранит в себя невероятное количество тайн и загадок. Например, неизвестно имя зодчего, автора главного дома, неизвестны даты строительства усадьбы, ну и конечно подземные ходы, откуда и куда они тянулись, и с какой целью они были созданы. До сих пор умы знающих людей будоражат мысли о несметных сокровищах хозяев усадьбы. Личности Расторгуева, его зятя Харитонова, персонажи неординарные, колоритные, завершают раскраску легендарного дома. А теперь более подробно о легендах… К вопросу о первом архитекторе, сохранилась переписка родственников, которая раскрывает загадочную персону первого зодчего. Расторгуев, желая блеснуть перед екатеринбургской знатью, решил построить дворец в городе. Денег уйма, а зодчего нет, из Петербурга не соглашались ехать. Тут пришел на помощь начальник канцелярии пермского губернатора, который подсказал, что в Тобольской каторжной тюрьме содержится очень важный государственный преступник и при этом даровитый зодчий, предложил дать на руку кому следует, чтобы преступника на время отчислить на стройку. Расторгуев так и сделал. Узника отчислили в екатеринбургскую тюрьму, на стройку к Расторгуеву, директор тюрьмы предупредил, что ни в коем случае нельзя расспрашивать фамилии узника. Расторгуев при встрече с зодчим пообещал, что если тот воплотит фантазию в реальность, то тот похлопочет о досрочном освобождении, или поможет бежать. Спустя 12 лет, когда дворец был готов, Расторгуев обещание не сдержал, а узник впал в депрессию и, не доезжая до тюрьмы, повесился. Худая слава о доме пошла ещё при жизни Расторгуева. Дом жил тихой скрытой жизнью, где-то в глубинных казематах глохли крики " супротивцев", по подземным путям в тайные молельни приходили наставники уральского старообрядчества, теми же путями они выходили в глухие дальние углы сада и никем не замеченные растекались по тёмным грязным улицам Екатеринбурга. После появления в доме расторгуевского зятя Петра Яковлевича Харитонова, богатого купца и золотопромышленника, тихая внешне жизнь дома кончилась. Он любил шумные кутежи и необыкновенные развлечения, стоившие иногда жизни кому-нибудь из дворовых. День и ночь играла музыка, шла крупная карточная игра, пьяны ватаги гостей мыли шампанским лошадей. Харитонов не очень и скрывал худую славу казематов дома. Человек он был жестокий, необузданного нрава. Что-что, а копейку взыскать он умел. Поэтому и сдружился крепко со своим новоявленным родственником - Григорием Зотовым, прозванным в народе Кыштымским Зверем. Вместе они расправлялись с непокорными, вместе прятали концы в воду. И в землю. Финал их известен: осуждённые на вечное поселение в Кексгольм, они оба там и умерли. После этой истории наследники уже не жили в доме на Вознесенской горке. В народе скоро почти забыли о первом владельце дома, а к зданию прочно и надолго прилипло название харитоновский дом. Легенды о подвалах и тайниках стали соседствовать с легендами о зарытом золоте и самоцветах. А были ли всё-таки у дома подземные тайны?
. В 1924 году в парке перед входом во дворец произошел провал и открылся тоннель. По одной из версий, этот тоннель соединял дом с беседкой, а его ответвления открывали входы в другие подземные помещения.
Пруд представляет собой искусственное водохранилище, раньше здесь плавали лебеди. В 1924 году при очистке пруда открылось отверстие в склоне северо-западного берега, можно было пройти в него примерно на 20 метров. Нынешние архитекторы допускают, что здесь были подземные ходы: например от ротонды к острову, дому Зотова, Вознесенскому собору. Но молва говорит о ходах к Ипатьевскому дому или под городским прудом. Горячие головы до сих пор будоражат мысли о несметных сокровищах Расторгуевых-Харитоновых, так и не найденных в лабиринтах подвалов и темных ходов усадьбы и парка. В 1982 экспедиция Свердловского архитектурного института получила некоторые новые сведения о доме. В поисках возможного спуска в нижние этажи подвалов студенты-архитекторы обследовали все доступные уголки нынешних подвалов. Однако доступного оказалось очень мало - во время ремонта 1936 года строители потрудились на славу и замуровали бульшую часть подвала. К примеру, студенты расчистили описанный во многих материалах люк, якобы ведущий в нижний этаж подвала. Внизу, под завалом, оказался гладкий бетонный пол, который при простукивании не указывал на находящуюся под ним пустоту. Если суммировать все рассказы и свидетельства о подземной части усадьбы, то, пожалуй, самый главный подземный ход или, скорее, широкий тоннель направляется от дома к беседке-ротонде, что стоит с правой стороны от главного входа в парк. В 1924 году перед парковым входом во дворец произошёл провал, открывший тот тоннель. Примерно на половине расстояния от дома до ротонды из тоннеля есть ответвление в подземное помещение размером примерно четыре на шесть метров со сводчатым потолком. Это помещение, никак не проявляющее себя на поверхности земли, открыли геофизики с помощью приборов. В начале ХХ в. усадьбой Расторгуева-Харитонова заинтересовалось акционерное общество Кыштымских заводов, которое в 1905г. " вошло во владение" усадебными постройками, купив их у наследников Расторгуева за 61 000 рублей. Парк, с конца XIX в. сданный в аренду, стал любимейшим местом прогулок горожан. В годы революции в доме размещался отряд Красной гвардии. Дворец дал приют раненым бойцам, его ступени помнят шаги красногвардейцев, готовящихся к битве с колчаковцами. В 1919г. под его сводами создавался уральский комсомол, затем здесь сели за парты слушатели Урало-Сибирского коммунистического университета имени В.И. Ленина, Высшей коммунистической сельскохозяйственной школы, и, наконец, было решено передать ансамбль лучших в городе зданий детям. В 1935-1937гг. была проведена капитальная реконструкция усадьбы с целью приспособления ее под Дворец пионеров и школьников.
|