Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Романтизм як літературний напрям
Романтизм – Сложился в европейской литературе ХVІІІ-нач.ХІХв., как реакция на начавшееся разрушение многовековых устоев феодализма и болезненное становление капитализма. В зависимости от классовых и сословных позиций носителей романтического мировоззрения приобретали прогрессивно-революционную окраску или черты консервативно-реакционные. Прог-рев о люционные ром.: Пушкин, Лермонтов, Гюго, Байрон в своих произведениях утверждали величие свободной чел личности, звали к торжеству высоких гуманистических идеалов. Как говорил Горький, этот романтизм носил социально-активный характер и служил, как бы, переходным мостомот настоящего к будущему. Кон с ервативно-реакционные – сожаление о прошлом, идеализировали мрачное средневековье. Художник стремился изображать не обычную жизнь в ее повседневных проявлениях, а показывать необыкновенные, возвышенные, идеальные образы. Писатель романтик преображает реальные впечатления в соответствии со своим представлением об идеале. Он пытается украсить и эмоционально приподнять свой язык, часто прибегают к аллегорическим образам отсюда и большая тяга к написанию в стихотворной речи и к тем жанрам, которые позволяют свободно вводить вымысел и фантастику (баллада, поэма, легенда, сказка). Романтики освободили лит-ру. от устаревших канонов классицизма и обогатили искусство слова глубоким изображением внутренней жизни личности, протест против мешавших свободе личности – сословное неравенство, господство церкви. Власти денег и богатства. Создали образы гордых, свободолюбивых борцов-протестантов, тираноборцев и богоборцев, наделенных сильной волей. Но сами писатели и их герои не видели путей достижения цели. 23)Історичні типии реалізму (реалізм епохи Відродження, реалізм епохи Просвітництва, критичний реалізм) Существенной чертой реализма литературы Возрождения (xiv xvi)явился прежде всего грандиозный диапазон художественного изображения жизни. В творениях великих писателей Возрождения с невиданной глубиной и полнотой предстал внутренний мир людей в тесных и органических связях с внешним миром. От песен любви раннего итальянского Возрождения (поэзия Петрарки) до изумительной широты и проникновенности воспроизведения человеческих характеров и обстоятельств Шекспиром - таков охват жизни литературой Возрождения. Второй особенностью реализма Возрождения была критика, перераставшая часто в острое сатирическое обличение церковников, разоблачение обветшалых феодально-средневековых учреждений и норм человеческого поведения. Все это мы находим и в «Декамероне» Боккаччо, и в «Диалогах» Ульриха фон Гуттена, и в памфлетах Томаса Мюнцера, и в великом произведении Сервантеса «Дон-Кихот». Третьей чертой реалистической литературы Возрождения является ее народность, проявлявшаяся как в изображении важных и интересных для народных масс явлений, так и в особом внимании к национальной самобытности литературы, к чистоте и совершенствованию того национального языка, на каком она создается. Реализм Возрождения с его широким диапазоном вызвал к жизни и определил дальнейшее развитие многочисленных видов и жанров литературного творчества. Различные виды лирических произведений, новеллы, романы, трагедии, комедии, сонеты, памфлеты, проповеди, письма, диалоги характеризуют художественные завоевания передовой литературы Возрождения и в этой области. 18 век вошел в историю европейской культуры как эпоха Просвещения. Просвещение - это широкое идейное движение, содержание которого определяется прежде всего развернутой беспощадной критикой феодально-абсолютистских порядков. Выдающимся завоеванием литературы XVIII в. является формирование просветительского реализма. Новаторским был роман XVIII в. Особенно велика в этом заслуга английских писателей Дефо, Ричардсона, Филдинга. В драматургии возникла так называемая " мещанская драма, в який можно заметить черты сентиментализма, художественного направления второй половины XVIII в. При этом границы между реализмом и сентиментализмом не всегда внятные. Характеризуя реализм XVIII века, необходимо учитывать его своеобразие, отличие от реализма XIX века. Было бы неверным считать просветительский реализм какой незрелой стадией сравнению с так называемым критическим реализмом. В действительности у писателей XVIII и XIX века, как и у мастеров Возрождения, имеет место различный подход к изображению жизни, разный способ создания художественного образа. Просветители воплощают веру в безграничные возможности человеческой личности, величие ее рук и разума, красоту ее творческих усилий. Отношение к труду, деятельность человека становились важнейшим критерием ее оценки, а тема труда - одной из ведущих в литературе. Критический реализм - писатели критически относились к общественному строю, при котором они жили. Критика этого строя. Разоблачение пороков хозяев и рабов собственнического мира составляют главное содержание произведений критических реалистов. Особенно ярко проявилась в произв.рус. писателей 19 в. в силу тесной связи передовой русской литер. с революционно-освободительной войной рус. народа против самодержавия, чиновников, помещиков, буржуазии. Критикуя основы эксплуататорского общества, писатели критического реализма утверждали гуманистические идеалы общественной справедливости и всечеловеческого счастья. Однако реальных путей к достижению этого счастья они не видели.
|